Психология в системе наук. Отрасли психологической науки и практики.
Современная психология находится на стыке нескольких наук. Так, поведение и психику человека невозможно понять без знания его природной и социальной сущности. В связи с этим психологическое знание базируется на сведениях о биологии человека и о строении и функционировании его центральной нервной системы.
Рассматривая место психологии среди других наук, следует отметить, что в формировании высших психических функций человека решающую роль сыграли такие исторические достижения цивилизации, как орудия труда и знаковые системы. В связи с этим психология тесно связана с историей общества и историей культуры.
Углубленному пониманию психики человека способствует знание основ социологии, объясняющей пути приобретения человеком свойств социально ориентированного поведения.
Психология зародилась в недрах философии и находится в родственных отношениях с ней. Трудно изучать личность без опоры на философское учение о человеке, о специфике его бытия и о природе человеческого сознания и деятельности.
Другой наукой, тесно связанной с психологией, является педагогика. Воспитание и обучение детей не может не учитывать психологические особенности личности.
Существует связь между психологией и техническиминауками. Она обусловлена тем, что человек является непосредственным участником всех технологических и производственных процессов.
Все отрасли психологии условно можно разделить на фундаментальные (общие), прикладные (специальные), практические.
Фундаментальная отрасль изучает общие свойства и закономерности функционирования психики взрослого человека. В рамках общей психологии изучаются общие закономерности познавательных, эмоциональных процессов и процессов регуляции деятельности, а также психические состояния человека.
Прикладная психология изучает психологические проблемы, характерные для определенных сфер жизни или профессиональной деятельности людей.
Фундаментальные: общая психология, психология личности, дифференциальная психология, социальная психология, психофизиология, психология развития, возрастная психология , психогенетика, психофизка, нейропсихология, экспериментальная психология, зоопсихология, сравнительная психология.
Прикладные: психология труда, юридическая психология, военная психология, космическая психология, авиационная психология, спортивная психология, психология торговли , инженерная психология, клиническая психология,педагогическая психология, психодиагностика, полит. Психология, психология рекламы.
7. Подходы к пониманию и определению
предмета психологии в исторической перспективе. Современные представления о предмете психологии.
2.Психология на современном этапе -наука изучающая механизмы отражения человеком окружающей действительности в форме ощущений, памяти и др. псих.явлений, это наука изучающая факты, механизмы, закономерности психики человека.
Современная психология занимает центральное положение между философскими и социальными науками, она интегрирует знания всех этих наук.
В настоящее время психология представляет собой сложную и разветвленную систему направлений научных исследований, структуру которой составляет множество относительно самостоятельно развивающихся отраслей. Расширение и обогащение структуры психологии определено влиянием двух факторов: во-первых, усложняется социальная жизнь и деятельность современного человека, следовательно, перед психологией ставятся новые задачи и вопросы, ответы на которые требуют тщательного изучения новых психологических реалий; во-вторых, развитие самой науки, ее методов исследований позволяют постоянно расширять горизонты психологии. Особое положение среди всех направлений занимает общая психология, объединяющая различные отрасли в целостное научное знание.
8. Понятие о психике. Основные функции психики, их характеристика.
Психика – свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.
Благодаря способности органов чувств и головного мозга, активно опережая, отражать внешние объекты в форме психики, появляется возможность выполнять действия, адекватные свойствам этих объектов, а следовательно, выживать. Таким образом, к основным функциям психики относятся:
-отражение воздействий окружающего мира (отражение, как свойство психики, субъективно, хотя и отражает объективную действительность. Внешние воздействия воспринимаются психикой, преломляясь через её особенности и конкретное состояние человека. Поэтому восприятие одних и тех же объектов и событий разными людьми разное. Отражающая функция психики помогает человеку в построении собственной модели мира)
-осознание человеком своего места в окружающем мире (эта функция психики, с одной стороны, обеспечивает правильные адаптацию и ориентацию человека в объективном мире, гарантируя ему эффективное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним отношение; с другой стороны, с помощью психики, сознания человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями, как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и находящегося с ними в своеобразных межличностных отношениях)
-регуляция поведения и деятельности (Регулятивная функция позволяет человеку ставить перед собой цели и задачи, находить мотивы, планировать, принимать решения и обеспечивать способы поведения, чтобы поставленные цели были достигнуты)
9. Структура психики. Виды психических явлений: психические процессы, свойства, состояния, образования, их взаимосвязь в структуре психики.
Психика проявляется у человека в трех видах психических явлений:
• Психические свойства личности – ее темперамент, характер, способности и стойкие особенности психических процессов, а также склонности, убеждения, знания, навыки, умения и привычки.
• Психические состояния менее длительны, но более сложны. Они продолжаются в течении нескольких часов, дней или недель. К ним относятся состояния бодрости или подавленности, работоспособности или усталости, раздражительности, рассеянности, хорошего или плохого настроения и ряд других состояний.
• Психические процессы – элементарные психические явления, включенные в более сложные виды психической деятельности. Они наиболее кратковременны: от доли секунды до десятков минут. К психическим процессам относятся: ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь, внимание, эмоции, воля.
• Психические образования — это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.
Психические свойства, состояние и процессы тесно взаимосвязаны и могут переходить одни в другие. Свойства темперамента и психические процессы, например, предопределяют то или иное психическое состояние, а состояние, часто проявляясь, может стать склонностью, привычкой или чертой характера. Состояния бодрости и активности обостряют внимание и ощущение, а подавленность и пассивность, ведут к рассеянности, поверхностным восприятиям и вызывают преждевременную усталость.
10. Развитие психики в эволюции животных и становлении человека.
Можно считать, что разнообразные формы движения стали решающим фактором эволюции психики. Одновременно с этим существует и обратная зависимость: без прогрессивного развития психики не может совершенствоваться двигательная активность организмов, не могут проводиться биологически адекватные двигательные реакции, и дальнейшее эволюционное развитие организма замедляется. Само психическое отражение не остается неизменным в процессе эволюции, а претерпевает глубокие качественные преобразования. Первоначально примитивное психическое отражение обеспечивало только уход от неблагоприятных условий. Затем появился поиск условий, благоприятных для организма, не воспринимаемых непосредственно. Такой поиск в настоящее время является постоянным компонентом развитого инстинктивного поведения.
На более высоких уровнях развития, когда уже существует предметное восприятие, а сенсорные действия животных обеспечивают развитие образов, психическое отражение способно полностью ориентировать и регулировать поведение животных. В первую очередь отражение необходимо животному для преодоления разного рода преград у большинства животных – навыков, а у высокоразвитых животных – интеллекта. Наиболее глубокие качественные изменения психики в процессе эволюции помогли выделить несколько ступеней эволюционного развития. Наиболее четкая грань проходит между сенсорной и перцептивной психикой.
По определению российского зоопсихолога А. Н. Леонтьева, элементарная сенсорная психика – это стадия, на которой деятельность животных «отвечает тому или иному отдельному воздействующему свойству (или совокупности отдельных свойств) в силу существенной связи данного свойства с теми воздействиями, от которых зависит осуществление основных биологических функций животных. Соответственно отражение действительности, связанное с таким строением деятельности, имеет форму чувствительности к отдельным воздействующим свойствам (или совокупности свойств), форму элементарного ощущения».
Перцептивная психика, по определению А.Н. Леонтьева, «характеризуется способностью отражения внешней объективной действительности уже не в форме отдельных элементарных ощущений, вызываемых отдельными свойствами или их совокупностью, но в форме отражения вещей».
Становление психики человека.
• Во-первых, для формирования психики человека необходимо человеческое общество.
• Во-вторых, для становления психики человека требуется активная трудовая деятельность. Лишь в процессе ее происходят качественные изменения в психике. Речь идет, прежде всего, об игре, обучение и труде.
• В-третьих, без развития человеческой речи, абстрактного мышления и сознания полноценное становление психики человека невозможно.
• В-четвертых, главным условием становления психики человека является то, что у нее должны быть высокоорганизованные мозг и нервная система, которые нормально функционируют.
11. Проблема соотношения биологического, психического и социального в человеке.
Проблема соотношения биологического и социального в личности человека – одна из центральных проблем современной психологии. В процессе становления и развития психологической науки были рассмотрены практически все возможные связи между понятиями «психическое», «социальное» и «биологическое». Психическое развитие трактовалось и как полностью спонтанный процесс, независимый ни от биологического, ни от социального, и как производный только от биологического или только от социального развития либо как результат их параллельного действия на индивида и т. п. Таким образом, можно выделить несколько групп концепций, по-разному рассматривающих соотношение социального, психического и биологического.
В биологизаторских концепциях психическое рассматривается как линейная функция развития организма, как нечто, однозначно следующее за этим развитием. С позиции данных концепций все особенности психических процессов, состояний и свойств человека определяются особенностями биологической структуры, а их развитие подчинено исключительно биологическим законам.
Существует целый ряд социологизаторских концепций. В рамках данных концепций утверждается, что психическое развитие индивида в конспективной форме воспроизводит основные ступени процесса исторического развития общества, прежде всего развития его духовной жизни, культуры. Результаты многочисленных исследований закономерностей психического развития человека позволяют говорить о том, что исходной предпосылкой психического развития индивида является его биологическое развитие. Таким образом, рассматривая данную проблему, необходимо иметь в виду, что рассматривается взаимодействие в триаде «биологическое – психическое – социальное». Исходя из этого можно сделать следующий вывод: факторы, определяющие характер развития индивида, имеют системный характер и отличаются высокой динамичностью, т. е. на каждом этапе развития они играют различную роль. Биологическое может выступать по отношению к психическому как его некий механизм, как предпосылка развития психического, как содержание психического отражения.
12. Мозг и психика.
Еще в первом тысячелетии до н.э. было замечено, что психические явления тесно связаны с работой головного мозга человека.
В начале двадцатого века окончательно сформировались две научные дисциплины, занимающиеся исследованием работы головного мозга:
- физиология высшей нервной деятельности,
- психофизиология.
В первой дисциплине изучаются органические процессы, происходящие в головном мозге и вызывающие различные телесные реакции. Психофизиология исследует в большей степени анатомо-физиологические основы психики.
Бернштейн показал, что у человека, в отличие от низших животных, любое, даже простое движение, совершается с помощью психики. Обработка информации, регулирование движения - происходит в головном мозге. Наш мозг и психика устроены так, что мы воспринимаем объекты и явления окружающей среды исключительно в виде образов.
Полученный образ соотносится с теми образами, которые уже хранятся в памяти, сопоставляется с мотивационными установками на данный момент времени. Обычно в этом сопоставлении с установками принимает активное участие сознание - самый высший психический процесс.
В психологии также существует специализированная отрасль, занимающаяся изучением взаимосвязи психики и мозга - нейропсихология. Один из основателей ее, Лурия, предложил выделить блоки головного мозга, обеспечивающие функционирование психических явлений. Тот или иной участок мозга в той или иной степени привязан к выполнению конкретных функций. И связан он с теми участками, с которыми необходимо обмениваться информацией.
13. Развитие высших психических функций у человека. Проблема локализации психики. Теория системной динамической локализации высших психических функций А.Р.Лурия.
Важнейший закон развития высших психических функций, открытый Л. С. Выготским, заключается в следующем: всякая функция в культурном развитии ребенка первоначально возникает в процессе взаимодействия со взрослыми и существует не в индивидуальном сознании ребенка, а между ребенком и взрослым, в пространстве их взаимоотношений, поэтому она имеет интерпсихическую форму. Впоследствии она переходит во внутренний мир ребенка, интериоризируется, то есть становится его индивидуальным достоянием, приобретает интрапсихическую форму. Закон перехода от интер- к интрапсихическим процессам имеет фундаментальное значение для детской психологии.
Психические процессы у человека с самого начала социальны — и по своему происхождению, и по своему содержанию.
В общих чертах интериоризация проходит следующие три этапа:
1) взрослый, используя соответствующие знаковые средства, воздействует на ребенка, побуждая его что-то сделать, или обращает внимание ребенка на что-то, или просто обращается к нему;
2) ребенок, перенимая от взрослого способ обращения, сам воздействует на взрослого;
3) ребенок обращает те же средства и те же воздействия на самого себя, то есть обращается к самому себе во внутреннем плане.
Взрослые фактически непрерывно направляют внимание ребенка на новые предметы, явления, события, правила поведения, способы действия, человеческие ценности и пр. Благодаря взрослым все это начинает существовать для ребенка, приобретает субъективную значимость, а потом становится его внутренним достоянием. Такая передача человеческой культуры от взрослых к детям происходит в особом процессе воспитания и обучения.
Существуют различные теории относительно связанности отделов головного мозга и функционирования соответствующих групп психических явлений. Например В психологии также существует специализированная отрасль, занимающаяся изучением взаимосвязи психики и мозга - нейропсихология. Один из основателей ее, Лурия, предложил выделить блоки головного мозга, обеспечивающие функционирование психических явлений. Тот или иной участок мозга в той или иной степени привязан к выполнению конкретных функций. И связан он с теми участками, с которыми необходимо обмениваться информацией.
В настоящее время основное направление в решении проблемы локализации психики определяет концепция системной динамической локализации психических процессов и функций, которая была разработана Л. С. Выготским и А. Р. Лурия. Согласно данной теории:
1) психические функции человека представляют собой системные образования, формирующиеся на протяжении всей жизни, являются произвольными и опосредованными речью;
2) физиологическим основанием психических функций считаются функциональные системы, которые взаимосвязаны с конкретными мозговыми структурами и состоят из афферентных и эфферентных взаимозаменяемых звеньев.
14 .Осознаваемое и неосознаваемое психическое содержание. Соотношение осознаваемых и неосознаваемых процессов в регуляции деятельности и поведения.
Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые осознаются человеком в данный момент времени.
Сознание охватывает только малый процент всей информации, хранящейся в мозге, причем определенная информация осознается лишь в течение короткого периода времени, а затем быстро погружается на уровень предсознательного или бессознательного, по мере того как внимание человека переключается на другие сигналы.
Область предсознательного, иногда называемая достигнутой памятью, включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознании спонтанного или в результате минимального усилия.
Самая глубокая и значимая область человеческой психики – бессознательное – представляет собой хранилище инстинктивных побуждений, а также эмоции и воспоминания.
Сознание и бессознательное работают в режиме гармонического единства. В зоне ясного осознания человека находится лишь часть сигналов.
Неосознаваемые психические процессы можно разбить на два больших класса:
- неосознаваемые механизмы сознательных действий
- неосознаваемые побудители сознательных действий
Бессознательные представления с трудом переходят в сознание, оставаясь неосознанными из-за работы двух механизмов – вытеснения и сопротивления.
Выделено три формы бессознательного:
- сновидения
- ошибочные действия (оговорки, описки, забывание вещей)
- невротические симптомы
14. Понятие о сознании. Структура сознания. Соотношение понятий «психика» и «сознание».
Сознание – высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу.
Сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире.
Первым компонентом в структуре сознания является совокупность знаний о мире. Чем больше человек знает, тем выше его познавательный потенциал, а чем больше он познает мир – тем богаче его сознание.
Другой структурный элемент сознания – внимание. Сознание способно фокусироваться на различных видах деятельности, в том числе познавательной, и контролировать их.
Следующий компонент – память, в которой проявляется способность сознания накапливать, хранить информацию, воспроизводить ее в случае необходимости и использовать в деятельности человека.
Кроме того, сознание неразрывно связано с выражением отношения к объектам познания, деятельности и общения, что проявляется в виде эмоций. В эмоциональную сферу сознания входят чувства (радости, удовольствия, горя), настроения и аффекты (гнев, ярость, ужас, отчаяние). Кроме того, в эмоциональную сферу входит и воля как осмысленное влечение человека к некоторой цели и наводящая его поведение или действие.
Следующий компонент – самосознание- осознание себя как уникальной и целостной личности: сознание своего тела, мыслей, чувств, действий, места в обществе.
Соотношение понятий.
Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание. Сознание есть высшая форма психики, результат общественно-исторических усилий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении с другими людьми.
Низший уровень психики образует бессознательное. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль за совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результата.
16. Понятие об ощущениях. Роль ощущений в жизни и деятельности человека.
Процесс ощущения возникает вследствие воздействия на органы чувств различных раздражителей, а сам процесс этого – раздражением.
Ощущение – это простейший психический процесс, представляющие собой чувственное отражение объективной реальности, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств.
Суть ощущения в отражении отдельных свойств предмета.
Целостные, предметные восприятия складываются на основе ощущений, впоследствии порождая более сложные по своей структуре познавательные процессы, такие как представления, память, мышление.
Роль ощущений в жизни человека сложно переоценить, т.к. они являются источником наших знаний о внешнем мире и о нас самих. Пять органов чувств собирают информацию из внешней для организма среды в виде света, цвета, звуков, запахов, вкусов, температуры, прикосновений. Внутренне органы чувств сигнализируют о состоянии сердца и печени, почек и желудка, мышц и кровеносных сосудов.
Органы чувств – это единственные каналы, по которым внешний мир проникает в человеческое сознание, и та информация, которую они несут, позволяет человеку ориентироваться в окружающей среде и в своем теле. Если бы эти каналы были закрыты и органы чувств не приносили бы нужной информации, то никакая сознательная жизнь была бы невозможной.
17. Физиологическая основа ощущений. Классификация ощущений.
Физиологической основой ощущений является деятельность анализаторов. Функция анализаторов заключается в разложении на отдельные элементы сложных воздействий, исходящих от внешней или внутренней среды.
Систематическая классификация ощущений по Ч. Шеррингтону:
• Интероцептивные (сигнализируют о состоянии внутренних процессов организма, возникают благодаря рецепторам, находящимся на стенках желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и др. внутренних органов)
• Проприоцептивные (передают сигналы о положении тела в пространстве и составляют афферентную основу движений человека, играя решающую роль в их регуляции: описываемая группа ощущений включает ощущение равновесия или статическое ощущение, а также двигательное, или кинестетическое ощущение)
• Экстероцептивные (доводят до человека информацию из внешнего мира и являются основной группой ощущений, связывающей человека с внешней средой; всю группу экстероцептивных ощущений делят на две подгруппы: контактные (вкусовые, температурные, тактильные, осязательные) и дистантные (зрительные, вкусовые, обонятельные))