Vi.лабораторно - практические занятия
ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ И СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Министерство образования и науки Российской Федерации
Орский гуманитарно- технологический институт ( филиал)
«Оренбургский государственный университет»
М.С. Мантрова
ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ И СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Утверждено редакционно- издательским советом ОГТИ
В качестве учебно-методического пособия
Орск 2015
УДК 159.922.26: 37.042
ББК 88.37+74.200
М23
Научный редактор
Швацкий А.Ю., кандидат психологических наук, доцент,декан ППФ ОГТИ
Рецензенты
Попова А.Х.,кандидат психологических наук (научно – методический центр управления образования г. Орска);
Стародубцева Л.С.,кандидат психологических наук, заведующий кафедрой педагогики и психологииГАОУ СПО «Педагогический колледж» г. Орска.
М 23 Мантрова, М.С.
Психология семьи и семейного воспитания: учебно-методическое пособие ./М.С. Мантрова. – Орск: Издательство ОГТИ,2015. – 126 с. – ISBN978-5-4418-0015-0
Данное учебное-методическое пособие предназначено студентам высших учебных заведений, обучающихся по специальности 050400 «Психология образования», и может быть полезно практикующим психологам. В учебном пособии изложены основные теоретические аспекты семейного воспитания, а также представлены подробные методические рекомендации необходимые для изучения дисциплины, в пособии имеется богатый практический материал необходимый будущим практикующим психологам.
ISBN978-5-4418-0015-0 © Мантрова М.С., 2015
© Издательство ОГТИ, 2015
Орск 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………….I.СЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Психологическое содержание понятия «семья». Соотношение понятий «семья» и «брак»……………………………………………………………..
Современные подходы к изучению семьи как социально-педагогического феномена………………………………………………………………………
Функции семьи с точки зрения семейной психологии……………………..
Типы семей……………………………………………………………………..
II.ДИНАМИКА ПЕРИОДИЗАЦИЙ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Период ухаживания……………………………………………………………….
Молодая семья, её задачи и особенности…………………………………………
Пожилой человек и семья………………………………………………………..
III.СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Модели семейного воспитания………………………………………………….
Методы семейного воспитания…………………………………………………
Стили семейного воспитания…………………………………………………….
IV. ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ. РАБОТА ПСИХОЛОГА - КОНСУЛЬТАНТА С РОДИТЕЛЯМИ.
Семейное консультирование: цели, задачи, способы организации и методы работы………………………………………………………………………………
Работа с родителями в контексте возрастно-психологического консультирования………………………………………………………………….
V.СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Занятие 1. Понятие о семье и браке………………………………………...
Занятие 2. Функционально-ролевая структура семейных отношений…….
Занятие 3.Жизненный цикл семьи…………………………………………
Занятие 4. Кризис в семейных отношениях………………………………
Занятие 5.Типы семейного воспитания……………………………………
Занятие 6.Психология супружеских отношений………………………….
Занятие 7. Психология детско-родительских отношений…………………
Занятие 8. Проблемы социально-психологической
адаптации приемных детей и приемных родителей……………………….
VI.ЛАБОРАТОРНО - ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Занятие 1-2. Сущность брачно-семейных отношений…………………….
Занятие 3-4.Тема любви и влюбленности в семейной психологии………
Занятие 5-6.Воспитание детей в семье………………………………………
Занятие 7-8. Психологическая служба семьи………………………………
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ………………………………………………………
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ…………………………………………………
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТВЕТА НА ЭКЗАМЕНЕ………………
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ ПО ЛЕКЦИОННЫМ ТЕМАМ……………………………………………………
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ……….
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Притча о любви…………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.Психологические сказки о любви ……………………
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.Словарь основных терминов курса……………………
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.Авторская анкета изученияличности современных подростков.........................................................................................................
ВВЕДЕНИЕ
Психология семьи – относительно молодая отрасль психологического знания, которая базируется на богатейшей практике семейной психотерапии, опыте психологической помощи семье, теориях воспитания, а также практике психологического консультирования родителей по актуальным в современном обществе вопросам детско-родительских отношений.
Данное учебное пособие содержит теоретический материал и разработанные практические задания, соответствующие основным разделам учебной программы по курсу : « Основы психологии семьи и семейного воспитания».
Курс «Основы психологии семьи и семейного воспитания» - современный взгляд на развитие семьи и ее функционирование в процессе жизненного цикла. В учебном пособии раскрываются базовые характеристики семьи как системы, сущность брачно-семейных отношений, стили воспитания в семье, изучаются основные принципы семейного консультирования.
Изложение лекционного материала сосредоточено на исследовании роли семьи в формировании личности, общих вопросах теории семьи и семейных отношений, семейных интеракциях, супружеских проблемах, воспитании детей, функционировании семейной системы.
Задачи и практические задания предложенные студентам могут быть решены только при условии усвоения ими теоретических знаний данного курса. Содержание задач отвечает цели глубокого усвоения теоретических знаний, формированию умений и навыков анализа жизненных ситуаций, то есть осуществления связи теории и практики,что особенно актуально для практикующих психологов.
Широкий комплекс анализируемых проблем и глубокий уровень их проработки позволит студентам сформировать адекватное и исчерпывающее представление о современном состоянии данной отрасли психологического знания, как в теоретическом, так и в практическом плане.