Самостоятельная работа по теме. 1. Провести сравнительный анализ определений сознания по 3 источникам на выбор студента (словари, периодическая печать
1. Провести сравнительный анализ определений сознания по 3 источникам на выбор студента (словари, периодическая печать, учебники и учебные пособия).
Вопросы по теме занятия.
1. Удалось ли успешно выполнить заданий?
2. Что оказалось наиболее сложным, при выполнении заданий?
3. Какие пробелы в изучении теоретического материала были замечены, при выполнении самостоятельной работы?
4. Сознание как фундаментальная особенность человеческого способа жизни.
5. Подходы к определению сознания.
6. Варианты структуры сознания. Сложность решения данной проблемы.
7. Заслуга З.Фрейда в изучении структуры сознания.
10. Тестовые задания по теме с эталонами ответов.
1. Что является фундаментальной особенностью человеческого способа жизни:
1) бытие.
2) сознание.
3) рефлексия.
4) осознанное бытие.
2. Сознание обретает статус бытия с момента:
1) рождения человека.
2) возникновением человека.
3) появлением материи.
4) появлением самосознания.
3. Сознание человека имеет статус:
1) филогенетический.
2) онтологический.
3) онтогенетический.
4) рефлексивный.
4. Рефлексия позволяет обнаружить:
1) новый опыт сознания.
2) бытийность сознания.
3) непосредственность сознания.
4) мифологичность сознания.
5. Одно из первых представлений (современных представлений) о структуре сознания принадлежит:
1) З. Фрейду.
2) В.П. Зинченко.
3) Л.С. Выготскому.
4) А.Р. Лурия.
11. Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов.
1. Психолог «при объективном изучении человека не наблюдает ничего такого, что он мог бы назвать сознанием, чувствованием, ощущением, воображением, волей… Он приходит к заключению, что все эти термины могут быть исключены из описания жизнедеятельности человека… Сознание и его подразделения являются поэтому не более как терминами, дающими психологии возможность сохранить – в замаскированной, правда, форме, - старое религиозное понятие «души». О психологе какой научной школы идет речь в цитате? Что является гносеологической основой данного утверждения?
2. Стало хрестоматийным утверждение К.Маркса о сознании: «Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это – знание… Нечто возникает для сознания постольку, поскольку оно знает это нечто. Знание есть его единственное предметное отношение».
Так ли это? О каком сознании идет речь в данном положении?
Перечень и стандарты практических умений.
Владение теоретическими знаниями и практическими умениями для дифференциации различных точек зрения на проблему развития сознания в онтогенезе.
Примерная тематика НИРС по теме.
1. Сознание – парадоксальность, к которой невозможно привыкнуть.
2. Структура самосознания человека.
3. Общественное и индивидуальное сознание.
4. Аналитический обзор статей за последний год.
14. Рекомендованная литература по теме занятия:
основная:
1. Маклаков, А. Г. Общая психология : учебное пособие / А. Г. Маклаков. - СПб. : Питер, 2010. - 583 с.
2. Хозиев, В. Б. Практикум по общей психологии : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. Б. Хозиев. - 5-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2009. - 272 с.
дополнительная:
1. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010.
Занятие № 12
Тема: «Человек как индивид. Проблема типологии индивидуальных различий».
2. Форма организации учебного процесса: семинарское занятие. Разновидность занятия: интерактивное. Методы обучения: частично-поисковый, проблемный, дискуссионный.
3. Значение темы: формирование представлений типологиях индивидуальных различий, понимания необходимости знания типологий индивидуальных различий для решения профессиональных: и личностных проблем, знание базовых предметных категорий, формирование профессиональной позиции, гуманистического отношения к людям, воспитание профессиональной культуры личности.
Цели обучения:
- общая: способность и готовность к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации (ОК-1), способность и готовность к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологи (ОК-2), способность и готовность к владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-8).
- профессиональная: готовность инициировать психологические исследования: определение области прикладной психологии, предоставляющие возможности для развития исследований, проверкой и оценкой существующих методов, техник и моделей, выявлением возможности для развития фундаментальной и прикладной психологии (ПК-2), умение разрабатывать дизайн психологического исследования: формулирование проблемы и гипотезы, генерированием теоретического контекста конкретных исследований, определение параметров и ресурсов для психологических исследований, описание методологии психологических исследований, планирование и проведение исследования (ПК-3), владение приемами анализа, оценки и интерпретации результатов психологического исследования, проверка и оценка соотношения теории и эмпирических данных, подготовка отчетной документации и обобщение полученных данных в виде научных статей и докладов (ПК-4), готовность к проведению психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях клинической психологии (ПК-27).
- учебная: знать историю возникновения и развития гуманистических оснований психологической науки, природу человеческой психологии, о ее специфику, структуру, феноменологию, динамику, развитие, широкий спектр методов психологии, позволяющих исследовать, корректировать, развивать психологическую реальность. уметь анализировать различные теоретические и методологические позиции, формулировать на основе теоретических данных умозаключения относительно собственной позиции на природу человека, осуществлять самоанализ собственной деятельности, оценивать собственное эмоциональное состояние. владеть навыками анализа различных теоретических и методологических позиций, навыками изучения научной литературы и официальных статистических обзоров, навыками саморегуляции, управления собственной деятельностью.
4. Место проведения семинарского занятия определяется особенностью изучаемой дисциплины и формой занятия: учебная комната.
5. Оснащение занятия: методические рекомендации для аудиторной работы студентов.
6. Структура содержания темы (хронокарта).