Отрицание всей существующей реальности, отрыв от мира, негативизм

Данный пункт является, по сути, составной частью системы контроля информации. Как мы уже выяснили, организация до малейших подробностей регламентирует отношение человека с родственниками и друзьями, не являющимися её членами. Также она в высшей степени негативно и даже агрессивно отзывается обо всех основных существующих в мире религиях вплоть до формирования в адептах чувства ненависти и жестокости по отношению к последним. Контакты с лицами, покинувшими секту или исключёнными из неё также запрещены. Однако вполне очевидно, что в век обилия информации стороннее влияние может исходить не только от непосредственного окружения человека, но из множества других источников. Это могут быть различные СМИ (теле, радиопередачи, газеты, журналы), либо произведения искусства (фильмы, книги, спектакли). Если к тому же данные произведения обладают высоким художественным уровнем и несут определённую смысловую нагрузку, они могут очень сильно воздействовать на человека. Случайно попавшая на глаза газетная заметка или философская статья может в корне подорвать доверие адепта к сектантскому учению. Поэтому чтобы не допустить инакомыслия и сомнений, организация строго следит за всей информацией, получаемой её членами из разных источников. Конечно, очевидно, что в современном мире информационных технологий невозможно полностью оградить человека от восприятия каких-либо сведений, исходящих из несектантских источников. В этом случае единственным способом оградить адептов от посторонних влияний является формирование соответствующего отношения к получаемой информации.

Поэтому согласно учению "Свидетелей Иеговы", миром правит Сатана. Таким образом, мир погряз в грехе, пороке, разложении и бедах. Весь он пропитан злом, его влияние вредно, разрушительно и губительно для человека (вспомним неопровержимую презумпцию иеговистов об аморальности всех лиц, не состоящих в секте). Человек, поддавшийся этому влиянию, автоматически теряет надежду на воскресение и вечную жизнь и будет уничтожен в Армагеддоне. Примечательно, что "пропагандой Сатаны" считается не только информация, непосредственно направленная против секты или информация религиозного содержания, исходящая не от ВиБРа, но и любая другая, где упоминаются такие ценности, как свобода, патриотизм, преданность Родине, стремление получить образование или сделать карьеру. Абсолютным злом, ведущим к смерти, объявляются типичные для "мира" развлечения, даже спортивные игры (боулинг, теннис – тяга к красивой жизни и т.д.), фильмы, где присутствуют сколько-нибудь сексуальные сцены (включая поцелуй между героями, не являющимися супругами), сцены насилия (включая исторические фильмы), культы киногероев, спортивные передачи и т.д. Поскольку все современные фильмы и передачи так или иначе затронуты перечисленными вещами, многие из которых, позволим себе заметить, являются абсолютно невинными, нетрудно понять, что практически вся информация фильтруется сектантской пропагандой и автоматически отметается иеговистами. Как отмечает Дворкин, каждый сектант должен знать, что "Вне организации истинной жизни нет; любая информация, исходящая не от организации, ложна и вредна, поэтому читать надо только своё, дабы не замутнять сознание ложью сатаны; если обнаружится, что опыт не соответствует учению, то помнить, что это происки диавола" [38].

Также профессор отмечает, что человек со временем "Вообще отучается воспринимать что-либо, не исходящее от секты и не написанное в знакомом ему подробном настоятельно-инструктивном тоне… Секта существует в своём собственном мирке и создаёт своего собственного человека – существующего вне культуры, вне социума, вне общества" [39].

Оборотной стороной такой политики является очередное нагнетание напряжённости и ситуации, близкой к стрессовой. Человек разучивается воспринимать всё светлое и доброе, что есть в мире. Он разом отсекает в своём сознании всё, что его окружает, ставя на этом ярлык порочности и сатанизма. Таким образом, человеку внушается, что он живёт в полностью враждебном ему мире, мире, который преследует цель искусить его, сбить с "верного пути", в окружении людей, которым "Бог века сего" (Сатана) "ослепил умы", а потому они являются вольными или невольными его сторонниками. Таким образом, адепт должен быть постоянно настороже, в ожидании новых испытаний и искушений, исходящих даже от близких ему людей. Более того, угроза видится во всём, будь то рекламные щиты на улицах города или купола виднеющегося храма. Человек учится ненавидеть мир и с нетерпением ждать его уничтожения. О возможности наслаждаться жизнью при такой идеологии не может быть и речи. Сектантские издания постоянно смакуют происходящее в мире зло, акцентируют на нём внимание, не позволяя замечать хорошее, что само по себе с психологической точки зрения является крайне негативной и нежизнеспособной установкой. Так, на одном из собраний иеговистов в публичной речи прозвучало, что "Если вам кажется, что в мире наступает стабильность (к примеру, экономическая) – это иллюзия, обман Сатаны, средство для "усыпления духовности". Призывалось ни в коем случае не поддаваться пагубной иллюзии и не забывать, что всё кругом плохо, и по-другому быть не может.

Поддерживается данная идея и в проиеговистских изданиях. В частности. - С. Иваненко указывает в качестве положительной характеристики человека, тот факт, что "Если человек и сам склонен ощущать ненормальность, противоестественность "существующей ныне системы вещей", он может оказаться восприимчивым к учению Свидетелей Иеговы" [40].

Справедливости ради стоит сказать, что в жизни действительно происходят зачастую ужасающие события, способные привести в уныние кого угодно. Это и разгул преступности, и терроризм, и стихийные бедствия, и общая развращённость молодёжи. Подобные вещи отмечают как негативные как представители всех религиозных организаций, так и светские люди. Однако ведущие религии мира призывают к тому, чтобы, видя царящее в мире зло, уметь находить и ценить в жизни островки добра и продолжать нести в мир свет. Иеговисты же, напротив, чрезмерно нагнетают иллюзию пагубности и губительности мира и призывают полностью от него отстраниться. Приведём в подтверждение несколько цитат:

"Ты можешь жить вечно в раю на земле", 1989 г. - С. 209: "Мир сатаны - его организованное человеческое общество - состоит из разных тесно связанных друг с другом составных частей".

"Ты можешь жить вечно в раю на земле", 1989 г. - С. 210-212: "Организованное человеческое общество под руководством сатаны, дьявола, является действительно злым и развращенным… Если ты за новую систему Бога, то ты будешь держаться отдельно от мира, включая ложную религию…"

"Ты можешь жить вечно в раю на земле" - С. 188-189: "Держаться отдельно от мира".

"Бодрствуйте!", 2004 г. - С. 13-14: "Чтобы Иегова благоволил к нам, необходимо как своими делами, так и желаниями сердца доказывать, что мы не имеем ничего общего с Вавилоном Великим… Библия предостерегает истинных поклонников Иеговы от любви "к тому, что есть в мире", то есть образа жизни, свойственного этому отчуждённому от Бога миру".

"Бодрствуйте!", 2004 г. - С. 24: "В этом сатанинском мире становится всё больше искушений и невзгод. Мы любим Иегову и хотим выстоять до конца – либо до конца нашей жизни, либо до конца этой системы вещей. Но как мы можем сохранять чувство неотложности и продолжать бодрствовать?"

"Сторожевая Башня" от 15.02.2001 г. - С. 17: "Никто не спасёт враждующих с Богом и его народом".

"Наше царственное служение", май 2004 г. - С. 4: "Мы можем стать друг другу "опорой", помогая сопротивляться вредному влиянию сатанинского мира".

"Наше царственное служение", сентябрь 1995 г. - С. 1: "Также вред нашему духовному здоровью может нанести и развращённый, безнравственный мир, окружающий нас. Если мы позволяем себе слишком близко общаться с этой злой системой, наше мышление и точка зрения могут стать мирскими. Или же мы можем перенять мирской образ жизни и быть охвачены духом этого мира".

"Организованы проводить наше служение", 1990 г. - С. 65: "Как апостол Павел в свое время, так и мы сегодня живем среди строптивого и развращенного поколения, среди системы вещей, безбожие и мирской дух которой мы отвергли. Да, где находились бы мы охотнее, чем в обществе с народом Иеговы?"

"Организованы проводить наше служение", 1990 г. - С. 128-129: "Нельзя пятнать себя грехом и мирскими взглядами. Таким образом они остаются отделенными для исключительного служения Иегове… Наш противник, сатана, дьявол, хочет сбить нас с пути истины. Злое влияние окружающего нас мира и наши собственные грешные склонности иной раз затрудняют нас. Поэтому мы должны вести духовную борьбу… Чтобы мы могли побороть мир, мы должны дорожить справедливыми нормами Иеговы так же, как наш Повелитель. Мы должны остерегаться не только вовлечения в политические и социальные дела мира, но должны также противостоять пагубному влиянию этого мира в нравственном отношении… Если мы регулярно насаждаем слово истины в разум и сердце своим изучением Библии и посещением встреч, то мы, вопреки искушениям и испытаниям, сохраним твердую веру".

"Организованы проводить наше служение", 1990 г. - С. 132: "И даже если развлечение само по себе, может быть, приемлемо, то присутствие и влияние мирских людей может быть вредным".

В связи с этим в заключении Экспертизы № 1 отмечается, что "Учетом социальной коннотации слова "система", такая реконструкция Священного писания способствует формированию недружелюбной настроенности ко всему общественному целому"; "в изданиях Свидетелей Иеговы много упоминаний о повседневных трудностях, медицинских проблемах и др. светских делах, все это на очень примитивном уровне", а также тот факт, что "изменения в текстах "Свидетелей" психологического содержания ряда устойчивых понятий способствует этой переориентации гражданского сознания воспринимающих в сторону осадно-боевого противостояния миру".

В заключении Экспертизы № 3 отмечается, что "Членов организации ориентируют на неприятие существующих культурных ценностей и традиционного образа жизни российских граждан, а также на неприятие ряда установленных государством требований и норм".

В Заключении № 4 эксперты отмечают, что "Именно глобальная антикультурная ориентация какого-либо сообщества, принимающего позицию отрицания в отношении всей совокупности человеческой культуры и опыта за его собственными пределами позволяет говорить о сектантском характере этого сообщества и именовать его сектой". В этой связи применительно к "Свидетелям Иеговы" указывается, что "признаки деструктивного культа (тоталитарной секты) содержатся и в иных аспектах вероучения "Свидетелей Иеговы", которое в целом имеет ярко выраженную асоциальную направленность", а именно, "законы "этой системы вещей", которым пока вынуждены подчиняться члены организации, являются порождением сатаны и будут вскоре полностью разрушены. В настоящее время подчинение им вынужденно, необходимо активно действовать для скорейшего разрушения "этой системы вещей" и наступления "царства Бога". В заключение эксперты приходят к выводу, что "организация "Свидетели Иеговы" вполне подпадает под определение деструктивного культа (тоталитарной секты) по всем признакам такой организации, разработанным в настоящее время зарубежными и отечественными исследователями этого феномена. Налицо установка на глобальное противостояние "внешнему миру", всем остальным людям, агрессивное отрицание всей суммы человеческой культуры, не только в религиозном, духовно-нравственном аспекте, но и во всех иных: политическом, экономическом, национально-культурном, правовом, обыденном и т.д.".

В Экспертном заключении № 5 в этой связи говорится, что "В представленной на экспертизу литературе содержится немало материала, в котором проводится идея противопоставления члена организации "Свидетели Иеговы" окружающему обществу и государству" и "окружающий мир для организации "Свидетели Иеговы" - однозначно враждебный мир, потому что "Сатана, Дьявол, действительно является невидимым правителем мира!" (Брошюра "Кто в действительности правит миром?" - 1992 г. - С. 3)".

Мнение экспертов подтверждается и судебной практикой. Так, в Московском решении суда Свидетель Кондратьев Ф.В., психиатр, показал, что когда что "Без общества не может формироваться нормальная личность. Тем более, что им говорят, что в государстве все плохо, кругом Дьяволы, Сатана. Это психотравмирующий ребенка фактор. Априорно можно сказать, что это путь развития личности неполноценной социализации". В результате формирования в сознании адептов негативной установки к миру в целом происходят случаи непонимания и даже конфликтов в семье. Как уже отмечалось при анализе разрушения семьи, Свидетель Кузнецов А.И. указывал, что с его женой "стало невозможно что-либо обсуждать, не получалось даже телевизор вместе смотреть из-за ее комментариев про всех, включая руководство страны, православной церкви".

Как мы видим из приведённого здесь случая, учение "Свидетелей Иеговы" действительно даёт нужные плоды, и люди не просто становятся абсолютно невосприимчивыми к любой поступающей не из секты информации, но и явно агрессивно настроенными по отношению к окружающему миру. Подтверждают это и эксперты. В частности, в Заключении № 1 отмечается, что "Развернутое идеологическое высказывание, каким является совокупность рассмотренных экспертами текстов "Свидетелей Иеговы", составляет, естественно, лишь часть инструктивно организуемой данными текстами деятельности идеологов, пропагандистов, инструкторов сообщества "Свидетели Иеговы". Широкая повседневная практика этой деятельности происходит в уже заданном режиме манипуляций сознанием, сужения сознания, стрессовости, настороженной враждебности по отношению к миру, мировоззренческой дезориентации, подмены общества, его институтов и его норм структурами и циркулярами кланового или сектантского характера".

Наши рекомендации