Коммуникативные явления и процессы в управленческой деятельности
Все формы коммуникативного поведения руководителя основаны на определенных закономерностях и феноменах, возникающих в процессе коммуникации. Обозначены они понятием коммуникативных явлений. Основные из них: заражение, внушение, убеждение, подражание; каждое имеет свои специфические закономерности.
Заражение — процесс передачи от одного человека к другому эмоционального состояния (преимущественно на неосознаваемом уровне). Наиболее типичен этот эффект для больших аудиторий.
Внушение определяется как процесс воздействия на психическую сферу человека, связанный с преднамеренным снижением критичности и сознательности восприятия им информации и ее реализации в действиях, с отсутствием ее активного понимания, анализа и связи с прошлым опытом. Содержание внушенной информации плохо поддается осмыслению и коррекции, приобретая вид «внушенных поведенческих установок». Эффективность внушения зависит от авторитета сугге-стора («внушающего»).
Убеждение строится на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться добровольного согласия от человека, принимающего информацию. Это воздействие интеллектуальное, тогда как внушение — эмоционально-волевое.
Подражание — активное воспроизведение чужого поведения. Существует несколько основных типов подражания: логическое и внелогическое, внутреннее и внешнее, подражание-мода и подражание-обычай, внутри- и межгрупповое подра-
жание. Это — один из основных механизмов конформистского поведения.
Психологические механизмы всех этих явлений связаны с существованием специфических коммуникативных психических процессов и качеств личности, которые ими обусловлены. Это — процессы эмпатии, аттракции, идентификации, рефлексии и др.
Прежде чем их характеризовать, необходимо определить понятия, описывающие собой общий коммуникативный контекст, в котором они развертываются.
1. Коммуникативный цикл — это последовательность ряда
основных коммуникативных действий. Структура его сходна в
целом с общей структурой коммуникации (гл. 10), но включает
в себя дополнительные компоненты:
— возникновение коммуникативной мотивированности —
побуждения к началу коммуникативного акта и выбора его
формы;
— «вызов» партнера;
— «отказ» от вызова;
— прием «вызова»;
— передача информации;
— окончание связи адресантом и специфические операции,
означающие окончание контакта и инициацию ответного вы
сказывания адресатом;
— возможные прерывания связи адресатом;
— получение обратносвязевой информации от адресата и ее
интерпретация;
— коррекция первоначального сообщения и завершение
коммуникативного цикла или его повтор (если первоначальные
цели коммуникации не достигнуты).
2. Коммуникативное состояние — это обобщающее поня
тие, характеризующее меру и полноту включенности личности
в коммуникацию, ее возможности и активность в ней. Это и го
товность приема влияний со стороны других индивидов, обес-
печивающая настройку личности на коммуникацию — рецептивную установку.
3. Коммуникативная компетентность — это способность
устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми.
4. Коммуникативные способности обеспечивают высокий
уровень эффективности взаимодействий. Причина этого —
личностные качества и особенности, а не приобретенные зна
ния и умения. В состав этих способностей входят экстраверти-
рованность, открытость (когнитивная в том числе), эмоцио
нальность, проницательность и др. Главная роль в обеспечении
коммуникативной способности как интегративного качества
принадлежит коммуникативным процессам, смыкающимся так
тесно с коммуникативными способностями, что их можно рас
сматривать и как процессы, и как качества личности. Основны
ми из них являются следующие.
Эмпатия (от греч. empathea — сопереживание) — проникновение в эмоциональные состояния человека, эмоциональное понимание. Иногда рациональное и эмпатическое понимание противоречат друг другу; возникающее при этом чувство неопределенности контакта с коммуникантом вызывает недоверие к нему. По мере увеличения прошлого опыта возрастает эффективность процессов эмпатии. Житейский эквивалент эмпатии — проницательность.
Идентификация — уподобление себя другому человеку. Тесно связаны с ней процессы проекции и децентрации. Человек, идентифицируя себя с кем-либо, переносит на него некоторые свои черты. Идентификация поэтому никогда не бывает полной и объективной.
Атрибуция была рассмотрена в главе 15.2 как процесс причинного объяснения поступков и высказываний других людей. Данный процесс лежит в основе интеллектуального объяснения поведения других, их рационализированной интерпретации.
Аттракция — процесс, обеспечивающий формирование эмоционального отношения к партнеру по коммуникации. В
результате этих процессов складывается частично стереотипи-зированная система социальных установок. Обозначаются они понятием социально-коммуникативных аттитьюдов. Человек общается со своими представлениями о других людях.
Аффилиация — потребность человека быть включенным в какую-либо группу (в широком смысле) и одна из причин контактного коммуникативного поведения (в узком смысле).
Фасцинация (от англ. fascination — очарование) — сложный коммуникативный процесс, выступающий как определенная система специфических действий. Это — создание контекста, «обрамления» коммуникативной информации, помогающего ее лучшему восприятию (например, слухов).