Тоталитарные секты: общие понятия. Часть 1 33
культуре, агрессивное их распространение через профессионально отточенные методы маркетинга и рекламы, а также мастерское использование ими слабостей демократических систем современных государств. И, наконец, новым является тоталитаризм современных сект, их сра-щенность с международным бизнесом, СМИ, а зачастую с организованной преступностью, терроризмом и даже со спецслужбами.
Всем этим аспектам современный курс сектоведения должен уделять особое внимание. И значительная сложность заключается в том, что по этому поводу мы почти ничего не можем найти у Святых Отцов, так как с этими проблемами им практически не приходилось сталкиваться.
В СемИНарСКИХ курсах сеКТОВеде- «Инославные», «еретики» и «сектанты» —
ния совсем еще недавно говори- это не синонимы лось главным образом о протестантских сектах, а заканчивались эти курсы разговором о мормонах и иеговистах (которые протестантами не являются); таким образом, все современные секты оставались для семинаристов практически неведомыми. Предлагаемое же изложение как раз начинается с мормонов и «Свидетелей Иеговы».
В Москве есть известный священник-миссионер, занимающийся реабилитацией сектантов. Как публично, так и в частных разговорах он много раз заявлял, что между такими понятиями, как «инославный», «еретик» или «сектант» никакой разницы нет: католик, протестант, буддист, сайентолог, мунит, кришнаит — все они в равной степени вне Православной Церкви и все пребывают в глубоком заблуждении. Однако между всеми этими группами разница есть, и большая, более того — принципиальная. Как бы глубоко ни заблуждались, скажем, протестанты, они по происхождению христиане. Конечно, они суть ветви, отпавшие от единого древа Вселенской Православной Церкви, но даже отпавшие ветви сохраняют подобие древа. И доколе сохраняется подобие, сохраняется и возможность вновь приживиться к этому древу. Свидетельство тому — частые переходы в Православие западных христианских общин, как протестантских, так и католических, которые воспринимают этот переход как возвращение домой, к собственным корням, к истокам. Невозможно себе представить, как что-либо подобное происходит, скажем, с мунитской общиной.
Кроме того, наша Церковь поддерживает официальный диалог с традиционными протестантскими деноминациями и с католиками. Мы
2. Сектоведение
Часть первая. Глава 2
можем предпринимать с ними совместные действия (разумеется, не в богослужебном смысле), иметь какие-то общие программы, как-то сотрудничать — хотя бы по линии гуманитарной помощи обездоленным, да и по линии противостояния различным сектам.
Противостояние это проходит не на церковной почве, потому что сознательные христиане никогда ни в какую тоталитарную секту не попадут, а попадут туда люди, которые либо не имеют к Церкви никакого отношения, либо имеют отношение сугубо номинальное — крещены, но ничего о Церкви не знают. Поэтому в разговоре с такими людьми сугубо церковные, богословские аргументы не сработают. Именно здесь сотрудничество с инославными деноминациями бывает очень полезным, как и для разговора с журналистами или с представителями власти. Они часто прибегают к доводу: вы, православные, боретесь против иеговистов (к примеру), потому что они — ваши конкуренты, они отбивают у вас паству. И тут очень важно показать, что не только православные, но и представители других традиционных (если хотите, культурообразующих) конфессий также выступают против деструктивных сект. Думаю, что здесь можно сотрудничать и с какими-то здравомыслящими атеистами (как, впрочем, зачастую и бывает, когда имеешь дело с государственными чиновниками).
Нужно помнить, что мы не можем (и не должны) всегда по всем вопросам противостоять всему миру. В этом мире у Церкви есть друзья и союзники, пусть даже и неявные (как Никодим, тайно приходивший ко Христу), и отталкивать их и отвергать их помощь — и неразумно, и грешно. И еще будем всегда помнить, что «инославные», «еретики» и «сектанты» _ это не синонимы, этими словами обозначаются разные понятия.
Инославными называют христианские, как правило, культурообра-зующие церкви или конфессии, которые при всех своих отклонениях от Истины Православия все же имеют веру в Святую Троицу, в Иисуса Христа, Сына Божия, и сохраняют хоть какую-то генеалогическую преемственность с ранней, неразделенной Церковью.
Слово еретик (от греческого hairesis — «выбор») означает человека, делающего произвольный выбор под руководством собственных идей и желаний. Но все же термин этот — христианский: для того чтобы стать еретиком, человек изначально должен был пребывать в истине. То же самое относится и к еретическому учению: скажем, если прп. Иоанн Дамаскин мог назвать ересью ислам, так как (небезосновательно) считал, что он произошел от искаженного христианского учения, то зародившийся безотносительно к христианству буддизм ересью мы назвать никакие можем.
Тоталитарные секты: общие понятия. Часть 1 35
И, наконец, слово секта, обозначающее организацию, в отличие от ереси, как правило, обозначающей учение, имеет две возможные этимологии. Либо оно происходит от латинского secare — «отсекать» (часть от целого), либо от латинского же sequi — «следовать» (за лидером, задающим самопроизвольное направление). Каждая из этих этимологии по-своему раскрывает смысл понятия сектантства, но, как мне кажется, если первая из них более подходит к сектам историческим (таким, скажем, как меннониты, баптисты, молокане), то вторая — к сектам новоявленным, тоталитарным, о которых пойдет речь в этой книге.
Когда в 1993 г. автор впервые использовал термин тоталитарная секта, то не думал, что вводит новое понятие, — настолько само собой разумеющимся он казался. По всей видимости, термин этот показался столь же очевидным всему нашему обществу: похоже, что он был у всех на кончике языка, и лишь случайно кто-то употребил его первым. С тех пор он прочно вошел в наш язык и употребляется буквально всеми — применяется по отношению к религиозным организациям с жесткой структурой, имеющим обожествленного лидера или верхушку, применяющим методы по контролированию сознания своих членов и удерживанию их, жестко регламентирующим все аспекты их жизни, использующим обманные методы при вербовке и имеющим целый ряд других характеристик, о которых будет говориться в этой книге.
Конечно, иной раз сложно провести границу между двумя типами сект — «историческим» и «тоталитарным». Секты могут изменяться и, будучи весьма жесткими организациями при своем основании, затем «остепениться» и войти в общественную жизнь (вспомним воинственное анабаптистское движение, которое легло в основание современного баптизма) Ч Значительно изменились и мормоны. Некоторые секты, правда, по всей видимости, неспособны меняться. Например, тоталитарность «Свидетелей Иеговы» с течением времени, похоже, лишь усиливается.
Но к какому типу следует отнести секту «Бахай», «Христианскую науку», «Адвентистов седьмого дня» или кружки толстовцев? Даже мормонов, с которых начинается наш рассказ о тоталитарных сектах, при всех их тоталитарных тенденциях и других тревожащих признаках, все же нельзя назвать тоталитарной сектой в полном смысле этого слова: ведь У них хоть и в малой степени, но все же допускается разномыслие.
Но если, скажем, Римо-католическую церковь или протестантские деноминации можно обличить в целом ряде еретических за-
Г
1) Иной раз этот аргумент приводят сами тоталитарные секты. Ответить им можно так: «Вот когда, через сто или двести лет (если, конечно, вы проживете такой срок) вы изменитесь, тогда и продолжим этот разговор».
Часть первая. Глава 2
блуждений Ч то никак нельзя сказать, что, скажем, англикане или лютеране — члены тоталитарных сект или деструктивных культов.
Если же употреблять все эти термины как синонимы, то может возникнуть казус, подобный происшедшему на одной православной конференции, где на трибуну взобрался кришнаит 2) (приглашенный туда тем самым священником, который занимается реабилитацией сектантов) и ничтоже сумняшеся заявил: «Мы, инославные, считаем так-то...» Как можно назвать кришнаита инославным? Сами они, конечно, считают, что славят того же Господа, только под именем Кришны. Но, как говорится, спасибо, не надо... «Общество сознания Кришны», безусловно, принадлежит к разряду деструктивных культов (или тоталитарных сект), но ни инославным, ни даже еретическим его назвать нельзя, потому что изначально оно никогда не было христианским, а возникло на языческой основе.
Количество русскоязычных изданий о сектах, к сожалению, весьма невелико
Что касается вспомогательной литературы на русском языке, то пока ее не достаточно много.
Есть книга, изданная в Санкт-Петербурге: «Православие, католичество, протестантизм и секты» — пиратское издание, в котором используются, в частности, материалы Центра сщмч. Иринея Лионского, но без соответствующих ссылок. Книга лишена какой-либо системы и изобилует неточностями и недостоверными фактами.
Справочник о деструктивных религиозных организациях, выпущенный Миссионерским отделом нашей Церкви 3), к сожалению, был, очевидно, составлен малоцерковным человеком, что и заметно внимательному читателю. Составитель справочника собрал и механически соединил множество газетных публикаций (по большей части из бульварных изданий) и другую отрывочную информацию и опубликовал весь этот
11) Остается под вопросом, можно ли обвинять в ереси людей, по рождению принадлежащих, скажем, к культурообразующей традиционной церкви Ирландии (Римо-католической) или к традиционной церкви Дании (Лютеранской), не знающих ничего другого и стремящихся с тем, что им дано, быть добрыми христианами. Ведь еретик — это человек, пребывавший в истине и тем не менее сознательно делающий ложный выбор... В равной степени несомненно пребывание в ереси какого-нибудь иезуитского патера, активно занимающегося прозелитизмом в нашей стране и сознательно отрывающего людей от Церкви Христовой.
2) Здесь и далее, кроме особо оговоренных случаев, слова «кришнаиты» и «кришнаизм» означают членов Международного Общества Сознания Кришны и его учение.
3) Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера: справочник/МО МП РПЦ. Белгород, 1997.