Методики изучения внутрисемейных отношений 5 страница
3—5 баллов— застенчивость, робость, скромность, стесненность, неуверенность, напряженность.
Утверждения:
форма А: 19, 29, 61; форма Б: 30, 62, 78.
15. Доверие.Под доверием мы понимаем спо
собность принимать себя или других людей в их
неповторимости такими, как они есть. Доверие —
это позитивная установка по отношению к отдель
ным способам поведения, которыми обладает че
ловек или которые от него ожидаются.
10—12 баллов— доверительный, доверчивый, наивный.
3—5 балла— недоверие, подозрительность, подозрение, подчинение, ревность, комплекс неполноценности, недоверие к себе.
Утверждения:
форма А: 22, 54, 70; форма Б: 18, 28, 63.
16. Надежда.Надежда — это способность при
знавать будущие возможности для развития и, та
ким образом, делать успехи настоящего дня отно
сительными.
10—12 баллов— оптимизм, розовые очки, ориентация на будущее.
3—5 балла— сомнение, разочарование, безнадежность, бессмысленность.
Утверждения:
форма А: 43, 64, 84; форма Б: 10, 24, 69.
17. Сексуальность— нежность. Под сексуаль
ностью и нежностью мы понимаем отношение
к физическому контакту, к стимуляции эрогенных
зон у себя самого и у других людей.
10—12 баллов— принимающий и дарящий физические контакты, зависимый.
3—5 балла— страх прикосновения, зажатость, холодность, защищающийся.
Утверждения:
форма А: 11, 40, 66; форма Б: 17, 59, 83.
18. Любовь.Любовь понимается как эмоцио
нальное отношение, которое независимо от при
нятых или имеющихся качеств и образа поведения
другого человека характеризует принятие его как
личности. К ряду объектов она может подходить
с различной градацией (например, можно прини
мать человека независимо от того, пунктуален он
или непунктуален, опрятен или нет, порядочен или
непорядочен и иное, если это чувство может быть
отвергнуто). Любовь (принятие) и отвержение (до
ненависти) содержательно связаны таким образом
в этом опроснике с вторичными (шкалы 1—11)
и первичными способностями (шкалы 12—17 и 19)
другого человека.
10—12 баллов— принимающий, лично заинтересованный, балующий, попустительствующий.
3—5 балла— отвержение, холодность, бесчувственность, горечь, равнодушие, наказание, разочарование, пессимизм, ненависть, требовательность.
Утверждения:
форма А: 33, 51, 82; форма Б: 31, 61, 76.
19. Вера, религия, церковь. Под верой мы пони
маем способность устанавливать отношения с не-
Глава 4. Методики изучения внутрисемейных отношений
изведанным в самом себе, в окружающем мире и неземном (Бог), а также интересоваться вопросом о смысле жизни. Религия является — нередко связанная с изысканными обрядами и ритуалами — формой выражения веры. Церковь является институтом, объединяющим приверженцев одной религии, собирающим их вместе.
10—12 баллов— вера, вопросы «откуда» и «куда», фанатичность.
3—5 балла— неверие, я верю только тому, что вижу, отвержение церкви, индифферентность, табу.
Утверждения:
форма А: 9, 56, 73; форма Б: 22, 36, 54.
20. Телесные ощущения.На первом плане сто
ит ощущение тела — Я. Как переживаются раз
личные ощущения и информация из окружающей
среды? Что человек делает со своим телом и для
своего тела?
10—12 баллов— психосоматические нарушения, неактивность, «бегство» в свое тело.
3—5 балла— активность, тренировки и занятия спортом, походы, расслабление и т. д.
Утверждения:
форма А: 6, 46, 71; форма Б: 2, 50, 77.
21. Деятельность.Вид и способ продления норм
деятельности, как они включены в концепцию Я, как
на них влияют проблемы.
10—12 баллов— попытки проблемы при помощи активной деятельности (например, убирать, чистить, углубиться в учебу) с (сознательным или бессознательным) намерением забыть таким образом проблемы; акцентирование логического мышления, «бегство» в работу.
3—5 балла— с одной стороны, способность избегать требований достижения; с другой стороны — отказ от общественно требуемых достижений, «бегство» в бездеятельность.
Утверждения:
форма А: 25, 47, 77; форма Б: 12, 52, 71.
22. Контакты.Способность устанавливать и под
держивать отношения при возникновении проблем.
10—12 баллов— способы поведения, с помощью которых проблемы решаются «бегством» в общение. 3—5 балла— «бегство» в одиночество.
Утверждения:
форма А: 44, 59, 68; форма Б: 20, 51, 82.
23. Фантазии — будущее.Интуитивное сужде
ние, вдохновение, творчество как средство реше
ния проблем, «бегство» в фантазии.
10—12 баллов— попытки решить проблемы при помощи творческого подхода.
3—5 балла— погружение в негативные (продуцирующие проблемы) мысли и концепции в самовоспитании как способ решения проблем.
Утверждение:
форма А: 24, 49, 74; форма Б: 5, 33, 58.
24—27.В шкалах 24—27 спрашивается об отношениях пациента в детстве и юношестве к своим родным и близким, как он их сегодня воспринимает, переживает.
24. Я.Отношение к родителям (воспитателям),
братьям и сестрам.
10—12 баллов— в сегодняшнем восприятии пациента скорее позитивные, теплые отношения, возможно, даже гиперопека.
3—5 балла— скорее холодность, отвержение, индифферентность.
Утверждение:
форма А: 24А (мать) 7, 37, 67; форма Б: 24А (мать) 34, 64, 84; форма Б: 24А (отец) 20, 60, 72; форма Б: 24Б (отец) 19, 49, 75.
25. ТЫ.Отношения между родителями.
10—12 баллов— скорее позитивные, внима
тельные, преодолевающие проблемы.
3—5 балла— скорее негативные, холодные, близкие к скандалу, иногда переживались как скрывающие проблемы.
Часть 3. Общение, лидерство, межличностные отношения
Утверждения:
форма А: 27, 45, 80; форма Б: 11, 32, 43.
26. МЫ.Отношение родителей к окружающему
миру.
10—12 баллов— скорее открытое, внимательное, терпимое, сердечное, общительность.
3—5 балла— скорее замкнутость, нетерпимость, защита, необщительность.
Утверждения:
форма А: 28, 42, 62; форма Б: 4, 39, 74.
27. ПРА-МЫ.Отношение родителей к вопросам
мировоззрения, религии, смысла и к будущему.
10—12 баллов— скорее оптимистическое, обнадеживающее, мотивирующее, обязывающее, возможно, даже фанатичное в некоторых вопросах.
3—5 балла— скорее пессимистичный, защитный, вытесняющий, индифферентный настрой.
Утверждения:
форма А: 13, 34, 53; форма Б: 26, 55, 79.
Бланк
Имя / код Х |
О партнер |
Х пациента О
Форма АБ
Баллы | Min | Средние | Max | |||||||||
1. Аккуратность | Небрежность | Педантичность | ||||||||||
2. Чистоплотность | Неряшливый | Опрятный | ||||||||||
3. Пунктуальность | Непунктуальный | Пунктуальный | ||||||||||
4. Вежливость | Бесцеремонный | Учтивый | ||||||||||
5. Честность, искренность | Скрытный | Искренний | ||||||||||
6. Усердие, деятельность | Ленивый | Сверхстарательный | ||||||||||
7. Обязательность | Необязательный | Обязательный | ||||||||||
8. Бережливость | Расточительный | Скупой | ||||||||||
9. Послушание | Послушный | Самостоятельный | ||||||||||
10. Справедливость | Несправедливый | Справедливый |
Глава 4. Методики изучения внутрисемейных отношений
Баллы | Min | Средние | Max | |||||||||
11. Верность | Неверный | Верный | ||||||||||
12. Терпение | Нетерпеливый | Терпеливый | ||||||||||
13. Время | Успевающий | Неуспевающий | ||||||||||
14. Контакты | Замкнутый | Общительный | ||||||||||
15. Доверие | Подозрительный | Доверчивый | ||||||||||
16. Надежда | Отчаявшийся | Надеющийся | ||||||||||
17. Нежность | Отвергающий | Зависящий | ||||||||||
18. Любовь | Требовательный | Балующий | ||||||||||
19. Вера (религия), смысл | Безразличный | Верующий | ||||||||||
20. Тело (ощущение) | Здоровье | Психосоматические нарушения | ||||||||||
21. Профессия (деятельность) | Дезорганизация | «Бегство» в работу | ||||||||||
22. Контакты | Замкнутость | «Бегство» в общение | ||||||||||
23. Фантазия (будущее) | Отсутствие | «Бегство» в мечты | ||||||||||
24А. Я — мать | Отвержение | Принятие | ||||||||||
24Б. Я — отец | Отвержение | Принятие | ||||||||||
25. ТЫ | Отчуждение | Единство | ||||||||||
26. МЫ | Замкнутость | Общительность | ||||||||||
27. ПРА-МЫ | Безразличие | Фанатизм |
Часть 3. Общение, лидерство, межличностные отношения
Реакции на конфликты
20. Телесные ощущения. | 3—5 | 6—9 | 10—12 |
– | + | ||
21. Деятельность | 3—5 | 6—9 | 10—12 |
Профессия. | – | + | |
22. Контакты. | 3—5 | 6—9 | 10—12 |
– | + | ||
23. Фантазии — | 3—5 | 6—9 | 10—12 |
будущее. | – | + |
Модели для подражания
24 Я: родители — дети, А Мать. Б Отец. |
братья — сестры.
3—5 | 6—9 | 10—12 |
– | + |
Мать | Отец | ||||
Терпение | Форма А Форма Б | 37 34 | да нет | 20 19 | да нет |
Форма А Форма Б | 67 64 | 72 75 | |||
Форма А Форма Б | 7 84 | 60 49 |
МЕТОДИКА «РОЛЕВЫЕ ОЖИДАНИЯ И ПРИТЯЗАНИЯ В БРАКЕ» (РОП)
Методика «Ролевые ожидания и притязания в браке», разработанная А. Н. Волковой, предполагает практическую работу с супружеской парой.
Методика «РОП» позволяет определить.
1. Представления супругов о значимости в семейной жизни сексуальных отношений, личностной общности мужа и жены, родительских обязанностей, профессиональных интересов каждого из супругов, моральной и эмоциональной поддержки, внешней привлекательности партнеров. Эти показатели, отражая основные функции семьи, составляют шкалу семейных ценностей (ШСЦ).
2. Представления супругов о желаемом распределении ролей между мужем и женой при реализации семейных функций, объединенные шкалой ролевых ожиданий и притязаний (ШРОП).
Для проведения исследования необходимы:
1) 2 набора по 36 карточек из плотной бумаги (картона). На каждую строчку наносится номер и текст суждения;
2) 2 набора по 4 карточки классификатора с одной из следующих надписей на каждой «Полностью согласен», «В общем это верно», «Это не совсем верно», «Это неверно».
Порядок работы
Супругам предлагается самостоятельно ознакомиться с набором утверждений, соответствующих их полу, и со следующей письменной ИНСТРУКЦИЕЙ.
Глава 4. Методики изучения внутрисемейных отношений
Инструкция:На предложенных вам карточках напечатаны различные утверждения о браке, семье, отношениях мужа и жены. Перед вами лежат 4 карточки с напечатанными вариантами ответов: «Полностью согласен», «В общем это верно», «Это не совсем так», «Это неверно». Внимательно читая каждое утверждение, распределите все карточки соответственно этим 4 вариантам ответов. Если вы полностью разделяете утверждение, положите его под карточкой «Полностью согласен». Если вы считаете, что утверждение верно, но с небольшими оговорками и дополнениями, положите его под карточкой «В общем это верно». Если утверждение кажется вам непригодным для вас, но в нем есть что-то, с чем вы согласны, положите его под карточкой «Это не совсем так». Если вы категорически не согласны с утверждением, положите его под карточкой «Это неверно». Распределяя карточки с утверждениями на 4 группы, постарайтесь выразить ваше личное мнение, а не то, что принято среди ваших близких и друзей. Благодарим за участие в психологическом обследовании.
После выполнения супругами задания, консультант регистрирует ответы мужа и жены в протоко-
ле консультационного обследования: утверждение, отнесенное к группе «Полностью согласен» оценивается в 3 балла, отнесенное к группе «В общем это верно» — в 2 балла, отнесенное к группе «Это не совсем так» — в 1 балл и отнесенное к группе «Это неверно» — в 0 баллов.
Здесь же в протоколе консультант суммирует баллы по каждому показателю шкалы семейных ценностей.
По 2 первым показателям эти результаты будут итоговыми и переносятся в последний столбец протокола.
Итоговые баллы остальных показателей вычисляются как полусумма баллов по подшкалам «ожидание» и «притязание».
Протокол
Ф. И. О.
Дата
Возраст
Семейный стаж
Количество детей