Способ взаимосвязи внутрипсихической организации и внешнего мира
В концепции А.Маслов в качестве способа взаимосвязи внутреннего и внешнего мира могут быть представлены переживания; «вершинные» характеризуют моменты наиболее ясное, точного и целостного осознания себя и внешнего мира, особенно глубокой связи с окружающим миром, возможности более конструктивного использования энергии. Вершинным переживаниям способствуют глубоко волнующие события- радостные или трагические. Они редко длятся больше нескольких часов.[2, c. 172]
Типы личности
Вытекают из теории иерархии человеческих потребностей А.Маслоу, в которой представлены 5 групп потребностей, последовательно доминирующих у человека по мере того, как он проходит один за другим все циклы личностного развития от рождения до смерти. Представленная далее систематика основана на предположении, что конкретные условия существования, социальное положение есть важнейшее, интегральное выражение всей суммы факторов, влияющих на индивида и тем самым определяющих его актуальные потребности, мотивацию поведения, отношение к различным явлениям и происходящему.Соответственно этому могут быть выделены 5 основных типов личности (сам А.Маслоу особое внимание уделяет изучению зрелой или самоактуализирующейся личности):
1)личности с актуальными физиологическими потребностями - мотивированы главным образом стремлением преодолеть дефицит самого необходимого для своего существования, точнее - выживания. Это тип людей, в значительной степени лишённых независями от них объективными условиями своей жизни доступа к материальным и духовным ценностям, образованию, просвещению, квалифицированным профессиям, хорошо оплачиваемой работе, досугу, отдыху и развлечениям.
2) личности с актуальными потребностями в безопасности - мотивированы в первую очередь и в основном заботой о своём благополучии, им нужны порядок, стабильность, обнадёживающие жизненные перспективы, свобода от таких негативных явлений, как болезни, хаос и страх. В нормальном варианте это люди, стремящиеся к учёбе, знаниям, материальному достатку, достойному положению в обществе, престижной и интересной профессии, к состоятельности в браке, к развитию и реализации своих способностей. Это честолюбивые, энергичные, напористые и предприимчивые люди, создающие прочный фундамент своей жизни и на будущее. Их главный девиз - приобретать и иметь.
3) личности с актуальными потребностями в принадлежности и любви - мотивированы прежде всего потребностью в групповой идентичности и социальным интересом, отражающим определённые внутренние тенденции и определяющим их идентификацию с той или иной группой людей. В поисках признания, уважения, одобрения индивид невольно либо более или менее сознательно стремится изменить себя, свои внутренние качества, чтобы по возможности лучше соответствовать требованиям группы и заслужить её признание.
4)личности с актуальными потребностями в самоуважении - мотивированы стремлением преодолеть внутренний раскол и зависимость от других людей путём интеграции разных убеждений и ценностей, которые ранее были ими усвоены. Это сравнительно немногочисленный тип индивидов. Как и следующий за ним, он радикально отличается от предыдущих тем, что доминирующие потребности его представителей, указывает А.Маслоу, являются уже не дефицитарными, то есть требующими для своего удовлетворения поглощения чего-то извне, а представляют просоциальные потребности или метапотребности. Иными словами, такой индивид в первую очередь нуждается в том, чтобы отдавать накопленное внутреннее достояние окружающим, как бы возвращать людям свой долг, полученное от людей и общества ранее.
5)личности с потребностями в самоактуализации - самая малочисленная группа индивидов, рекрутируемая из предыдущей и по многим качествам сходная с нею (по данным психологов, таковых в населении от 1 до 3%). Единственное существенное отличие от предшествующего уровня личностного развития состоит в том, что лица данного типа на протяжении значительной части, а иногда многих десятилетий своей жизни мотивированы большей частью или исключительно потребностями в творчестве, в создании новых идей, форм, образов, технологий и вообще познанию чего-то неведомого, загадочного, таинственного, овладению всем тем, что остаётся человеку непонятным и неподконтрольным. [4]