Модели и методы принятия управленческих решений.
Наука управления пытается повысить эффективность организаций путем увеличения способностей руководства к принятию обоснованных, объективных решений в ситуациях, исключающих сложности с помощью моделей.
Модель – представление объекта, системы или идеи в некоторой форме отличной от самой целостности. Типичный пример – это схема орг-ции. Главная хар-ка модели – упрощение реальной жизненной ситуации, в к-рой она применяется. Т.к. форма модели менее сложна, а неотносящиеся к делу данные устраняются, модель зачастуу повышает способность руководителя к пониманию и разрешению стоящих перед ним проблем.
Необходимость моделирования вызвана следующими причинами:
сложностью многих орг-ционных ситуаций, к-рые м упростить с помощью моделирования,
невозможностью проведения экспериментов в реальной жизни, даже когда они необходимы,
ориентация рук-ва на будущее. Моделирование – есть единственный в настоящее время способ увидеть варианты будущего и определить возможные последствия альтернативных решений, что позволяет их эф-но сравнивать.
Существуют 3 базовых типа моделей:
физическая модель – представление того, что исследуется с помощью увеличенного или уменьшенного описания объекта или системы. Отличительная характеристика – в некотором смысле она выглядит как моделируемая целостность. Пример: макет будущего здания. Модель упрощает визуальное восприятие.
Аналоговая модель – представляет собой объект, к-рый ведёт себя как реальный, но не выглядит как таковой. Организационная схема, графики – яркие примеры анал моделей.
Математическая модель - в ней исп-ся символы для описания св-в или характеристик объекта или события. Примеры – мат зависимость м/у объемом производства и издержками, ур-е Эйнштейна. Такие типы моделей чаще всего исп-ся при принятии орг-ционных решений
Построение модели есть процесс.
Этапы процесса построения моделей:
1) постановка задачи – это самый важный этап, способный обеспечить правильное решение управленческой проблемы. Здесь следует чётко определить в чём заключается проблема.
2)построение модели – разработчик должен определить гл. цель модели, какие выходные данные предполагается получить, чтобы помочь рук-ву разрешить стоящие перед ним задачи. Также требуется определить, какая инф-ция необходима для разрешения нужной проблемы, а также расходы и реакцию людей.
3)проверка модели на достоверность – определяется степень соответствия модели реальному миру. Все ли существенные компоненты встроены в модель. Определяется степень в к-рой инф-ция, получаемая с помощью этой модели действительно помогает рук-ву справится с проблемой. Кроме того, было бы хорошо опробовать модель на сходной ситуации из прошлого.
4)применение модели – зачастую созданные модели используются не в полной мере, основная причина заключается в том, что руководители опасаются или не понимают данную модель, чтобы этого избежать следует давать возможность линейным руководителям, для которых предназначены модели, участвовать в постановке задач и установлении требований к моделям. Кроме того, руководителей нужно научить использовать модели.
5)обновление модели – модель обновляется с целью получения дополнительных выходных данных и с учётом изменившихся целей орг-ции или внеш среды.
Как и все ср-ва и методы науки управления, модели могут привести к ошибкам из-за общих проблем моделирования:
1.недостоверные исходные допущения,
2.ограниченные возможности получения необходимой инф-ции,
3.страх пользователей,
4.слабое использование на практике,
5. чрезмерно высокая стоимость модели.
Планирование как функция менеджмента. Стратегическое планирование и содержание его этапов.