Краткое изложение лекционного материала. Социальная психология изучает проявление психической деятельности в условиях групп и коллективов
Социальная психология изучает проявление психической деятельности в условиях групп и коллективов. На первый взгляд кажется, что сознание во всех его свойствах и особенностях индивидуально. Это верно, но верно также и другое - одновременное проявление одной из сторон сознания множества людей. Это так называемые массовидные психические явления, к которым, прежде всего, относятся общественное мнение, коллективное настроение.
Общественное (коллективное) мнение - это единые по содержанию суждения о актах социальной жизни, коллективной деятельности, деятельности отдельных личностей.
Коллективное мнение - мощный фактор воздействия на личность, регулятор ее поведения. В нем выражаются взгляды, убеждения, воля большинства и поэтому удачно сочетаются в нем убеждение и психологическое принуждение.
Общественное мнение выполняет следующие функции:
- гносеологическую ("коллективный разум" - познает);
- социальную (регулятивную);
- воспитательную;
- функцию механизма обратно связи между коллективом и личностью.
Причины расхождения истины и общественного мнения:
- неосознаваемое или умышленное включение вымысла: слухов, сплетен (для полноты картины);
- ограниченность познавательных возможностей конкретных людей (недостаточность информации);
- склонность к излишнему обобщению (неоправданному);
- недостоверность отдельных фактов в потоке информации;
- неумение многих людей точно передавать информацию;
- влияние личности спрашивающего (выясняющего общественное мнение);
- зависимость людей от общего мнения.
У отдельной личности настроение - относительно непродолжительное и неглубокое эмоциональное самочувствие. Люди, общаясь друг с другом, как бы обмениваются настроениями, причем происходит это зачастую неосознанно. В процессе взаимодействия индивидуальных настроений людей формируются групповые настроения (общие чувства).
Индивидуальные и групповые настроения функционируют всегда в единстве с мнениями, объединяя эмоциональное и рациональное. Такого рода социально-психологические явления называются умонастроениями. Коллективное мнение + групповое настроение (рациональное + эмоциональное) = умонастроения.
Функции умонастроений:
1) отражательная - в умонастроениях реальная действительность отображается одновременно в виде знаний и переживания, т.е. отношения группы к воспринимаемым фактам, событиям и т.д. (хотя и не всегда точно);
2) сигнальная - дает нам информацию о состоянии объекта;
3) нормативная - группа (коллектив), с которой идентифицирует себя личность, предписывает ей вполне определенные рамки поведения. Причем групповая мораль может находиться в различным соотношениях с нравственными нормами общества. Совпадение ценностных ориентации группы с общепринятыми придает группе положительную социальную направленность, а ее нормам - непререкаемый авторитет. Расхождение - порождает конфликты;
4) побудительная - существуют специфические социально-психологические санкции, с помощью которых умонастроения группы направляют поведение личности. Эти санкции общественного мнения и настроений могут иметь как нравственно зрелое, так и аморальное содержание;
5) контрольная - мнения и настроения выполняют также контрольную функцию относительно поведения и деятельности каждого члена группы (коллектива).
Многообразие умонастроений, функционирующих в коллективе, можно свести в три группы:
- политические - это умонастроения, характеризующие преобладание среди членов коллектива мнений, суждений, оценок, настроений, складывающихся вокруг событий, фактов, которые по содержанию являются собственно-политическими, либо по каким-то причинам приобретающие политическое звучание;
- профессиональные - это функционирующие среди сотрудников суждения, мнения, оценки, настроения, складывающихся вокруг событий, непосредственно связанных с повседневной практической деятельностью. Они органически связаны с политическими умонастроениями. Если взять правоохранительную деятельность, то важнейшие из них - мнения и настроения, например, относительно причин и состояния преступности, способов и методов борьбы с ней, оценки сил и средств органов внутренних дел, престижа милиции среди населения и т.д.;
- бытовые - отражают мнения и настроения сотрудников относительно их собственного опыта (обеспеченность жильем, жизнь в семье, проведение досуга и т.д.). Умонастроения в этой сфере оказывают сильное влияние на морально-психологическое состояние коллектива и должны находиться в поле зрения руководителей.
Наряду с общественным мнением и настроениями в духовной жизни людей (группы, коллектива) функционируют статические социально-психологические явления. Все эти категории социально-психологических явлений органически взаимосвязаны.
Суеверие - это упрочнившееся ложное мнение, возникающее под влиянием страха, переживаемого людьми. Поэтому говорят, например, о суеверном страхе, причины которого не осознаются
Многие суеверия связаны с верой в бога. Суеверия - пустая, ложная вера, связанная с представлением о существовании сверхъестественных си. К суевериям относятся вера в:
- судьбу;
- вещие сны;
- колдовство;
- гадания;
- приметы;
- разного рода пророчества;
- знахарство;
- "святые места" и т.п.
Суеверие - необоснованное представление о причинах явлений окружающего мира.
Предрассудок - результат некритического усвоения стандартизированных суждений, принятых в определенной социальной группе. Предрассудок (до рассудка).
Предрассудки выполняют регулятивные, оценочные функции и формируются в зависимости от условий существования группы, от системы ее ценностей и норм. Назначение предрассудков:
- предварительная ориентация членов группы;
- формирование их общей направленности (в направлении интересов группы).
Виды предрассудков: этнические, национальные, религиозные, общинные, групповые.
Обряды и ритуалы - это внешняя форма проявления обычаев и традиций. "Обрядность" и "ритуальность" обычаев и традиций - это существенные признаки, отличающие их от мнений и настроений.
Слухами обычно называют информацию, лишенную основании. Слухи - специфический вид межличностной коммуникации, в процессе которой сюжет, до известной степени отражающий некоторые реальные или вымышленные события, становится достоянием обширной аудитории.
Слухи отражают:
- реальное или вымышленное событие;
- общественное мнение;
- общественные настроения;
- социальные стереотипы и установки аудитории.
Все многообразие слухов можно классифицировать по ряду оснований. По адекватности отражаемому событию различают слухи абсолютно недостоверные, недостоверные с элементами правдоподобия, правдоподобные и достоверные с элементами неправдоподобия.
По позиции, выявляющиеся в слухах распространителя, вычленяются: слух - желание, когда сообщение имеет целью вызвать разочарование по поводу несбывшегося желания и соответствующую деморализацию людей;
слух-пугало, наиболее эффективный среди людей с преобладающими настроениями тревоги, страха и неуверенности
агрессивный слух, сеющий неприязнь (ненависть) к конкретным лицам или группам людей
разобщающие слухи, вносящие разлад во взаимоотношения людей, нарушающие привычные социальные связи между ними подозрительностью, взаимным недоверием и т.д.
По происхождению слухи могут быть стихийными или умышленно фабрикуемые. Иногда слух зарождается стихийно, но, попав на определенную почву, находит заинтересованных распространителей, готовых приукрасить информацию в соответствии со своими интересами.
По силе влияния на сознание людей слухи подразделяются на:
- будоражащие общественное мнение, но не заходящие в область явно выраженного асоциального поведения;
- вызывающие антиобщественное поведение известной части населения;
- разрушающие социальные связи между людьми и вливающиеся в групповые нарушения общественного порядка (например, беспорядки на стадионах, паника в условиях стихийного бедствия др.).
Толпа - бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознанной общности целей, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.
По характеру осуществляемого поведения различают: случайную, которую составляют зеваки; экспрессивную, выражающую радость или горе, гнев или протест; конвенциональную, т.е. типа болельщиков на спортивных состязаниях, которые только в этой ситуации позволяют себе определенные формы поведения; действующую, осуществляющую активные действия против какого-либо объекта; окказиональная - любопытствующая (авария).
Действующая толпа в свою очередь включает в себя следующие подвиды:
- агрессивная, объединенная слепой ненавистью к некоторому объекту
- паническая, стихийно спасающаяся от реального или воображаемого источника опасности;
- стяжательная, вступающая в неупорядоченный непосредственный конфликт за обладание какими-либо ценностями;
- повстанческая, результат революционных потрясений;
- экстатическая, связанная с религиозным фанатизмом.
Семинарское занятие
Время – 2 часа
Вопросы семинарского занятия
1. Виды социально-психологических явлений и их учет в деятельности органов внутренних дел.
2. Статико-динамические психические явления.
3. Статичные психические явления.
4. Слухи их виды, особенности возникновения, меры противодействия слухам.
5. Толпа, виды толпы, особенности возникновения и развития, структура.
6. Меры психологического воздействия на толпу.
Предполагается написание рефератов по теме (список примерных тем предусмотрен данным пособием) доклады по обозначенной теме выбираются курсантами самостоятельно, по согласованию с преподавателем.
Практическое занятие
Время – 2 часа
Курсанты просматривают отрывки из фильмов «Беспредел», «Багровые реки 2», в которых отражены особенности поведения толпы, обычаи и отдельные предрассудки, после чего происходит их обсуждение, анализируются причины данных социально-психологических явлений, определяются методы противодействия данным явлениям.
Тема № 5 Психологические особенности деятельности сотрудников ОВД в экстремальных условиях
План лекции
1. Понятие экстремальных условий, их типы в деятельности сотрудников ОВД.
2. Психологический анализ действий сотрудников ОВД в экстремальных ситуациях.
3. Психологическая подготовка сотрудников к действиям в экстремальных условиях.