Мол, дал, был, пыл, цел, мел, угол.
Какой одинаковый звук слышится в них? Охарактеризуй его.
Произнеси слова так, чтобы звук Л звучал мягко.
Прочитай слова с твёрдым и мягким Л парами. Запиши пары слов, которые ты запомнил. Подчеркни букву, обозначающую твёрдый звук, синим цветом, обозначающую мягкий звук — зелёным.
В каких словах букв больше, чем звуков? Почему?
Выпиши из орфографического словаря в течение 5 минут 6 слов с твёрдым согласным звуком Л во 2-м ударном слоге,
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
С любыми выписанными словами составь предложения. Запиши в этих предложениях слова со звуками Л—Л'. Проанализируй их, выдели .афвыаф.
.Запиши двухсложные слова с твёрдым и мягким звуком Л в середине слова.
О б р а з е ц: пальто палка |
••ль•• | ••л•• |
••ль•• | ••л•• |
••ль•• | ••л•• |
••ль•• | ••л•• |
••ль•• | ••л•• |
[Польша, кольцо, пальцы, | (Салки, вилка, щелка |
килька, рельсы.) | жилка, балка.) |
Проанализируй.слова по звуковому составу.
Со словами, содержащими мягкий звук, составь словосочетания так, чтобы каждое слово содержало твёрдый звук. Докажи правильность выполнения
4. Прочитай слова:
лужи, пила, тело, вилка, лапоть. |
Переставь буквы в словах так, чтобы получилось новое слово, в котором звук Л произносился бы мягко — Л'.
Составь со 2, 3 и 4-м вновь образованными словами словосочетания гак, чтобы второе слово было тоже со звуком Л (твёрдым или мягким).
Проанализируй слова в словосочетаниях, обоснуй правильность их ; составления.
Прочитайвнимательно ряд букв:
луналимонголоваленкисельдь
Постарайся найти в этом ряду слова.
Сколько слов здесь зашифровано? Назови их. Проанализируй найденные слова по звуковому составу.
(Упражнение выполняют 2 ученика, один из которых — «контролёр».)
Звуки Р-Р'
1. Внимательно рассмотри рисунок.
(Логопед подбирает сюжетную картинку на любую тему. Условие: должно быть не менее 5 слов с твёрдым звуком Р и 5 слов с мягким звуком Р’
Назови сначала слова с твёрдым звуком Р, затем — с мягким — Р’
Составь по одному предложению, в которых были бы слова со звуком Р и со звуком Р’
Обоснуй правильность своего выбора.
2. Подбери слова, оканчивающиеся на твёрдый звук Р; начинающиеся с мягкого звука Р'.
* Сыр, двор, топор.
*
Ряд, река, риза
Сравни слова попарно и докажи правильность их подбора.
Составь с подобранными словами словосочетания так, чтобы и во втором словебыли звуки Р и Р'. Сравни слова в словосочетаниях, характеризуя звук Р.
3. Прослушай слова: горка, варка, зорко. Как произносится в них звук Р?
Произнеси данные слова так, чтобы твёрдый звук звучал мягко. Назови слова с изучаемыми звуками и запиши их. Обоснуй правильность выполнения задания.
4. Подбери к каждой букве слова брат 3 слова с твёрдым согласным Р и с мягким согласным Р':
Б борозда | Р раки | А арка | Т трамвай |
■ ■ ■ | ■ ■ ■ | ■ ■ ■ | ■ ■ ■ |
Запиши подобранные слова; обведи твёрдую согласную Р синим цветем, мягкую — зелёным.
Составь одно предложение со словом, в котором есть мягкий звук одно — с твёрдым звуком Р.
5. Подбери в течение 5 минут 4 слова с твёрдым согласным Р и 4 слова с мягким согласным Р'. Проанализируй их.
6. Внимательно прочитай:
Мы ряды встрече с Ритой. У Серёжи сильный жарь. |
Перед лесом огромный рёв. Первые рады в зале уже были заняты. Быстрее жар картошку! Вдруг раздался |
ров медведя. |
Прочитай, правильно ли записаны предложения? Что надо в них изменить? Прочитай предложения правильно.
Скажи,каких слов в предложениях больше: с твёрдым или мягким согласным Р’ Докажи, что ты правильно это определил.
Прочитай слова, в которых буква Р находится после согласной; между гласными; охарактеризуй данный звук в этих словах.
7.
а) Прочитай загадки и отгадай их.
Над землёю коромысло Без рук, без ног
солнышка повисло. Ворота отворяет
Найдислова со звуком Р. Дай характеристику звуку и определи его место в слове, запиши четырёхсложные слова; выдели в них ударный слог.
б) Отгадай ребусы:
Назови в отгадках слова со звуком Р? {Ветер, радуга.)
Проанализируй их и запиши звуками одно слово-отгадку по образцу.
Образец: пила [п'ила]. |
Составь со словами-отгадками предложения так, чтобы в предложении было 2-3 слова со звуком Р. Запиши их. Обведи твёрдую согласную синим цветом, мягкую — зелёным.
Звуки Л-Р (Л'-Р')
1.
а) Из 10 букв: л, у, а, п, м, н, о, т, и, е — составь 6—8 слов, начинающихся со звука Л или Л'.
* Луна, лупа, липа, Лена, лента, лопата, лимон, лампа, лом, лото, лапти, лето, летун, лиана, лилипут, лиман, линолеум, Лина...
б) Из 10 букв: р, о, н, б, а, у, к, е, т, с — составь 6—8 слов, начинающихся со звука Р или Р'.
* Рак, рок, рука, река, рыба, рыбак, рот, рост, росток, русак, ракета, ребус, раб(ы), рубка, раскат, растрата, раструб, ребро, рессора, ресурс, рыбка
Запиши в 2 столбика двухсложные и трёхсложные слова: в 1-й — со звуком Л или Л'; во 2-й — со звуком Р или Р’ Выдели ударный слог.
Докажи правильность выполнения задания.
Составь одно предложение со словом, содержащим звук Л или Л', или со словом, содержащим звук Р или Р'.
2. Кроссворд «Грибы».
Назови грибы, которые «спрятались» в кроссворде.
Подумай: какие грибы «спрятались» под цифрами 1; 2; 3? Какой изучаемый звук есть в названиях этих грибов? Определи его место: какой он по счету, между какими звуками стоит; после какого звука?
Какие грибы «спрятались» под цифрами 4; 5; 6? Какой изучаемый звук есть в названиях этих грибов? Определи его место.
Составь 3 предложения, включив в каждое названия двух грибов, включающих звуки Л (Л') и Р (Р'). Запиши их.
* Сыроежка, подберёзовик, мухомор, лисичка, боровик, волнушка.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания)
3. Чётко прочитай слова:
груз, | корм, | сторож, | дрожь, | треск, | смотр. |
Какой звук объединяет эти слова?
Измени слова так, чтобы них появился звук Л, в такой последовательности: слова, в которых звук Р — 3-й по счету; слова, в которых звук Р — последний; слова, в которых звук Р (Р') — 2-й по счету.
Помогай себе вопросом что делал?
Что изменилось в звуковом составе слова?
Какое слово ты не изменил?
Какой по счету звук Р в этом слове?
Составь 3 предложения с любыми тремя вновь образованными словами. Запиши их. Подчеркни в предложениях слова с изучаемыми звуками.
4.
а) Чётко прочитай поговорки-сравнения:
Голоден как волк. Труслив как заяц. Упрям как осёл. | Болтлив как сорока. Хитёр как лиса. Храбр как лев. |
Найди в поговорках слова, содержащие изучаемые звуки, и проанализируй их. Запиши те пословицы, которые ты запомнил. Скажи, про кого так говорят?
Составь 2—3 предложения с выбранными тобой поговорками. Запиши одно из них.
6) Чётко прочитай слова. Проанализируй их, выделяя ударный слог:
верблюд, | перепёлка, | берлога, | рыболовы. |
Составь с данными словами предложения. Запиши их. Подчеркни букву Р — одной чертой; букву Л — двумя.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
Звуки Ч-Т’
1. Рассмотри рисунок.
(Логопед предъявляет сюжетную картинку, на которой должны быть обязательно изображены: девочка, мальчик, утята, котёнок, речка, пчёлы, мяч, птички). Назови слова с изучаемыми звуками. Обоснуй правильность выбора слов. Запиши их в 2 столбика. По какому признаку ты их будешь так записывать"
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
2. Проанализируй слоги: -читъ, -чатъ.
В течение 5—6 минут назови слова, включающие эти слоги.
(Задание выполняется двумя учениками: один из них выступает в роли «контролёра». Затем дети меняются ролями.)
-читъ: выручить, соскочить, лечить, мочить, учить, точить, увеличить, получить, сличить...;
-чатъ: стучать, кричать, молчать, ворчать, начать, качать, торчать, получать, включать, встречать... .
3. Чётко прочитай слова, выделяя ударный слог:
учит, | ворчит, | точит, | стучат, кричат, | молчат. |
Скажи, какие звуки в словах одинаковые?
Какой из них произносится твёрдо, а какой — мягко? Измени слова так, чтобы оба звука произносились мягко.
Составь 2 предложения с любыми из этих слов и запиши их. Обведи буквы, обозначающие мягкие звуки, зелёным цветом; твёрдые звуки — синим.
4. Внимательно прочитай предложения:
Кто любит | титать | книжки, | тот полутяет | пячёрки по | |
чтению | Врать | летил | Тимофея. | За деревней | четёт тихая и |
чёплая | речка. | В этот | ветер был сильный вечер. От уста- | ||
лости плети повисли | как плечи. | ■ |
Подумай, все ли слова написаны правильно? Скажи, что надо изменить? Докажи правильность своего ответа.
5. Прослушай предложения:
Скучен день до вечера, коли делать нечего. Почитай учителя, как родителя.
Ученику — удача, учителю — радость.
Назови слова с изучаемыми звуками. Определи их место в словах. Ученики записывают 2 предложения под диктовку логопеда.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности записи предложений.)
Звуки Щ-С
1. Рассмотри внимательно картинки.
(Предъявляются предметные картинки: гусь, щипцы, клещи, лось, ящерица, лисята.)
Назови предметы, изображённые на картинках.
По какому признаку и на сколько групп можно распределить эти названия? Запиши слова в столбики по этому признаку. Выдели ударный слог.
Проанализируй двухсложные и трёхсложные слова (в виде развёрнутого учебного высказывания).
Запиши звуками слово ящерица. Докажи правильность своей записи.
2. Рассмотри внимательно ряд букв. Постарайся найти в нём слова:
тащусикисетоварищенокосяклещи.
Проанализируй найденные слова по звуковому составу. (Задание выполняют 2 ученика, один из которых выступает в роли «контролёра».)
3. Чётко прочитай слова, выделяя ударный слог:
семена, жилище, женщина, гусеница, осень, ущелье, древесина, убежище, укрощать, засеять. |
Подумай, какое задание с использованием этих слов можно предложить товарищу.
4. Прочитай и запиши предложения, вставляя пропущенные буквы и слова:
Около ела берёзовая .... В норе пият ры- | |||||
жие ... . Сегодня запреено ... больных. Плю | |||||
красиво обвил ажурную .... Скоро Вая вытаит | |||||
... гвоздь, егол клюет .... | |||||
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания в виде развёрнутого учебного высказывания.)
5. Запиши предложения под диктовку: