Портрет, в котором удачно схвачено мимическое выражение лица
Динамичность портрета могут усилить руки, их выразительное положение.
Помещение фигуры в центре кадра, симметрия, уравновешенность композиции, вертикальный строй кадра приводят в большинстве случаев к нежелательному статичному изображению. Статичность еще более усиливается малоконтрастным освещением, однотонностью фона, строго фронтальным положением модели, отсутствием впереди по направлению поворота головы или направлению взгляда свободного пространства.
Иллюзию движения в портрете нельзя решить отдельными формальными приемами. Диагональное построение, экспрессия света, пятнистость фона и т. д. - все эти приемы могут лишь усилить впечатление о движении, если в лице ощущается осмысленность.
Следует отметить, что любое композиционное построение снимка вне зависимости от его жанра берет начало от двух конструктивных факторов – ритма и симметрии.
"Симметрия есть зеркальное соответствие расположенных вокруг средней оси частей какого-либо образования. Ритм – это большая или меньшая повторяемость какого-либо мотива через некоторые интервалы. Симметрию характеризует спокойное равновесие элементов, ритму свойственно движение, которое может быть продлено до бесконечности. Симметрия ясно сказывается в построении лепестков цветка. Ритмическое начало – в расположении на стебле листьев, которые следуют друг за другом через известные промежутки". (Алпатов М. В. Композиция в живописи. М., 1940, с. 5.)
Под симметрией в портрете мы понимаем соответствие интервалов линейных величин по обе стороны от горизонтальной или вертикальной оси лица или фигуры в положении фас. В этом случае чередование и повторяемость элементов и интервалов между ними составят четкую систему их соотношений, которые мы называем ритмом расстояния.
Если же лицо изменит положение перед объективом и нарушится его симметрия, а к этому почти всегда стремится фотограф, то изменяются и ритмы линейных величин лица и фигуры.
Чувство ритма вырабатывается одновременно с восприятием формы. Частота ритмических интервалов линейных форм, уходящих в глубину, определяет характер перспективы. Если при короткофокусной перспективе темп сокращения расстояний между отдельными формами лица чересчур бросается в глаза, то одновременно мы наблюдаем резкое сужение формы головы, а учащенный ритм сокращения масштабов отдельных элементов лица приводит к заметным его деформациям. В сопоставлении с половиной лица, находящейся по отношению к объективу во фронтальном положении, где сохранены естественные ритмы расстояний (от затылка до уха, от уха до глаза и от глаза до носа), вторая, "уходящая", часть лица при короткофокусном ритме создаст искаженное представление о форме лица в целом. Причиной тому явится резкая асимметрия ритмов.
Ритмы линейных величин и пластика форм также взаимосвязаны, так как округлость предметов на изображении, кроме своей собственной формы, зависит от темпов перспективных сокращений. Поэтому та часть композиции, которая рассматривает архитектонику и проекцию фигуры в кадре, определяется симметрией и темпами перспективных сокращений.
Впечатление от художественно выполненного портрета зависит также и от того, как вписалась фигура в прямоугольную площадь кадра. Она может расположиться в центре его и представлять симметричную картину, где достигнуто полное равновесие частей по отношению к центральной оси кадра (рис. 4). По мере смещения фигуры к левой или правой границе кадра устойчивость изображения будет все более нарушаться. Свободное от изображения пространство в одной части кадра и заполненное – в другой вызовет чувство неуравновешенности позиции (рис. 5).