Важность неоднократного повторения в воспитании ребенка.
01:25:27 В некоторых случаях ребенку иногда надо сказать 200 раз, прежде чем он сможет отработать определенные навыки в своем поведении. Дети, которых мы охарактеризовали как бегуны, они могут по первой просьбе начать сразу все делать. А прыгуны, им, может быть, понадобится 200 раз, прежде чем они совладают с каким-то определенным аспектом своего поведения. А пешеходы будут прогрессировать с каждой просьбой все более и более стабильно. И просто это будет требовать регулярного и систематичного повторения. Поэтому принятие, понимание уникальной вот этой кривой обучения, кривая обучения, то есть режим обучения, в каком ребенок обретает новые навыки, очень важен для того, чтобы дать и оказать ребенку поддержку на основе любви. То есть, ту поддержку, которая ему необходима, чтобы он мог исправить то поведение, которое причиняет беспокойство родителям, ему самому и окружающим. Эта концепция повторения, она становится более понятной, когда мы учимся, например, какому-то виду спорта. Если мы, например, бьем по мячу, может быть понадобится 200 попыток. Часто футболисты, они тренируются. Стоит вратарь на воротах, и один за одним подбегают и отрабатывают удар по воротам, члены его команды. И после, может быть, 200 таких возможностей, в конце концов, мяч начинает двигаться туда, куда мы хотим.
01:27:20 В таком же стиле, в такой же манере, может понадобиться 200 раз, прежде чем ребенок автоматически отреагирует на определенную просьбу, такую как «Пожалуйста, не бросай еду на пол» или «Смотри, чтобы еда осталась на тарелке, не рассыпай!» Поэтому, когда мама кормит своего малыша, достаточно разумно кладет клеенку на пол под него, в том месте, где он сидит. Ребенок может осознанно учиться на своих ошибках, но чаще всего он это не делает, и до возраста 9ти лет ребенок учится просто имитировать и следовать, подражать своим родителям. То есть, самый естественный и самый блестящий способ совершенствования, и следовать наставлениям. И если вы чувствуете себя дискомфортно или плохо, то ребенок тоже будет чувствовать себя плохо. То есть, принцип, что дети находятся на очень тесной связи с родителями, поэтому ребенок начинает имитировать вашу реакцию. Но, к сожалению, сам этого не понимает, поэтому они не могут логически, опять-таки не имеют способности размышлять и понять это до 9ти лет. Поэтому, если вы расстроены совершенной ошибкой своего ребенка, он будет себя чувствовать плохо, но это ни в коем случае не означает, что они чему-то научились, кроме как бояться вашей реакции, и подавляют свою волю, и подавлению своей воли. Поэтому позитивное родительство, оно позволяет, как бы сохранить, развивать волю ребенка, и укреплять его собственную волю, и укреплять его склонность или волю сотрудничать. Это самый лучший способ, каким дети могут обучаться.
01:29:37 То, что касается принципа «на ошибках учатся». Одна из самых больших ошибок родителей, это то, что они предполагают, что дети могут логически учиться на своих ошибках до 9ти лет, как мы уже говорили. И поэтому родители пытаются научить детей делать выводы из своих ошибок. И вместо того, чтобы концентрировать их внимание на решении, исправлении ошибки, концентрируют внимание на самой ошибке. Когда дети совершают много ошибок, в этом нет ничего удивительного, что они просто продолжают так и делать, потому что сознание концентрируется. Так устроен наш ум, что то, на чем он концентрируется, то он, к таким действиям снова и снова нас приводит. Поэтому, важно помнить, что дети не могут сознательно или логично учиться на своих ошибках до 9ти лет. Но тем не менее, они могут совершенно автоматически, неосознанно, не применяя логику и свое сознание понимания каких-то принципов, они могут исправлять свое поведение. Они учатся таким навыкам общения, как уважение, предложение помощи, склонность слушать, сотрудничать, и общаться, благодаря… или получать от родителей наставления и пример как действовать.
01:31:24 Когда дети продолжают совершать какие-то, беспокоящие окружающих, ошибки или они забывают то, о чем их просили. Это часто происходит не потому, что они… это часто происходит, потому что они не поняли и не получили структуру, ритм и определенный надзор в отношении того, что им нужно. С этой точки зрения, когда ребенок совершает ошибки, родители должны всегда быть ответственны. И на самом деле неправильно заставлять своего ребенка чувствовать ответственно. До 9ти лет дети не способны к самоконтролю, к самонадзору, или самоуправлению. Потому что без логического мышления они могут только имитировать. С возраста 9ти лет до 18ти дети по-прежнему могут учиться быть ответственными и надежными, учиться надежности. То есть, тому, чтобы на них можно было полагаться. Но когда они становятся вполне ответственные, это происходит примерно в возрасте 19ти лет, мы даем им возможность жить свободно в этом мире, который как вынуждает их полагаться только на свои собственные поступки и действия.
01:33:03 Многие родители, они ошибочно ожидают, что чувство ответственности, которое должен, которое должно развиться у ребенка в 19 лет естественным образом в силу его развития психики его головного мозга, оно появится у него в 8, 7, 9, или сколько-то лет до этого периода. Дети обычно учатся быть ответственными к тем предметам, или другим людям, и не тем, что они как бы принимают ответственность, маленькие дети, или развивают в себе качество надежности, но просто, благодаря тому, что они видят своих родителей, которые проявляют уважение к вещам людей, и к самим людям вокруг. Поэтому нередкой картиной бывает, когда мама шлепает своего ребенка и говорит: «Я не хочу, чтобы ты бил своего брата! Сейчас, ну-ка быстро извинись перед ним!» Лупит своего ребенка и просит его не бить своего брата. Дети учатся подражая. Если родители кричат на них, или бьют детей, тогда дети тоже начинают кричать и бить друг друга. Если родители уважают, и способны извиниться, принести извинения в отношении друг с другом, то тогда дети, в конце-концов, тоже начинают уважать друг друга, и они больше подготовлены оказываются к тому, чтобы стать надежными и ответственными, когда им исполняется 9 лет.
01:34:51 Когда дети имеют возможность быть, переживать это как бы настроение невинности, а не ответственности за свои ошибки до 9 лет, тогда после этого возраста, с наступлением этого возраста, они будут более способны учиться на своих ошибках, потому что к этому моменту их мозг, головной мозг разовьется достаточным для этого образом. А те же дети, которые не имеют возможности пережить эти 9 лет невинности и отношения к себе, где бы ребенку не навязывали чувство ответственности, тоже могут учиться на ошибках, но они не смогут себя в жизни прощать. Надо научиться прощать самих себя. Была такая известная книга, она сейчас очень популярна, она называется «Прощаю себя». То есть, это принцип, как один из важных в том, чтобы человек мог развиваться эмоционально и духовно, полноценно. Способность прощать себя. И нам, взрослым, может показаться, что мы должны быть ответственными за то, что делаем. Но если мы не пережили вот этот этап невинности в полной мере, то мы не только сами будем себя чувствовать плохо, совершая ошибку, но и мы будем все время создавать вот это тягостное чувство вины в своих детях. Поэтому, определенный смысл, определенная ценность в таких книгах, в таких текстах есть.