БкЮ-100, ПНБ-100, ЭБ-100_Психология. План семинарских занятий
План семинарских занятий
Тема 1. Предмет психологии, ее задачи и методы (2 часа)
1. Психология как наука. Классификация психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства.
2. Основные методы психологических исследований.
3. Идеалистические и материалистические воззрения античных философов. Основные психологические теории.
4. Взаимосвязь психологии, истории, медицинских, биологических и технических наук.
5. Фундаментальные и прикладные отрасли психологии.
Тема 2. Понятие о психике и ее эволюции (2 часа)
1. Психика как свойство высокоорганизованной живой материи. Природа и механизмы психических явлений.
2. Сознание как высший уровень психического отражения. «Я-концепиия» и критичность человека, их роль в формировании поведения человека.
3. Основные функции психики. Общие проблемы происхождения психики человека.
4. Развитие психики животных. Инстинктивное поведение животных и стадия элементарного поведения.
5. Учение И. П. Павлова об условных и безусловных рефлексах. Основные особенности стадии интеллектуального поведения.
6. Концепция Леонтьева-Фабри. Идеалистические воззрения П. Шардена на проблему развития психики животных.
Тема 3. Происхождение и развитие сознания человека (2 часа)
1. Сознание как высший уровень психического отражения и высший уровень саморегуляции. Активность и интенционалыюсть — основные характеристики сознания.
2. Культурно-историческая концепция развития психики человека. Противоборство «биологического» и «идеального» подходов к решению проблемы происхождения сознания человека.
3. Развитие психики человека. Возрастная классификация А. Н. Леонтьева и Б.Г.Ананьева.
4. Общие характеристики стадий развития психики человека: новорожденный, ранний младенческий возраст, поздний младенческий возраст, преддошкольный возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст и начало юности, акмеологическнй период, период геронтогенеза.
5. Строение нервной системы человека. Строение головного мозга.
Тема 4. Характеристика познавательных процессов (ощущение, восприятие, внимание, память, воображение) (2 часа)
1. Общее место и роль познавательных психических процессов в жизни человека.
2. Ощущение как чувственное отображение отдельных свойств предметов. Свойства ощущений: качество, интенсивность, длительность, пространственная локализация. Пороги ощущений.
3. Восприятие как целостное отражение предметов. Основные свойства восприятия: предметность, целостность, константность, структурность, осмысленность, апперцепция, активность.
4. Внимание как психический феномен. Непроизвольное внимание и особенности произвольного внимания.
5. Основные механизмы памяти: запечатление, сохранение, узнавание и воспроизведение. Основные виды памяти.
6. Воображение как процесс преобразования представлений. Механизмы процесса воображения. Классификация воображения.
Тема 5. Характеристика познавательных процессов (мышление, речь, представление) (2 часа)
1. Природа и характеристики основных видов и форм мышления. Классификация мышления.
2. Мышление, речь и язык. Развитие речи в филогенезе: комплексная кинетическая речь, ручная кинетическая речь, звуковая речь и полисемантизм, письменная речь.
3. Представление как психический процесс отражения предметов или явлений, не воспринимаемых в данный момент.
4. Типы представлений: представления памяти, представления воображения.
5. Основные характеристики представлений: наглядность, фрагментарность, неустойчивость, непостоянство. Классификация представлений.
Тема 6. Эмоционально-волевые процессы (2 часа)
1. Воля как процесс сознательного регулирования поведения. Характеристики волевых действий.
2. Апраксия и абулия. Роль потребностей, эмоций, интересов и мировоззрения в формировании волевых действий.
3. Структура волевых действий. Компоненты волевых действий. Содержание, цели и характер волевого действия. Решительность и процесс принятия решения.
4. Основные качества воли. Самоконтроль и самооценка.
5. Виды эмоций и их общая характеристика. Соотношение понятий «эмоции» и «чувства».
6. Закономерности формирования высших чувств. Роль эмоций в регуляции поведения
Тема 7. Психические свойства личности (2 часа)
1. Понятие о направленности личности и мотивации деятельности. Основные формы направленности: влечение, желание, стремление, интересы, идеалы, убеждения.
2. Психологические теории мотивации. Основные закономерности развития мотивационной сферы.
3. Общая характеристика способностей человека. Определение способностей по Б. М. Теплову. Классификация способностей.
4. Понятие о темпераменте. Основные типы темперамента: холерический, сангвинический, меланхолический, флегматический.
5. Понятие о характере. Характер как прижизненное образование. Закономерности формирования характера.
6. Формирование характера. Трансформация характера в течение жизни.
Тема 8. Психические состояния и их регуляция (2 часа)
1. Понятие об адаптации человека. Особенности взаимодействия человека с окружающей средой. Понятие гомеостаза.
2. Работы К. Бернара и У. Кэннона. Уровни адаптации: физиологический, психический, социальный.
3. Стресс как неспецифическая реакция организма. Основные стадии стресса по Г. Селье. Классификация психического стресса.
4. Регуляция эмоциональных состояний. Механизмы регуляции психических состояний по Ф.Б.Березину.
5. Функции психологической защиты и классификация видов психологической защиты.
6. Роль фрустрации в формировании стрессовых состояний. Потребности и их роль в развитии стресса.