Внутреннее прощение и освобождение отцо
путь до конвд, иногда вовлекаясь в любовные отношения и проецируя свою вновь обретенную силу и энергию на партнера, тем самым утрачивая ее для себя. У отважной девушки есть такая возможность, так как ее потенциальным возлюбленным является сын знахаря. Однако она ведет себя предусмотрительно по отношению к такой опасности. Хрупкость и мимолетность фемининной силы символизируют увядшие дветы, и девушка всю ночь не смыкает глаз и заменяет увядшие цветы свежими. Символический смысл этого эпизода заключается в том, что женщинам необходимо осознавать и дейсгвовать, давая понять, что их фемининная сила и мужество не мимолетны, не преходящи, а постоянно присутствуют в них. Сын знахаря заметил, как по-особенному действует этот неизвестный человек, и ему сразу захотелось узнать его поближе, а потому он решил сопровождать девушку до самого дома. Когда она вернулась домой с целебным снадобьем, ее отец прозрел и осознал, что обесценивал возможности своих дочерей, и он, плача от радости и обретя способность видеть ценность фемининности, сказал, что теперь никогда не будет сожалеть о том, что у него нет сына. После того как сын знахаря, который с большой симпатией относился к своему новому другу, узнал, что его друг - девушка, он попросил ее выйти за него замуж. А когда девушка рассказала о связывающих их узах глубокой дружбы, отец с радостью дал им свое благословение. Таким образом, после того как дочь избавила отца от слепоты и он стал видеть ценность фемининности, она смогла свободно выйти замуж. Причем ее брак основывался не на культурных проекциях в отношении к фемининности, а на глубокой взаимной привязанности и дружбе, а также на любви и восхищении мужчины отвагой и познаниями женщины. И на индивидуальном, и на культурном уровне избавление отца от слепоты может привести к реализации такой возможности - зрелого союза маскулинности и фемининности. И при создании такого союза девушка может не скрывать своей фемининной внешности, а проявлять всю присущую фемининности силу и духовность.
В данной сказке образно показан способ, с помощью которого дочь может исцелить травму своего отца. И в процессе такого исцеления дочь обретает глубинную связь с собственными силами и мужеством, ощущает мощь фемининной духовности и способна в полную силу проявить любовное отношение к маскулинности. Как может процесс внутреннего прощения и освобождения отца проявляться на индивидуальном и культурном уровне?
На индивидуальном уровне возможно только «внутреннее» прощение, ибо реальный отец может быть уже мертв или закрыт для новых отношений. Однако это вовсе не делает задачу менее важной. Как говорит главный герой пьесы «Я никогда не пел отцу»113: «Смерть - это конец жизни, но не конец отношений»114. Отношение к внутреннему отцу все еще нуждается в трансформации. Иначе будут продолжать действовать старые деструктивные паттерны, порожденные нездоровыми отношениями. Первое, что нужно сделать для трансформации, - увидеть эти деструктивные паттерны и то, как они влияют на жизнь женщины. Второе - найти ценности, присущие отцу, ибо, если не установить контакт с его положительными качествами, с этим аспектом психики будет потерян контакт, он не будет интегрирован и затем станет играть деструктивную роль в жизни женщины. На культурном уровне для спасения и освобождения отца также необходимо оценить его позитивный и его негативный вклад. А для этого нужно изменить принципы, управляющие культурой, чтобы и фемининность, и маскулинность обладали уникальной ценностью и имели равное влияние на культуру.
Внутреннее прощение и освобождение отца оказалось главной проблемой для моего личностного и духовного развития, ибо нарушение отношений с ним создавало разлад в очень многих сферах жизни: в фемининности, в отношении к мужчинам, в деятельности, сексуальности, творчестве и в доверительном отношении к миру. Как психотерапевт я понимала, что поиск нового отношения к отцу - важная проблема для любой женщины, у которой нарушена связь с отцом. А если говорить с точки зрения культуры, то я уверена в том, что на этом уровне проблема будет у каждой женщины, ибо отношение к «отцам, властвующим над культурой» также нуждается в трансформации.
Для того чтобы внутренне простить и вновь обрести отца, потребовалось много времени. Я стала проходить юнгианский анализ. С помощью очень доброй женщины-аналитика, которая поддерживала меня и создавала теплый и надежный психологический контейнер для прорывающихся энергий, я вступила в новый мир - символический мир сновидений. Там я встретилась с
113 «Я никогда не пел отцу» - пьеса Роберта Вудрафа Андерсона (род. 1917) -американского драматурга и сценариста. - Примеч. пер.
1 м Robert Anderson, / Never Sang for My Father in The Best Plays of 1967-1968 (New York: Dodd, Mead and Co., 1968), p. 281.
198 Глава 9
Внутреннее прощение и освобождение отца
такими сторонами своей личности, о существовании которых даже не подозревала. Там же я открыла для себя своего отца -такого, которого я давным-давно отвергла. Я открыла, что у меня внутри был не только мой родной отец, которого я помнила. Там было множество родительских фигур, образов архетипического Отца. У этого отца было больше граней, чем я вообще могла себе представить, и осознание этого привело меня в трепет и ужас и вместе с тем дало мне надежду. Рухнула моя эго-идентичность и мои представления о том, кто я такая. Внутри меня находилась сила, значительно превышавшая силу моего «Я», которую признавало мое сознание. Эта сила свела на нет все мои попытки контролировать свою жизнь и происходящие в ней события, как лавина, которая изменяет вид горного склона. После этого жизнь от меня потребовала, чтобы я научилась вступать в контакт с этой огромной и мощной силой.
Отвергая отца, я отвергала и свои силы, ибо таким образом я отказывалась не только от негативных, но и от всех его положительных качеств. Поэтому, отвергая его безответственность и иррациональную размерность, я утратила доступ к творчеству, спонтанности, женским чувствам. Мои сновидения продолжали мне указывать на это. Из одного сна я узнала, что мой отец очень богат и является владельцем роскошного тибетского дворца. Другой сон мне показал, что он был испанским королем. До этого «отцом» я называла только противоречивого, бедного, деградировавшего мужчину. Как только иссякли мои собственные силы, сновидения показали, что я отказалась и от тех отцов тоже. В одном сне от волшебной собаки я получала силы, чтобы создавать волшебные опалы. Я делала опалы и держала их у себя в руке, но затем они сыпались у меня между пальцев, так что у меня не осталось ни одного. В другом сне мой учитель по медитации сказал: «Ты прекрасна, но ты этого не осознаешь». А еще в одном сне голос произнес: «У тебя есть ключ к познанию медицины, и тебе нужно его взять». Но я проснулась, крича от ужаса, что не хочу брать на себя такую ответственность. Ирония заключалась в том, что, хотя я осуждала и ненавидела своего отца за то, что он был таким безответственным и растратил попусту все свои возможности, я делала все абсолютно то же самое. По существу я не ценила ни себя, ни то, что я должна была собой представлять. Вместо этого я металась между неуверенной, хрупкой, угождающей пуэллой и обязательной и успешной «амазонкой в панцире».
Из-за того, что я отвергла отца, моя жизнь разделилась на ряд автономных и конфликтующих фигур, каждая из которых пыталась сохранить надо мной контроль. В конечном счете это привело к взрыву. В течение долгого времени я не могла принять смерть тех индивидуальных идентичностей ради гораздо большей и неизвестной сущности, которая могла бы стать основой моей магии - таинственной основой, в которой я впоследствии нашла источник исцеления. А потому я ощутила эту мощь, на которой покоилась моя сущность, в форме панических атак. Поскольку мне не удавалось расслабиться и открыться великим силам, они переполнили меня до такой степени, что я увидела страшную картину. Эти силы то и дело неожиданно поражали меня в самое ядро моей сущности, вытряхивая меня из управляющих мной паттернов, как молния заставляет разжаться и трястись сжатые в кулаки руки. Теперь я знаю, как мало мне на самом деле помогли мои защиты. Вдруг я оказалась лицом к лицу с пустотой. Я размышляла над тем, испытывал ли мой отец то же самое, и было ли его пьянство попыткой защититься от подобных переживаний. Возможно, управлявшие им «духи» алкоголизма были подменой более значительных великих духов, а возможно - даже защитой от них, ибо они находились в непосредственной близости к нему. Поскольку я отрицала всякую ценность моего отца с тех пор, как он «утонул» в иррациональном царстве Диониса, мне нужно было научиться ценить это отвергаемое мной царство, отказавшись от своей потребности в контроле. Но это необходимое переживание негативной стороны погрузило меня в ужасный хаос чувств и влечений, в темные глубины, где были скрыты неизвестные сокровища. В конечном счете, для того чтобы спасти и освободить отца, мне нужно было спуститься в подземный мир, чтобы оценить это отвергаемое царство у себя внутри. И благодаря этому я открыла для себя почитание духов. К этому меня привел юнгианский анализ, а литературная деятельность продолжила этот процесс.
Литературная деятельность была способом спасения и освобождения моего отца. В детстве я всегда хотела стать писательницей. Чтобы наконец отважиться и изложить свои озарения на бумаге, мне потребовалось огромное мужество и уверенность в себе. Сила написанного слова требует, чтобы за ним стоял писатель. Литературная деятельность заставила меня сосредоточиться, чтобы посвятить себя целиком отношениям с отцом. Мне нужен был
Глава 9