Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15. 11 страница

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.

Виды наказаний

Выделяют несколько категорий, или видов, наказаний. Куперсмит (Cooper-smith, 1967) описал три основных типа.

Телесные наказания. Телесные наказания— причинение человеку физической боли в ответ на нежелательное поведение. Шлепки, порка, пощечина и удар кулаком — все это квалифицируется как телесные наказания. Родители, при­меняющие телесные наказания, учат своих детей, кроме всего прочего, еще и тому, что физическая сила дает человеку власть над другими. В результате их дети могут стать враждебными и агрессивными по отношению к лю­дям и пользоваться насилием для достижения своих целей.

Спекуляция любовью. Иногда родители, ругая детей за плохое поведение, угрожают им разлюбить их. Примерами могут по­служить такие заявления: «Если ты еще раз без разрешения уйдешь со двора, можешь и вообще уходить» или «Ты мне просто противен, ть1 совсем не умеешь вести себя за столом». Если родители будут посто­янно пользоваться такой мерой воздействия, у ребенка в конце концов возникнет чувство, что родительская любовь слаба и ненадежна и что ее постоянно надо зарабатывать. Это приводит к повышенной тревож­ности, сопровождающейся такими симптомами, как грызение ногтей, ночное недержание мочи или сосание пальцев.

«Золотая середина». Этот метод позволяет человеку избе­жать наказания и/или получить поощрение. Родитель, который заяв­ляет: «Если ты не съешь кашу, то не получишь мороженое», — позволяет ребенку выбирать между поощрением в форме десерта за желательное поведение (съеден­ная каша) и наказанием в форме отсутствия десерта за нежелательное поведение (несъеденная каша). Куперсмит обнаружил, что из описанных трех типов наказа­ний этот является самым эффективным.

Контрольные вопросы

Ответив на следующие вопросы, проверьте, насколько хорошо вы усвоили ма­териал предыдущих разделов главы. Выберите и отметьте единственный правиль­ный ответ на каждый вопрос.

9. Психолог пользуется методом десенсибилизации, чтобы помочь человеку преодолеть страх перед грозой. Что он предпочтет для этого?

а. Пожелает ему никогда больше не попадать в грозу

б. Добьется, чтобы гроза связалась у человека с рефлекторным морганием

в. Воспользовавшись специальным устройством, будет демонстрировать ему электрический разряд всё возрастающей силы, сочетая это действо с ка­ким-либо приятным стимулом

г. Пропишет пациенту лекарства

10. Как классическое обусловливание используется для лечения ночного не­держания мочи?

а. Применяют электрошок в качестве наказания.

б. Связывают в сознании больного звон будильника с приемом специально­го лекарства.

в. Каждый раз, когда ребенок намочит постель, ему дают рвотное.

г. Всякий раз, когда постель становится мокрой, звенит будильник.

11. Какие из следующих элементов являются ключевыми в оперантном обуслов­ливании?

а. Рефлексы

б. Эмоциональные реакции

в. Положительные и отрицательные подкрепления

г. Страхи

Телесные наказания: причинение че­ловеку физиче­ской боли в це­лях пресечения нежелательного поведения.

«Золотая середина»: метод обуслов­ливания, позво­ляющий чело­веку, подверга­ющемуся воз­действию, выби­рать поощрение или наказание.

12. Мальчик почистил отцу ботинки. Отец подарил ему за это книгу, надеясь, что теперь мальчик будет чистить обувь постоянно. Но мальчик больше ни разу не прикоснулся к ботинкам. Определите роль, какую сыграла книга в этой ситуации.

а. Поощрения и положительного подкрепления

б. Поощрения, но не положительного подкрепления

в. Положительного подкрепления, но не поощрения

г. Наказания и положительного подкрепления

13. Какими двумя наиболее важными качествами обладает настоящее положи­тельное подкрепление?

а. Уместность и своевременность

б. Прочувствованность и своевременность

в. Уместность и прочувствованность

г. Прочувствованность и искренность

14. Как соотносятся наказание и отрицательное подкрепление?

а. Отрицательное подкрепление сдерживает нежелательное поведение, а наказание стимулирует желательное.

б. Наказание сдерживает нежелательное поведение, а отрицательное под­крепление стимулирует желательное.

в. Для отрицательного подкрепления необходимо наказание.

г. Наказание и отрицательное подкрепление — это одно и то же.

15. Какой из перечисленных ниже видов наказаний наиболее эффективен?

а. Телесные наказания

б. Спекуляция любовью

в. Неодобрение

г. «3олотая середина»

16. Кэтти надоело, что ее младшая сестра Джейн часами висит на телефоне. Что Кэтти должна сделать для того, чтобы Джейн меньше болтала по теле­фону?

а. Давать Джейн пинок, как только та начнет говорить по телефону.

б. Прекратить разговаривать с Джейн, если та будет и дальше болтать по телефону более десяти минут.

в. Обещать Джейн, что она сможет звонить когда и кому захочет, если толь­ко будет говорить по телефону не более пяти минут; в противном же слу­чае ей не дадут пользоваться телефоном целую неделю.

г. Сказать Джейн, что она удостоится презрения всей семьи, если будет и далее разговаривать по телефону более пяти минут.

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Если, отве­чая на эти вопросы, вы испытывали затруднения, перечитайте текст еще раз. Если же ни один из этих вопросов не вызвал у вас никаких затруднений, вы вполне готовы продолжать чтение этого раздела.

Подкрепление или наказание?

Наверное, вам известны две противоречащие друг другу поговорки: «Пожале­ешь розог — испортишь ребенка» и «Доброе слово и кошке приятно». Какой же из них следует верить? Наказывать ребенка, чтобы его не избаловать, или все-таки лучше ориентироваться на поощрения? Результаты множества психологических ис­следований дают возможность предположить, что дети, которых воспитывают с по­мощью поощрений, эмоционально адаптируются гораздо лучше, чем дети, которых воспитывают с помощью наказаний. Если учителя или родители сурово наказывают ребенка, у него может возникнуть антипатия или неприязнь к ним; ребенок начнет избегать всякой совместной деятельности с учителями или родителями. Ему могут и вообще разонравиться семейные дела и учеба в школе.

Кроме того, наказание обычно связано с болью или фрустрацией (утратой чего-либо) и может приводить к агрессивности. Исследование Бандуры и Уолтерса (Bandura and Walters, 1959) показало, что мальчики, которых дома сурово наказы­вают за агрессивность в поведении, становятся еще более агрессивными. Наказание бывает наиболее эффективным и приносит меньше всего вреда тогда, когда челове­ку предлагается альтернатива. Если отец ругает дочку за то, что та недоделала до­машнее задание, то он должен обязательно хвалить ее, когда она выполняет все, что задано. Когда родители пользуются наказаниями и не применяют поощрения, у де­тей (особенно дошкольного возраста) могут возникнуть серьезные проблемы, опи­санные в Приложении 3.4.

Как было упомянуто в предыдущем разделе, если наказание привлекает к на­казуемому внимание, оно может играть роль скорее положительного подкрепления, чем наказания. Учительница в описанном выше случае могла бы успешнее разре­шить ситуацию, если бы обратила больше внимания на те моменты, в которые Майк ведет себя хорошо. Например, если время от времени говорить «Посмотрите, как замечательно ведет себя Майк! Вот если бы все вели себя так же...», у Майка по­явится альтернатива. Еще большего эффекта можно было бы достигнуть другой аль­тернативой: «Если ты будешь спокойно сидеть и хорошо работать, то потом смо­жешь поиграть. А если будешь все время скакать и ничего не делать, то ни на какую игру у тебя времени не останется».

Однако тема наказания не исчерпывается только семьей и школой. Например, существует весьма распространенный способ наказания — лишение свободы. Он тоже далеко-не всегда оказывается эффективным, подтверждением чему является, в частности, рецидивная преступность. И опять-таки создается впечатление, что наиболее эффективны такие наказания, которые содержат в себе некоторый поло­жительный опыт или альтернативу.

Упражнение 3.9

Отец пришел в универсам вместе с двухлетним сыном. Сын все время обраща­ется к отцу, пытаясь привлечь к себе его внимание, но тот занят своими покупками. Тогда мальчик начинает показывать пальцем на стоящие на полках продукты и кри­чать, что он хочет печенья, конфет, мюсли и прочее. Этот внезапный взрыв вызывает у отца смущение, и он начинает ругать ребенка. Сын продолжает вопить еще гром­че. Чтобы успокоить его, отец хватает с полки ближайшее лакомство и сует его сыну. Но мальчик по-прежнему оглушительно кричит.

На основе того, что вы прочитали о поощрениях и наказаниях, опишите, как должен действовать отец в следующий раз, когда возьмет с собой сына в универсам.

Приложение 3.4. ПСИХОЛОГИЯ СЕГОДНЯ

ГРУБОЕ ОБРАЩЕНИЕ КАК ПРИЧИНА ХРОНИЧЕСКИХ БОЛЕЙ

Если дошкольники жалуются на боли в голове, животе или груди, а физиологи­ческих причин этой боли обнаружить не удается, то это может указывать на деп­рессию, вызванную грубым обращением с ними, считают Джавад Кашани (Javad Kashani), профессор психиатрии из уни­верситета Миссури в Колумбии, и Габриелла Каризон (Gabrielle Carison), профес­сор психиатрии из университета штата Нью-Йорк в Стоуни Бруке.

Вместе с группой специалистов по психогигиене и педагогике они начиная с 1981 года в течение пяти лет наблюдали за 1000 дошкольников.

Шести мальчикам и трем девочкам был поставлен диагноз серьезной деп­рессии. Все девять детей высказывали со­матические жалобы,в то время как в кон­трольной группе, выбранной из исходной 1000 человек, никто из детей не жаловал­ся на физическую боль.

Кроме того, подверженные депрес­сии дошкольники гораздо чаще жалова­лись на плохое настроение, страдали на­рушениями сна, быстрой утомляемостью и потерей аппетита. Со всеми этими деть­ми обращались грубо или полностью ими пренебрегали, в то время как в конт­рольной группе плохое обращение с детьми отмечалось лишь в 22 % случаев.

По данным ученых, с возрастом дети все меньше и меньше жаловались на фи­зическую боль.

В статье о своей работе, помещенной в мартовском номере The American Journal of Psychiatry, ученые комменти­руют свои результаты так: «Мы предпо­лагаем, что поскольку дошкольники еще маленькие и не умеют постоять за себя, то при плохом обращении с ними они ис­пытывают беспомощность, страх и фрустрацию, из-за чего возрастает их под­верженность депрессии.»

traced to abuse.

Источник: Landers, S. (1987, June). Chronic pain АРА Monitor.

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.

Поэтапное научение

Многие матери жалуются, что с удовольствием поощряли бы своих сыновей-подростков за чистоту в комнате, но те никогда не дают им для этого повода. Ждать, когда в комнате станет чисто, пришлось бы слишком долго. Таким образом, им оста­ется только наказывать сыновей за беспорядок. Что можно предложить в этом слу­чае? В этом случае можно предложить метод поэтапного научения, который иногда называют методом последовательных приближений. Он включает в себя не­сколько этапов. Первым делом надо определить цель воздействия. В данном случае целью является приучить сына содержать свою комнату в порядке. Затем поощряется каждый шаг, совершаемый сыном в этом направле­нии. Когда он поднимает с пола кроссовки (чтобы надеть их), мать от­мечает, насколько лучше выглядит комната, когда кроссовки не валя­ются в ней где попало. И в качестве поощрения разрешает сыну вече­ром вернуться домой на полчаса позже обычного. Далее, чтобы заработать дополнительное время вечером, сыну придется еще и ве­шать свое мокрое полотенце в ванной. После того как он научится не разбрасывать кроссовки и мокрые полотенца, он должен привыкнуть класть гряз­ные носки в корзину для грязного белья и т. д. Пока, наконец, дополнительное вре­мя не будет предоставляться ему только за полный порядок и чистоту в комнате.

Поэтапное научение основывается на принципах оперантного обусловливания и широко используется психологами. Существуют две основные методики поэтап­ного научения. Одна из них была описана в только что приведенном примере. Мать последовательно поощряла различные поступки сына, начиная с самых простых, пока не добилась желательного поведения. Такой вид поэтапного научения приме­няется в школе. Вас переводят из первого класса во второй, если вы выучите буквы алфавита и сможете складывать из них простейшие слова, научитесь читать неслож­ные предложения и выполнять простые вычисления на сложение и вычитание и т. д. Перевод из класса в класс является положительным подкреплением, которое помо­гает вам достичь цели — стать грамотным человеком, знать иностранные языки, математику, естественные и гуманитарные науки. Вы, конечно, не можете ожидать, что в выпускном классе учитель будет поощрять вас за те же достижения, что и в первом. Точно так же, если бы учительница требовала от первоклассников знаний на уровне одиннадцатого, вряд ли кто-нибудь перешел бы во второй. Метод поэтап­ного научения применяют также психологи-клиницисты, работающие с замкнуты­ми и необщительными детьми. Многие из таких детей стесняются подходить к не­знакомым людям. Сначала ребенка поощряют только за то, что он сидит рядом с психологом. Затем он получает поощрение только в том случае, если смотрит пси­хологу в глаза. И наконец, для получения поощрения требуется, чтобы ребенок по­говорил с психологом.

Второй вид поэтапного научения отличается от первого; он требует от челове­ка в первую очередь самостоятельности. Таким подходом часто пользуются, когда учат маленьких детей есть. Мать или отец берут ложкой пищу, вкладывают ложку ребенку в руку и помогают ему направить ее в рот. Последний шаг, то есть отправ­ление пищи в рот, ребенок делает сам, обычно под восторженные похвалы гордых родителей. При следующей попытке ребенок сам попадает ложкой в рот. В конце концов для того, чтобы получить поощрение, ребенку надо самому наполнить ложку и отправить ее содержимое в рот, а не мимо. Многие тренеры по горнолыжному спорту используют так называемый метод удлинения. Этот метод является разно­видностью поэтапного научения и позволяет начинающему быстро добиться желае­мого — с первого же раза съехать с горы. Сначала на очень коротких лыжах. Затем с каждым разом лыжи становятся все длиннее. Более традиционные методы обуче­ния катанию на лыжах иные. Начинающий катается по сравнительно ровному месту до тех пор, пока не освоит основные навыки. Затем он учится поворачивать и тормо­зить на местности с небольшим уклоном. И в конце концов, когда новичок освоит все основные приемы владения лыжами, он допускается на подъемник, чтобы дос­тичь своей главной цели — съехать с вершины горы.

Поэтапное научение: последователь­ное поощрение действий и по­ступков с целью достижения определенного поведения.

Упражнение 3.10

Выше были описаны два метода поэтапного научения. В одном из них человека провоцируют шаг за шагом на совершение определенных действий с целью добить­ся желательного поведения с его стороны. В другом человеку помогают шаг за ша­гом осваивать определенные действия, в сущности, с той же целью. Предположим, вас назначили тренером по плаванию в летнем лагере. Вы хотите выяснить, какой метод при обучении плаванию десятилетних детей эффективнее. Вы работаете с дву­мя группами детей. В каждой группе можно использовать только один вид поэтапно­го научения. Опишите, как вы будете учить каждую группу.

Группа А _____________________________________

Группа Б _____________________________________

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.

Модификация поведения

Модификация поведения также является разновидностью поэтапного науче­ния. В ней тоже для начала необходимо определить желаемый результат, а затем поощрять каждый шаг на пути к поставленной цели. Но, в отличие от всех вышеописанных случаев, здесь, чтобы проследить за движением в желательном направлении, рекомендуется вести подробные записи.

Норд (Nord, 1970) описал интересный случай применения мето­да модификации поведения на одном заводе. Там часто возникали про­блемы из-за того, что сотрудники опаздывали или вообще не являлись на работу. Тогда для поощрения служащих, которые каждый день приходили вовре­мя, администрация стала проводить раз в месяц лотерею, в которой разыгрывались различные бытовые электроприборы. Служащие, которые в течение месяца опазды­вали или не являлись на работу, не допускались к участию в лотерее. В конце полу­годия компания провела розыгрыш суперприза — цветного телевизора. В розыгры­ше могли участвовать только те сотрудники, которые все шесть месяцев каждый день вовремя приходили на службу. В результате оказалось, что сотрудники, болевшие простудой и другими легкими недомоганиями, стали ходить на работу, а не оста­ваться дома, как делали раньше. В течение года количество опозданий и неявок на работу снизилось на 75 %.

Многие фирмы охотно применяют метод модификации поведения для борьбы с прогулами. В одной производственной компании каждый день всем присутствовав­шим на работе сотрудникам предлагали вытянуть из колоды одну карту. В конце недели тот, у которого была лучшая в отделе комбинация для игры в покер, получал 20 долларов (Pedalino and Gamboa, 1974). В результате посещаемость увеличилась на 18 % и оставалась высокой все время, пока разыгрывались карты. На другом заводе ежедневно раздавали номера для лото-бинго. Когда рабочие полностью запол­няли свои карточки, они участвовали в розыгрыше и могли выиграть от 5 до 25 дол­ларов. И снова метод модификации поведения оказался эффективным и привел к снижению количества прогулов и опозданий.

Модификация поведения: целенаправлен­ное поэтапное изменение поведения.

В последнее время метод модификации поведения стали применять и в клини­ческой практике. Дело в том, что некоторые пациенты, с головой погрузившись в свои болезненные ощущения, забывают обо всем на свете и никакими медикамен­тозными средствами помочь им невозможно. Как правило, это самые тяжелые слу­чаи. Персонал больницы получает указания уходить от пациента, как только тот начинает жаловаться или рассказывать о своей боли. Пациенту разрешается гово­рить о боли только непосредственно лечащему врачу, который и сам расспрашивает его о том, что и как сильно у него болит. Таким образом, поощряется только «хоро­шее» поведение. Персонал больницы оказывает особое внимание тем больным, ко­торые разговаривают на темы, не имеющие отношения к боли, или занимаются ка­ким-либо делом. Любой интерес к чему-либо помимо больниц и болезней всячески приветствуется. И хотя подобные методы модификации поведения не обязательно будут иметь успех, обычно более половины пациентов испытывают облегчение.

Прогулы, опоздания и постоянные жалобы можно, в некотором смысле, считать дурными привычками. Эти дурные привычки можно преодолеть с помощью модифи­кации поведения. Не хотите ли вы воспользоваться этим методом для борьбы со сво­ими дурными привычками? Может быть, вы грызете ногти, слишком много едите булочек или чересчур вспыльчивы? А может, вы хотите заняться самосовершенство­ванием? Возможно, вам надо активнее заниматься, уделять больше времени спорту или стать общительнее. Вы можете попробовать применить этот бихевиористский подход для борьбы с дурными привычками. И для этого надо обозначить пять необхо­димых шагов, из которых, собственно, и состоит модификация поведения.

1. Точно определите цель, которой вы хотите достигнуть, — например, поху­деть на 10 кг.

2. Зафиксируйте состояние, существующее в данный момент, — например, сейчас я вешу 90 кг.

3. Выберите себе наиболее привлекательное поощрение за движение по из­бранному пути — например, холодное пиво или получасовое прослушива­ние любимых пластинок.

4. Определите промежуточные ориентиры, которые будут свидетельствовать о приближении цели — например, еженедельное уменьшение веса на полки­лограмма.

5. Точно фиксируйте каждое свое достижение — делайте записи в тетради или заносите все данные в специально составленную таблицу.

Упражнение 3.11

Кен тратит слишком много денег и ничего не может с собой поделать. Когда у него в кармане кредитная карточка, он готов купить все на свете, не задумываясь о том, может ли он это себе позволить. Он с легкостью покупает такие вещи, как чехол с монограммой для теннисной ракетки из чистой кожи и зубочистка из серебра высшей пробы. Гора его счетов все время растет. За прошлый месяц он задолжал 880 долларов. И теперь, даже если он перестанет вдруг так безрассудно сорить день­гами налево и направо, ему понадобится еще полгода, чтобы расплатиться со всеми своими долгами.

Больше всего Кен любит парусный спорт, но у него никогда не хватает денег, чтобы поплавать на яхте со своими приятелями. А они как раз в ближайшие выход­ные собираются пройти под парусами по ближайшему озеру, что не потребует боль­ших затрат. А в следующем году они собираются совершить на яхте настоящее ув­лекательное путешествие к Атлантическому побережью.

Кен тоже хочет отправиться с ними. Опишите, как он может помочь себе сде­лать это, воспользовавшись методом модификации поведения.

а. __________________________________________

б. ___________________________________________

в. ___________________________________________

г. ___________________________________________

д. _______________________________________

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.

Моделирование и подражание

Многие из имеющихся у вас навыков и установок приобретены путем подража­ния. Такой вид научения называется научением через наблюдение. Когда вы види­те, что другие люди получают поощрение за определенные поступки, вы склонны им подражать. И, по крайней мере какое-то время, стараетесь избегать поведения, за которое кого-нибудь наказали. В поведении детей многое основано на подражании. Дети научаются ходить, говорить и пользоваться мимикой так же, как это делают их родители. Подражая взрослым, они приобретают навы­ки, необходимые в их культурной среде. Японские дети учатся чайно­му церемониалу, а африканские — охотиться на животных; и те и дру­гие подражают при этом своим родителям.

К сожалению, дети перенимают не только хорошее. Если мать всякий раз, когда ее критикуют, притворяется, что у нее мигрень, она, вероятно, скоро обнаружит, что ее дочь симулирует ту же болезнь, как только ее начинают ругать. Некоторые исследования указывают на то, что дети могут научить­ся у родителей даже агрессии. В одном из экспериментов (Bandura, Ross and Ross, 1963) детям показали фильм, в котором актеры избивали деревянного клоуна. Пос­ле фильма детям дали такого же клоуна, и они тоже стали его бить. Дети же, не смотревшие фильм, мирно играли с точно таким же клоуном.

Но некоторым детям не с кого брать пример. Аш (Asch, 1988) заметил, что дети-инвалиды редко имеют возможность видеть взрослых инвалидов как при лич­ных встречах, так и по телевидению. В результате им не хватает положительных примеров для подражания.

Модели­рование:использование склонности к подражанию с целью науче­ния желаемому поведению.

Психологи, используя эту склонность к подражанию, моделируют различные ситуации, чтобы помочь людям в преодолении фобий. В исследовании Бандуры (Bandura, 1969) взрослым, сильно боявшимся змей, показывали специально снятый фильм о змеях. В начале этого фильма актеры играли с резиновыми змеями. Затем стали появляться и настоящие, но актеры продолжали все так же непринужденно играть с ними. Зрители, страдавшие фобией, могли остановить показ фильма тотчас же, как только им становилось неприятно. Затем просмотр возобновлялся с тех мо­ментов, которые показались им наиболее интересными. Однако наблюдение за жи­вым человеком, играющим со змеей в присутствии страдающих серпентофобией, оказалось более эффективным, чем просмотр подобных фильмов.

Упражнение 3.12

Пятилетняя девочка бьет свою трехлетнюю сестренку. Мать шлепает старшую дочку со словами: «Как тебе не стыдно бить того, кто меньше тебя?!» В результате обе дочки этой мамы станут драчливыми. Почему?

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.

Угасание нежелательного поведения

Поскольку некоторые виды научения приводят к нежелательному поведению, иногда возникает необходимость прекратить его. Предположим, маленькая девочка обнаруживает, что у нее есть язык, и высовывает его. Ее родители смеются и апло­дируют. Девочке нравится их веселье и проявленное к ней внимание. Однако, когда девочке исполнится три или четыре года, такое поведение перестанет казаться за­бавным. Оно покажется скорее невежливым и вызовет у окружающих раздраже­ние. Как можно прекратить это поведение? Если родители и друзья перестанут сме­яться и аплодировать, увидев высунутый язык, то, вероятно, произойдет постепен­ное угасание этого поведения.

Первым шагом в процессе угасания является определение фактора, поощряю­щего нежелательное поведение. Если много раз подряд нежелательные действия ничем не подкрепляются, они, скорее всего, не будут больше повторяться. Если де­вочку наказывают за то, что она дерется, и тем не менее с помощью кулаков она всегда получает все, что захочет, скорее всего, она будет продолжать драться. Глав­ное правило угасания нежелательного поведения — это устранение положительно­го подкрепления.

Упражнение 3.13

Каждую субботу Хуан приносит своей девушке Доре букет из одуванчиков и диких роз. Чтобы не показаться невежливой, она всегда благодарит его и ставит цветы в вазу, хотя терпеть не может ни одуванчики, ни розы и ни цветы вообще.

Что она может сделать, чтобы Хуан прекратил приносить ей цветы?

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.

ВОПРОСЫ ЭТИКИ

Поскольку психологи обнаруживают все больше и больше механизмов воздей­ствия на человеческое поведение, естественным образом встает вопрос этичности подобного рода влияния на другого человека. Одни считают, что это ограничивает свободу личности. Другие заявляют, что с помощью обусловливания наш мир ста­нет лучше, так как люди не будут совершать нежелательных и эгоистичных поступ­ков, и видят в возможности целенаправленного изменения поведения важный шаг вперед в решении психологических проблем (Hill, 1985). А как вы смотрите на все это? Действительно ли наше общество станет лучше в результате такой целенап­равленной практики или же это приведет лишь к ограничению личной свободы каж­дого? Подумайте обо всех плюсах и минусах подобного применения психологии.

Контрольные вопросы

Пользуясь следующими вопросами, проверьте, насколько хорошо вы усвоили материал двух предыдущих разделов главы. Найдите и отметьте единственный пра­вильный ответ на каждый вопрос.

17. Какой из перечисленных ниже методов лучше всего регулирует эмоции де­тей?

а. Положительное подкрепление соответствующего поведения

б. Отрицательное подкрепление несоответствующего поведения

в. Телесные наказания за несоответствующее поведение

г. Угасание нежелательного поведения

18. Почему брань не всегда является эффективной формой.отрицательного под­крепления?

а. Из-за отсутствия телесных наказаний

б. Она может оказаться положительным подкреплением

в. Она ведет к угасанию нежелательного поведения

г. Ее трудно моделировать

19. Сначала отец поощряет сына за то, что тот сам натягивает носки. Затем сын получает поощрение только в том случае, если сам надевает и носки и бо­тинки. И наконец, если полностью оденется. Каким методом пользуется отец?

а. Отрицательное подкрепление

б. Моделирование

в. Угасание нежелательного поведения

г. Поэтапное научение

20. Каков первый шаг в модификации поведения?

а. Определение цели

б. Прекращение вредных привычек

в. Запись достижений

г. Подражание кому-нибудь

21. Для чего применяется модификация поведения? а. Усиление мотивации б. Изменение поведения в. Моделирование желательного поведения г. Моделирование нежелательного поведения

22. Какой из следующих примеров лучше всего подходит для иллюстрации мо­делирования?

а. Вы прочитали о человеке, который получил 1000 долларов за то, что три минуты не дышал, и стараетесь научиться не дышать четыре минуты.

б. Всякий раз, когда ваш друг закуривает вонючую сигару, даете ему пинка.

в. Когда ваша знакомая употребляет нецензурные выражения, вы отворачи­ваетесь от нее.

г. Вы любите только тех, кто вас наказывает.

23. Какой из методов эффективнее всего для угасания нежелательного поведе­ния?

а. Отрицательное подкрепление

б. Положительное подкрепление

в. Устранение отрицательного подкрепления

г. Устранение положительного подкрепления

24. Какая проблема возникает перед психологами в связи с применением мето­дов обусловливания?

а. Эти методы часто неэффективны.

б. Использование этих методов ведет к ограничению свободы личности.

в. В них недостаточно полно используется отрицательное подкрепление.

г. В них не делается различий между положительным и отрицательным подкреплением.

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Если, отве­чая на эти вопросы, вы испытывали затруднения, перечитайте текст еще раз. Если же ни один из этих вопросов не вызвал у вас никаких затруднений, вы вполне готовы перейти к самостоятельной работе.

Наши рекомендации