Научись внимательно слушать
1.Найди область интереса.
2.Суди по содержанию, а не по исполнению.
3.Отсрочь оценку.
4.Старайся уловить идею.
5.Будь гибок.
6.Активно слушай – трудись.
7.Не поддавайся отвлекающим моментам.
8.Упражняй ум
9.Держи ум открытым
10.Используй скорость мысли
ã HRC/Кадровый Клуб (095) 797 47 17. Все права защищены.
65. «Передача информации» | IСF |
Цели
Показать, что переданная информация много теряет, проходя через «каналы».
Необходимое время
12 минут.
Необходимые материалы
Краткая журнальная или газетная статья.
Процедура
1.Возьмите любую недавнюю статью (2-3 абзаца) не по центральным темам новостей. Разделите группу на подгруппы в составе 4 или 5 человек. Попросите членов каждой подгруппы рассчитаться по порядку от 1 до 5 так, чтобы каждый имел свой порядковый номер.
2.Попросите первые номера остаться в комнате, а остальных - выйти из нее. Скажите оставшимся, что зачитаете им сообщение, которое они должны выслушать, не прибегая к записи.
3.Прочитайте сообщение (задавать вопросы не разрешается). Попросите вторые номера вернуться к своим столам, где первые номера перескажут им сообщение. Затем возвращаются третьи номера и выслушивают пересказ сообщения от вторых, в то время как первые просто слушают. Продолжайте эти действия по порядку, пока не будут охвачены все участники. В завершение попросите отдельные пятые номера пересказать сообщение.
Вопросы для обсуждения
1.Как много из содержания первоначального сообщения исчезло в процессе передачи информации? Как оно изменилось?
2.Какие ошибки или неточности возникли в процессе передачи сообщения между членами группы?
3.Как можно было бы улучшить восприятие фактов и понимание сообщения? Как мы удостоверяемся в правильной передаче сведений в реальной обстановке?
ã HRC/Кадровый Клуб (095) 797 47 17. Все права защищены.
66. «Биржа лимонов» | IPLS |
Цели
Ярко показать важность индивидуальных различий, необходимость острой наблюдательности и чувствительности к личным особенностям.
Необходимое время
20-30 минут.
Необходимые материалы
Достаточное количество лимонов.
Процедура
1.Принесите достаточное число лимонов (либо любых других фруктов). Раздайте по одному каждому члену группы. Поручите участникам внимательно изучить свои лимоны - покатать их, и помять, и погладить, и разглядеть и т.п. Попросите их хорошо познакомиться со своими лимонами - это послужит поводом для смеха. Скажите, чтобы они подобрали им имя. Посоветуйте участникам запомнить в уме особенности своего лимона.
2.Соберите лимоны и смешайте их на глазах присутствующих
3.Выложите все лимоны на стол и попросите всех подойти и выбрать свой первоначальный лимон. Если возникнут споры, помогите их участникам разрешить разногласия или попросту зафиксируйте факт несогласия и в дальнейшем используйте это как материал для обсуждения. (В малых группах до 25 человек подавляющее большинство успешно опознает свои лимоны).
Вопросы для обсуждения
1.Как много участников уверены, что они нашли свой первоначальный лимон? Как вы можете знать?
2.Каковы параллели между распознаванием в множестве лимонов и в множестве людей? Какова разница?
3.Почему мы не можем узнать людей так быстро, как узнали лимоны? Какую роль играет кожа (людей и лимонов).
4.Какие принципы человеческого поведения иллюстрирует это упражнение?
ã HRC/Кадровый Клуб (095) 797 47 17. Все права защищены.
70. «Как Вас зовут?» ITCM
Краткий обзор
Это простая забава, дающая возможность группе и ведущему запомнить имена всех участников.
Цели
1.Позволить участникам вспомнить имена друг друга.
2.Дать возможность ведущему вспомнить все имена.
Необходимое время
15-20 минут.
Размеры группы
8-20 участников.
Необходимые материалы
Не требуются.
Процедура
1.Скажите членам группы, что в конце упражнения они должны будут помнить имена всех других участников. Если используются именные таблички, попросите перевернуть их обратной стороной.
2.Сообщите группе, что каждый должен представиться по имени и сказать что-нибудь необычное о себе. Например: «Меня зовут Джек и у меня есть розовый сад».
3.Затем скажите группе, что следующий участник должен повторить имя предшествующего человека и его необычную особенность. После этого он называет свое имя и что-то необычное о себе.
4. Остальные участники должны повторить эту же процедуру, вспоминая имена и особенности всех других от первого до предшествующего.
Вопросы для обсуждения
1.Может ли каждый участник вспомнить имена всех остальных?
2.В повседневной жизни мы сталкиваемся с проблемой запоминания имен. Можно использовать этот прием, но может быть следует самим попробовать придумать что-нибудь нестандартное.
Варианты
1.Лучше вам самому быть первым. Тогда группа увидит, о чем идет речь.
2.Можете стать и последним, чтобы гарантированно обеспечить мотивацию группы в запоминании имен.
3.В более крупных группах можно использовать именные таблички. Участник должен прикрывать ее рукой и показать лишь в том случае, если другому будет трудно вспомнить его имя.
ã HRC/Кадровый Клуб (095) 797 47 17. Все права защищены.
71. «Бобы» | IMP |
Краткий обзор
В ходе этого упражнения участники убеждаются, что идентичные объекты могут выглядеть как разные по размеру.
Цели
Показать, что зрительное восприятие не всегда бывает правильным.
Необходимое время
2-5 минут.
Размер группы
До 25 человек.
Необходимые материалы
2 вырезанных из бумаги силуэта
Процедура
1.Спросите, есть ли в группе кто-то, способный точно определить размеры предметов.
2.Следует поднять по одному в каждой руке вырезанные силуэты и держать так, чтобы их видела вся группа. Силуэты надо держать в одной плоскости лицом к группе на расстоянии 30 см друг от друга.
3.Попросите группу сказать, какой силуэт больше.
4.После этого переложите силуэты, каждый в другую руку, и снова спросите какой из них больше. На этот раз не ожидайте, что откликнутся очень многие.
5.Затем передайте силуэты участниками, чтобы они изучили их и обсудили.
Вопросы для обсуждения
1.Почему они выглядят разными по размеру?
2.Имела ли место какая-либо манипуляция?
3.Видят ли все, что их восприятие не всегда правильно?
Вариант
Можете попросить 2 добровольцев держать силуэты. После того, как вы зададите группе первый вопрос, предложите добровольцам поменяться местами, не выпуская силуэтов из рук.
Силуэты
Так же, как изображено внутри этого силуэта, нужно держать в руках вырезанные из твердой бумаги силуэты.
ã HRC/Кадровый Клуб (095) 797 47 17. Все права защищены.
72.«Задача команды № 1» | ITСM |
Краткий обзор
Это упражнение дает команде возможность решить задачу.
Цели
1.Организовать работу членов группы как команды.
2.Посмотреть какие участники возьмут на себя разные функции в группе. (Это может быть скрытой целью в начале упражнения).
Необходимое время
30-40 минут.
Размер группы