Я хороший, если я подыгрываю тебе; ты хороший, если ты позволяешь мне подыгрывать тебе

Они играют в разные игры.

Их любимая игра называется: «Мы ни во что не играем!»

Если я скажу им, что они играют, они покарают меня.

Я должен играть в то, что я не замечаю их игры.

Р. Д Лэнг

Подобно героям поэмы Лэнга, «девятка» продолжает бессознательно играть, забыв о том, что он играет, не говоря уже о том, что его любимая игра — не замечать своей игры. Он пребывает в трансе амнезии и негативной галлюцинации, не говоря уже о возрастной регрессии и постгипнотическом внушении.

В этой стратегии боль от травмы утраты Сущности столь велика, что у «девятки» развивается бессознательная леность. В книге «Трансы, в которых живут люди» обсуждаются различные типы трансов. Группа субличностей, окружающих Сущность, создает трансы для защиты от боли, вызванной утратой Сущности. Эта неосознанность проявляется в виде физической и душевной лености и отказе от попыток самопознания. Поэтому глубинным состоянием «девятки» является леность, а основной транс Наранхо называет ллыть по течению. Действительно, при этой стратегии пара наблюдатель—личность ничего не находит внутри себя и, вместо того чтобы пытаться искать, предпочитает и дальше оставаться в неведении. Это приводит к лености и безделью. Кроме того, это формирует основной способ действий в отношениях с другими людьми. Можно сказать, что «девятка», не представляющий себе, каков он на самом деле, превращается в истинного хамелеона. Вместо того чтобы познакомиться получше с самим собой, он смотрит по сторонам в надежде заполнить пустоту. Палмер называет этот тип личности посредник, а Ризо — миротворец.

Важно понять, что бессознательная леность «девятки» и его стремление плыть по течению — это способ отвлечь себя и окружающих от встречи с внутренней пустотой. «Девятка» жаждет любви, любовь является его высочайшей целью, но пара наблюдатель—личность навешивает на Сущность ярлык отсутствия любви и ярлык одиночества. «Девятке» часто не хватает чувства собственной идентичности, и поэтому он подражает другим, примеряя на себя их убеждения, мысли, идеалы и образ жизни. Естественно, это происходит лишь в их присутствии. Как только он оказывается вдали от них, он точно так же принимает окраску очередного «ближнего» или первого встречного. В этом выражается его зависимость. Ему кажется, что его душа пуста, и он надевает на эту пустоту ярлык отсутствия любви. Проблема заключается в том, что в глубине души «девятка» постоянно жаждет любви и заботы. Если ему в них отказывают, его охватывает гнев и ярость.

«Девятка» готов заниматься чем угодна лишь бы не видеть собственной пустоты. Он часто создает видимость внутренний жизни или духовности. Эта поверхностная духовность уводит его прочь от подлинной пустоты, скрывающейся за его переживаниями. Многие считают «девяток» по-настоящему духовными людьми так как они легко играют любую роль, в том числе и роль искателей истины. Если «девятку» все же не удовлетворяет поверхностный уровень духовности и он готов двигаться дальше и войти в свое пустое пространство, он легко откроет дверь и сделает шаг навстречу Сущности. Но при этом «девятке» очень важно научиться не обижаться на других людей за то, что они не в состоянии заполнить его пустоту (см. рис. 15).

Большинство из нас сопротивляется собственной пустоте до такой степени, что судорожно цепляется за любые отношения с другими. Мы говорим друг другу: «Помоги мне заполнить мою пустоту!» Если это получается, мы называем это настоящей любовью; если не получается, требуем развода. Иначе говоря, мы используем других, чтобы заполнить собственную пустоту, но это приводит лишь к разочарованию. Почему? Потому что каждый из нас должен встретиться со своей пустотой и признать ее истинную ценность. Убегая от своей пустоты и ожидая, что другие заполнят ее, мы постоянно терпим неудачу, так как пустота является нашей истинной природой.

Стратегия 9 ведет к стремлению оставаться бессознательными и автоматически уподобляться окружающим в надежде укрыться от пустоты. «Девятка» легко становится ведомым и позволяет привести себя к двери, ведущей в пустоту; но ему следует быть крайне внимательным, чтобы не принять свои собственные представления и символы за истинную Сущность.

Терапия

Шаг 1. Составьте список субличностей, сопротивляющихся ощущению пустоты.

Шаг 2. Почувствуйте, где именно внутри вашего тела находится пустота.

Шаг 3. Войдите в пустоту и почувствуйте ее.

Шаг 4. Осознайте, что хотя субличностям пустота напоминает смерть, изнутри пустота ощущается как состояние мира, покоя и безмятежности.

Шаг 5. Из состояния пустоты спросите каждую субличность: «Чего ты хочешь на самом деле и к чему ты стремишься больше всего на свете?»

Шаг 6. После того как субличность ответит вам, осознайте это качество в состоянии пустоты.

Шаг 7. Когда вы поговорите со всеми субличностями, возвратите их назад в пустоту и позвольте им раствориться в пустоте Сущности.

Вариант

Шаг 8. Представьте себе, что субличности находятся на переднем плане, а вы на заднем, и взгляните, как субличности плавают среди пустоты.

Шаг 9. Оставаясь на заднем плане, испытайте и переживите сущностное качество.

Шаг 10. Осознайте, что и субличности, и пустотасостоят изодной и той же субстанции.

Субличности: Бессознательность. Незнание себя. Одиночество.

Глубинное состояние: Представление о пустоте как об одиночестве и отсутствии любви. Гнев.

Компенсаторные субличности: Сверхосторожность. Сверхсознательность. Привлекательность. Мнимая личность, «хамелеон». Сверхдуховность.

Пример

Барбара, 35 лет, развелась после пятнадцати лет брака. Годами она забывала о собственных желаниях, «живя ради мужа». Можно сказать, что она отождествляла себя с его желаниями и потребностями в надежде забыть о своей внутренней пустоте.

В этом примере растворение субличностей также не наступает во время сеанса. Сначала нужно осознать, какие трансы и субличности служит защитой от травмы. Чтобы продемонстрировать это, я сначала предложу читателю немного теории, чтобы он мог понять, в каком направлении развивался процесс.

Травмы и трансы

В своих книгах «Трансы, в которых живут люди» и «Темная сторона внутреннего ребенка» я утверждал, что травма является краеугольным камнем для защитных трансов. Нужно подчеркнуть, что в процессе травмы создается транс, помогающий уберечь человека от мыслей, чувств и воспоминаний о случившемся. Это ведет к мышечному напряжению, задержке дыхания и блокировке энергии.

Это очень важно понять, так как дао хаоса требует осознания наших трансов. Ни одна субличность не может раствориться в Сущности, прежде чем мы узнаем правду о травме. Я еще раз повторяю, что в Сущности не растворяются ложь, самообман, подавленные воспоминания и субличности.

Дао хаоса требует признания того, что было отвергнуто прежде. Взгляните на рис. 16, где изображены последствия травмы.

Как вы видите, травма (Т) окружена защитными механизмами. Когда вы работаете с собой или другими, вы должны взять штурмом крепостные стены, воздвигнутые из защитных трансов, добраться до центра цитадели и взглянуть в лицо травме.

Например, если девочка подверглась насилию в пятилетнем возрасте, она может вначале прибегнуть к диссоциации, затем к оцепенению и, наконец, к защитному трансу гипнотической дремоты.

То, чему мы научились позже всего, забывается раньше всего (профессор Вон Мейер, 1973).

Итак, первое, что должна вспомнить девочка, это последний созданный ею транс. В случае, изображенном на иллюстрации, ей нужно начать с гипнотической дремоты, напоминающей грезы. Затем девочка должна осознать подавленные телесные ощущения (оцепенение) и, наконец, добраться до диссоциации (выхода из своего тела). Эти трансы следует осознать и преодолеть для того, чтобы добраться до реального события. Это событие также следует вспомнить и проработать прежде, чем субличности смогут раствориться в Сущности.

Чтобы прорваться сквозь трансы, требуется мужество и готовность осознанно и намеренно создавать трансы, прежде созданные бессознательно. При работе с самой травмой терапевту обычно приходится вторгаться в глубоко скрытые и крайне болезненные области души клиента.

Дао хаоса и растворение субличностей даются нам не так легко, как может показаться на первый взгляд: они требуют немалой внутренней честности, а также готовности понять и принять любое переживание и любой внутренний опыт.

Недавно я беседовал с известным эриксонианским терапевтом. Он сказал: «Когда у меня бывает депрессия, я привлекаю все ресурсы и создаю любые символы, какие только могу, чтобы ее преодолеть». Я подумал: «А что плохого в депрессии? Почему бы и не позволить себе некоторое время оставаться депрессивным?» В этом суть дао хаоса: никаких суждений, никаких оценок, никакого сопротивления — просто позвольте себе переживать то, что вы переживаете, не пытаясь избавиться от «нежелательного» состояния, которое лишь потому и нежелательно, что мы сочли его таковым.

Наши рекомендации