Исследования личности в группе в истории отечественной
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ МОСКОВСКАЯ ГУМАНИТАРНО-СОЦИАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ
ПСИХОЛОГИЯ
СОВМЕСТНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ ГРУПП И ОРГАНИЗАЦИЙ
Ответственные редакторы: А.Л. Журавлев Е.В. Шорохова
Издательство
«Социум»;
Институт психологии РАН» Москва-2001
УДК 316 6
ББК 88.5
Ж 91
Психология совместной жизнедеятельности малых групп и организаций. Ответственные редакторы: А.Л. Журавлев, Е В. Шорохова. М.: Изд-во «Социум»; «Институт психологии РАН», 2001, 288 с.
SBN 5-9270-0017-7
Аннотация
Основное содержание данной книги посвящено результатам конкретных эмпирических исследований психологических феноменов совместной жизнедеятельности, таких как: ценностные ориентации, психологическая дистанция между людьми, феномен деловой активности, межличностные конфликты, предпочтения различных форм власти в организации и т.д. Феномены совместной жизнедеятельности проанализированы на различных социально-психологических объектах, в частности, на уровнях личности в группе, малой группы и организации в целом. Большое место отводится изложено различных методических приемов и программ исследования психологических феноменов совместной жизнедеятельности, представленных в приложениях к авторским работам.
Данная книга рекомендуется специалистам в области социальной, организационной и экономической психологии, а также психологии личности, труда и управления. Материалы, безусловно, могут быть полезными для преподавателей, аспирантов и студентов психологических, социологических и экономических специальностей.
SBN 5-9270-0017-7
Научно-техническая работа выполнена О.Н Нестеровой Оригинал-макет подготовлен П.В. Морозовым
© А.Л Журавлев, Е.В. Шорохова, 2001 © Институт психологии РАН, 2001
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ..........................................................................................8
РАЗДЕЛ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВМЕСТНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ........................12
ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ГРУППЕ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В 20-Х - 50-Х ГОДАХ XX ВЕКА....................12
ЕВ Шорохова
Введение............................................,...........................................12
Исследование отношений коллектива и личности в истории
социальной психологии.......................................................13
Исследования проявлений личностных особенностей
человека в группе........................................................................ 23
Психологические механизмы взаимовлияния личности и
группы.............................................................................................28
Литература.....................................................................................33
Психологическая дистанция между личностью и
ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ.................. 36
А Л Журавлев, А Б Купрейченко
Введение.......................................................................................36
Исследования процесса категоризации социального
окружения..................................................................................37
Основные подходы к изучению психологической дистанции ...42 Некоторые факторы категоризации социального окружения. ..45 Результаты эмпирических исследований феномена
психологической дистанции........................................................48
Выводы......................................................................................... 52
Заключение......................................................................53
Литература.......................................................................55
Приложение 1. Бланк для изучения имплицитных представлений личности о психологической дистанции с представителями различных социальных категорий (для
менеджеров)........................................................................ 57
Приложение 2. Бланк для исследования структуры феномена психологической дистанции...........................................................58
Ценностные ориентации личности с разным семейным
статусом...................................................................................................60
НА Журавлева
Введение..................................................................................60
Структура ценностных ориентации личности с разным семейным статусом........................................................................63
Влияние факторов брака и наличия детей на структуру
ценностных ориентации личности................................................68
Интенсивность различий в структуре ценностных ориентации
личности под влиянием факторов брака и наличия детей..........70
Выводы............................................................................................74
Литература.......................................................................................76
Социально-психологический анализ феномена деловой
женщины..................................................................................................77
Г В Турецкая
Теоретическая реконструкция феномена деловой женщины,,.. 77 Эмпирический анализ феномена деловой женщины:
программа исследования................................................................82
Типология феномена деловой женщины......................................87
Модель развития феномена деловой женщины...........................91
Заключение......................................................................................93
Литература.......................................................................................94
Влияние экономического образования на ценностные
ориентации личности младших школьников..................................95
715. Дробышева, АЛ Журавлев
Введение.........................................................................................95
Некоторые факторы формирования
ценностных ориентации личности................................................97
Программа исследования ценностных ориентации личности
в условиях раннего экономического образования.....................100
Сравнительный анализ ценностных ориентации младших
школьников экспериментальной и контрольной групп...........104
Влияние независимых и побочных переменных на
ценностные ориентации младших школьников.........................108
Заключение....................................................................................110
Литература.....................................................................................111
Приложение 1. Методика исследования ценностных ориентации личности младших школьников
(модифицированный вариант).....................................................113
Приложение 2. Программа опроса родителей............................115
РАЗДЕЛ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВМЕСТНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ........................................................120
Развитие концепции совместной деятельности
в современной отечественной психологии.................................... 120
А Л. Журавяев
Введение........................................................................................120
Исследования совместной деятельности в отечественной
психологии в 60-70-е годы XX века.............................................121
Исследования совместной деятельности в отечественной
психологии в 80-90-е годы XX века.............................................125
Заключение.....................................................................................128
Литература.....................................................................................132