Отличительные особенности структуры организации
ПЛАН ЛЕКЦИИ
Организация подготовки.
Задачи обучения.
Разработка планирующих документов.
Отличительные особенности структуры организации и проведения различного
Рода занятий.
Рекомендуемый перечень упражнений по пожарно-строевой подготовке.
Контроль и оценка подготовки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Наставление по ПСП.
2. Программа подготовки личного состава в подразделениях ГПС МЧС России.
3. Приказ МЧС РФ № 630 от 31.12.02. г. «Правил охраны труда в подразделениях ГПС МЧС России ».
4. Шкадов И.Н. «Вопросы обучения и воспитания в военно-учебных заведениях» Москва 1976 год.
5. Пожарно-строевая подготовка. Рабочая программа.
6. Рекомендации по методике проведения занятий на огневой полосе психологической подготовке.
7. Нормативы по пожарно-строевой подготовке. 1994 год
8. Барабанщиков А.В. «Основы военной психологии и педагогики» Москва 1988 год.
Организация подготовки
Организация подготовки личного состава ГПС осуществляется на соответствующих уровнях системы ГПС, контроль ее состояния и оказания необходимой помощи подчиненным органам управления и подразделениям ГПС осуществляется управлениями и отделами (отделениями) ГУГПС МЧС России; региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований; органов управления специальными подразделениями Государственной противопожарной службы; органов управления Государственной противопожарной службы в субъектах Российской Федерации; органов государственного пожарного надзора; органов управления пожарными, в том числе пожарно-спасательными подразделениями Государственной противопожарной службы, в функции которых входит:
осуществление организации обучения личного состава ГПС по должностным категориям и направлениям оперативно-служебной деятельности;
осуществление контроля за организацией обучения личного состава ГПС в подразделениях;
проведение работы по анализу результатов подготовки дежурных смен (групп), служебной и специальной подготовки по должности в подразделениях ГПС;
подготовка предложений руководителям органов управления ГПС по улучшению организации и проведения подготовки личного состава, созданию или совершенствованию учебно-материальной базы органов управления и подразделений ГПС;
оказание в пределах своей компетенции помощи подразделениям ГПС в разработке тематических планов и учебных программ с учетом приоритетных направлений борьбы с пожарами и их профилактики, оперативной обстановки в регионе;
взаимодействие с пожарно-техническими образовательными учреждениями ГПС МЧС России в вопросах использования их учебно-материальной базы и привлечения преподавательского состава к проведению занятий, подготовке методических материалов и учебных пособий;
участие в установленном порядке и в пределах своей компетенции в инспектировании (проверки) органов управления и подразделений различных уровней системы ГПС по вопросам профессиональной подготовки личного состава;
организация и проведение спортивных соревнований по пожарно-прикладному (пожарно-спасательному) и другим видам спорта;
ведение учетно-отчетной документации по вопросам профессиональной подготовки, осуществление контроля за ходом этой работы в подразделениях ГПС;
подготовка совместно с руководителями подразделений квалифицированных специалистов в целях создания профессионального ядра среди личного состава ГПС;
участие в работе аттестационных комиссий, выдача заключений о профессиональной личной подготовленности личного состава ГПС и внесение предложений об их дальнейшей профессиональной пригодности.
Подготовка личного состава подразделений ГПС включает в себя следующие виды обучения:
специальное первоначальное обучение;
подготовку личного состава дежурных смен;
специальную подготовку по должности рядового и младшего начальствующего состава;
стажировку;
служебную подготовку среднего и старшего начальствующего состава;
повышение квалификации;
переподготовку;
самостоятельную подготовку.
Основным документом планирования подготовки личного состава ГПС является План профессиональной подготовки ГПС на год (приложение 6).
2. Задачи обучения:
обеспечить системное формирование и доведение до необходимой степени совершенства профессионально-прикладные умения и навыки работы с пожарно-техническим вооружением, приборами, средствами и агрегатами в условиях тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;
формировать у обучаемых волевые и морально-психологические качества, обусловленные спецификой профессиональной деятельности личного состава;
приобрести навыки слаженной работы в составе пожарного (аварийно-спасательного) расчета, дежурной смены;
обеспечить единство обучения по пожарно-строевой и пожарно-тактической подготовке.
Методические указания.
Пожарно-строевая подготовка проводится путем индивидуального обучения в составе пожарного (аварийно-спасательного) расчета, дежурной смены, сдачи нормативов, проведения спортивных соревнований по пожарно-прикладному спорту, конкурсов профессионального мастерства (подготовка л/с дежурных смен – ПСП 50 и 20 часов в малочисленных частях).
Занятия по пожарно-строевой подготовке проводит начальник дежурной смены или помощник начальника дежурной смены (начальник расчета) под его руководством.
На каждое занятие соответствующим руководителем составляется план проведения занятия (упражнения), включающего в себя: цель, задачи и организационно-технические мероприятия и состоящего из подготовительной, основной и заключительной частей. При составлении плана особое внимание следует уделить расчету времени на решение учебных задач и отработку каждого учебного вопроса, выбору методов (методических приемов) обучения и тренировки, факторов, способствующих приобретению и совершенствованию навыков, а также мерам безопасности при обучении и тренировке. Необходимо также определить содержание действий помощника начальника дежурной смены (начальника расчета).
Содержание занятий, объем, и последовательность изучения тем ежегодно обновляются с учетом подготовленности личного состава и совершенствования учебной материально-технической базы.
Требования к методике выполнения упражнений, перечень обязанностей руководителя занятий изложены в Наставлении по пожарно-строевой подготовке.
К практической отработке упражнений личный состав может приступить только после уяснения соответствующих требований правил по охране труда, предварительного изучения (повторения) устройства аппаратов, механизмов, приборов и приспособлений, которые намечено использовать при проведении занятий. Особое внимание следует обратить на обеспечение безопасных условий работы на высотах, со спасательной веревкой, механизированным инструментом.
Теоретические разделы и индивидуальные упражнения ряда тем могут изучаться и отрабатываться обучаемыми самостоятельно. Перечень таких тем и упражнений определяет руководитель подразделения индивидуально для каждого обучаемого с учетом его подготовленности на данном этапе обучения. Контроль осуществляется в установленном порядке.
При подборе упражнений руководители подразделений ГПС самостоятельно определяют степень их сложности, схемы развертывания и их разновидности. Указанные особенности должны учитываться при составлении расписания занятий.
Тема 1. Введение в курс «Пожарно-строевая подготовка».
Цель, принципы и задачи пожарно-строевой подготовки, ее место в системе профессиональной подготовки.
Характеристика состояния пожарно-строевой подготовки в подразделении ГПС и анализ профессионально-прикладной и физической подготовленности личного состава в отчетном году. Нормативные требования на предстоящий учебный период. Организационные основы и условия деятельности подразделения ГПС (в объеме настоящей дисциплины) в новом учебном году.
Тема 2. Требования безопасности при организации и проведении занятий.
Требования безопасности при проведении занятий на учебных объектах.
Пути и средства предупреждения травматизма и несчастных случаев на занятиях и соревнованиях.
Тема 7. Подготовка личного состава работе в средствах индивидуальной защиты органов дыхания.
Тема 10. Пожарно-прикладной спорт.
Современное развитие пожарно-прикладного спорта. Спортивные достижения в Российской Федерации, республике, крае, области, подразделении.
Нормы и требования спортивной классификации.
Правила соревнований. Характер соревнований, оценка результатов, обязанности и права участников соревнований, одежда, снаряжение и обувь участников, права и обязанности главной судейской коллегии и судейских бригад.
Правила проведения соревнований по видам пожарно-прикладного спорта (общие положения, старт, бег по дистанции, финиш).
Требования к спортивным снарядам.
Разработка планирующих документов.
При разработке планирующих документов по пожарно-строевой подготовке важной задачей является определение оптимального объема знаний, навыков и умений, которыми должны овладеть обучаемые в учебном году. При разработке планирующих документов необходимо учесть выполнение следующих нормативов и моментов:
- недопущение изменения количества учебных часов;
- реализацию в полном объеме знаний, навыков и умений, предусмотренных программой подготовки личного состава, отделений, караулов;
- недопущения нарушения сроков и порядка подведения итогов и представления отчета о состоянии подготовки;
- соблюдение правил охраны труда и безопасности условий при проведении занятий;
К планирующим документам по пожарно-строевой подготовке относятся:
- годовой расчет часов по месяцам обучения (отражает какие предметы и в каком объеме будут изучены личным составом подразделений ГПС; выполняется в виде таблицы);
- тематический план (при его составлении учитываются следующие требования: соответствие годовому расчету часов и перечню отрабатываемых нормативов, соответствие целей и задач обучения установленному сроку обучения и категории обучаемых, соблюдение принципов организации и ведению учебного процесса, а также оптимального соотношения теоретического и практического курса, тематический план составляется опираясь на профессиональную подготовленность обучаемых, состоянию учебной материально-технической базы, техническая вооруженность гарнизона и пожарной части, оперативно-тактическая характеристика района выезда;
- график тренировок газодымозащитников (разрабатывается в дежурной службе пожаротушения и направляется в пожарные части, в нем отражается периодичность тренировок звеньев ГЗДС на воздухе и в теплодымокамере, при этом учитывается, что пожарно-тактические занятия проводится из расчета, что начальник части и его заместитель выступают в роли РТП один раз в год, а начальник караула три раза;
- график совместных занятий боевых расчетов опорных пунктов тушения крупных пожаров, и пожарных частей, находящихся в зоне обслуживания опорных пунктов (разрабатывается дежурной службой пожаротушения для обучения личного состава пожарных частей, дислоцирующихся в зоне обслуживания опорного пункта тушения крупных пожаров или региональных отрядов (специальных частей), приемам работы со специальной пожарной техникой и взаимодействие с дежурными караулами других частей под руководством дежурной службы пожаротушения. В графике необходимо предусмотреть сроки (месяц, число, часы), в которые специальные автомобили направляются к месту учений);
- перечень отрабатываемых нормативов (перечень определяется исходя из подготовленности обучаемых, количества планирующих нормативов и задачи обучения на учебный год);
- расписание занятий (должно отражать основные связи учебного процесса и специфические условия подразделения (материально-техническая база, распорядок дня, психофизические особенности обучаемых и т.п., расписание должно соответствовать программе и тематическому плану(объему и содержанию), графикам отработки нормативов, тренировок в изолирующих противогазах, совместные занятия боевых расчетов специальных автомобилей опорных пунктов с дежурными караулами пожарных частей, обеспечить заложенные в программе и тематическом плане преемственность, систематичность, логичность и непрерывность обучения, способствовать рациональному использованию учебной материально-технической базы).
Отличительные особенности структуры организации