Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15. 3 страница
ГЕТЕРОСЕКСУАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.................................................................................................................................................... 240
Влечение............................................................................................................................................................................................................ 240
Эмоциональная близость............................................................................................................................................................................. 242
Сексуальная близость................................................................................................................................................................................... 243
Гражданский брак.......................................................................................................................................................................................... 244
Брак: цифры и факты..................................................................................................................................................................................... 245
Удачные браки................................................................................................................................................................................................ 245
Изменения супружеских ролей................................................................................................................................................................... 246
Подготовка к браку........................................................................................................................................................................................ 247
РАСПАД СЕМЬИ................................................................................................................................................................................................. 249
Смерть супруга................................................................................................................................................................................................ 249
Развод................................................................................................................................................................................................................. 251
Адаптация к разводу...................................................................................................................................................................................... 251
Дети разведенных родителей...................................................................................................................................................................... 252
Жизнь вне брака.............................................................................................................................................................................................. 253
ГОМОСЕКСУАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ........................................................................................................................................................ 253
ОБЩИЙ ОБЗОР ГЛАВЫ.................................................................................................................................................................................... 256
Ответы................................................................................................................................................................................................................ 256
Глава 13 Коммуникация........................................................................................................................................................................................ 257
СЛУШАНИЕ......................................................................................................................................................................................................... 258
Слушать, но не слышать............................................................................................................................................................................... 259
Искусство слушать......................................................................................................................................................................................... 259
ВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ............................................................................................................................................................... 260
Совершенствование навыков вербального общения............................................................................................................................ 260
Совершенствование навыков письменной речи..................................................................................................................................... 262
Анализ вербальных выражений................................................................................................................................................................. 264
Денотаты и коннотации................................................................................................................................................................................ 264
Ассертивность.................................................................................................................................................................................................. 265
НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ......................................................................................................................................................... 266
Художественные произведения и символы............................................................................................................................................. 266
Внешность и язык тела.................................................................................................................................................................................. 267
КУЛЬТУРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ.............................................................................................................................................................................. 269
МОДЕЛИ КОММУНИКАЦИИ......................................................................................................................................................................... 271
Коммуникационная сеть............................................................................................................................................................................... 272
Ответственность.............................................................................................................................................................................................. 274
Искренность...................................................................................................................................................................................................... 275
Окно Джогари.................................................................................................................................................................................................. 276
РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ....................................................................................................................................................................... 277
ОБЩИЙ ОБЗОР ГЛАВЫ.................................................................................................................................................................................... 278
Ответы................................................................................................................................................................................................................ 279
Глава 14 УСТАНОВКА.......................................................................................................................................................................................... 280
УСТАНОВКИ, ПРЕДУБЕЖДЕНИЯ И ДИСКРИМИНАЦИЯ................................................................................................................... 281
Установки.......................................................................................................................................................................................................... 281
Предубеждения................................................................................................................................................................................................ 282
Дискриминация................................................................................................................................................................................................ 283
ФОРМИРОВАНИЕ УСТАНОВОК................................................................................................................................................................... 286
Первое впечатление....................................................................................................................................................................................... 286
Негативная и позитивная установки......................................................................................................................................................... 288
Формирование предубеждения................................................................................................................................................................... 288
Альтруистическая установка...................................................................................................................................................................... 291
Формирование альтруистической установки......................................................................................................................................... 293
ИЗМЕНЕНИЕ УСТАНОВОК............................................................................................................................................................................ 295
Убедительность*............................................................................................................................................................................................. 295
Методы убеждения......................................................................................................................................................................................... 296
Пропаганда и «промывание мозгов»......................................................................................................................................................... 300
ОБЩИЙ ОБЗОР ГЛАВЫ.................................................................................................................................................................................... 301
Ответы................................................................................................................................................................................................................ 302
Глава 15 Влияние группы..................................................................................................................................................................................... 303
ПРИРОДА ГРУППЫ............................................................................................................................................................................................ 303
Групповые нормы........................................................................................................................................................................................... 304
Групповые цели............................................................................................................................................................................................... 305
Сплоченность................................................................................................................................................................................................... 307
ПРОДУКТИВНОСТЬ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ............................................................................................................................................. 309
Конформизм...................................................................................................................................................................................................... 309
Конформизм и уступчивость....................................................................................................................................................................... 309
Факторы, порождающие конформизм и уступчивость........................................................................................................................ 310
Повиновение..................................................................................................................................................................................................... 311
Огруппление мышления................................................................................................................................................................................ 313
Склонность к риску........................................................................................................................................................................................ 313
Паническое поведение................................................................................................................................................................................... 314
ЛИДЕРСТВО......................................................................................................................................................................................................... 316
Типы лидеров................................................................................................................................................................................................... 316
Теории лидерства........................................................................................................................................................................................... 317
Стили лидерства............................................................................................................................................................................................. 318
Стратегии лидерства..................................................................................................................................................................................... 319
ГРУППА — «ЗА» И «ПРОТИВ»........................................................................................................................................................................ 321
ОБЩИЙ ОБЗОР ГЛАВЫ.................................................................................................................................................................................... 321
Ответы................................................................................................................................................................................................................ 322
Глава 16 ПЛАНИРОВАНИЕ КАРЬЕРЫ............................................................................................................................................................ 323
ВЫБОР КАРЬЕРЫ............................................................................................................................................................................................... 324
Анализ ситуации............................................................................................................................................................................................. 324
Оценка способностей..................................................................................................................................................................................... 324
Определение ценностей и интересов......................................................................................................................................................... 325
Оценка половых и культурных факторов................................................................................................................................................ 326
Анализ рынка труда....................................................................................................................................................................................... 327
Технологический прогресс и его эффекты............................................................................................................................................... 328
Рабочие условия и необходимые требования........................................................................................................................................ 328
Карьера и счастье........................................................................................................................................................................................... 329
УСТРОЙСТВО НА РАБОТУ............................................................................................................................................................................. 330
Аппликационное письмо............................................................................................................................................................................... 330
Типы интервью................................................................................................................................................................................................ 332
Подготовка к интервью................................................................................................................................................................................. 334
После интервью............................................................................................................................................................................................... 335
Вступление в должность............................................................................................................................................................................... 335
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ РАБОТОЙ............................................................................................................................................................. 336
Общие потребности и ожидания................................................................................................................................................................ 336
СМЕНА РАБОТЫ................................................................................................................................................................................................ 338
БЕЗРАБОТИЦА.................................................................................................................................................................................................... 338
ДОСУГ.................................................................................................................................................................................................................... 339
ОБЩИЙ ОБЗОР ГЛАВЫ.................................................................................................................................................................................... 340
Ответы................................................................................................................................................................................................................ 340
ГЛОССАРИЙ......................................................................................................................................................................................................... 342
БИБЛИОГРАФИЯ................................................................................................................................................................................................ 350
Глава 1 обзор методов психологии
Подлинное познание человечества — это познание человека.
Александр Поуп
А можно ли познать человека? Тем более — человечество? Пожалуй, это задача не из легких. Представьте, что вы пришли в святилище наук — университет, бродите по его коридорам, заглядываете наугад в различные аудитории и прислушиваетесь, не донесется ли оттуда ответ на волнующий вас вопрос: «Что такое я? Что такое человек? Как мне разобраться в себе и других?» Возможно, что-то полезное и важное для себя вы услышите в словах профессора древней истории, что-то почерпнете на лекциях по антропологии и социологии, что-то — на семинарах будущих литературоведов, искусствоведов или политологов. Ведь большинство наук прямо или косвенно связаны с познанием человеческой природы и человеческого поведения. К примеру, история в каком-то смысле может считаться летописью важнейших поступков, совершенных человечеством; социология пытается найти закономерности развития и описать поведение человеческого общества в целом; художественная литература, искусство и политические науки также могут рассказать очень много интересного о человеке как в самых прекрасных, так и в самых отвратительных его проявлениях. Но подлинно научным исследованием и объяснением законов, по которым развивается и проявляется во вне человеческое поведение, мышление и эмоции, занимается только одна наука — психология. В этой главе мы как раз и будем говорить о том, что такое человек с точки зрения представителей этой науки, а также о том, какими методами пользуются психологи в своих исследованиях.
Для начала мы вкратце охарактеризуем пять важнейших теоретических направлений, сложившихся в психологической науке за последние сто лет ее существования, каждое из которых отличается пониманием того, что именно является главным предметом психологии. Затем мы перечислим основные психологические дисциплины и поговорим об особенностях основных психологических специальностей. После этого перейдем к рассмотрению методов, которые используют психологи в своей работе, и типичных промахов и ошибок, которые могут быть допущены при их применении. В конце главы мы коснемся вопроса многообразия психологических подходов, узнаем кое-что о различиях между людьми и о том, какие правила необходимо соблюдать, чтобы знания, содержащиеся в этой книге, никому не причинили вреда.
ЧТО ТАКОЕ ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ?
Само слово психология (от греческого psuch — душа и logox — речь, слово) можно было бы перевести на русский как «наука о душе». Психологи, однако, предпочитают более общее определение; по их мнению, психология — это наука о психических процессах, свойствах и состояниях, с одной стороны, и наука о закономерностях развития и функционирования психики человека с другой. Впрочем, под этим весьма пространным определением скрывается много отдельных, едва ли не самостоятельных дисциплин, претендующих на свое, более «правильное» определение и самой этой науки, и стоящих перед нею задач. Мы укажем здесь только пять из них, наиболее распространенных в последнее время, и то лишь попутно, поскольку основной нашей задачей является прикладная психология, которая специализируется преимущественно на практическом применении психологических знаний, используя все имеющиеся достижения и не особо углубляясь в вопросы теории и истории развития психологии. К сожалению, применять психологические методы вовсе не так просто, как многие думают. Некоторые даже ошибочно полагают, что психологи способны без особых усилий определить причину и природу человеческого поведения. Действительно, авторы многих популярных книг обещают прямо-таки немедленно разрешить все проблемы и сделать вас счастливыми всего лишь за час-другой (кому уж сколько потребуется на чтение). Реклама подобных книг уверяет, что они помогут вам унять боль, облегчить страдания и снять стресс. Авторы этих многочисленных книжонок без всяких колебаний обещают своим читателям увеличение сексуальной активности и неминуемый успех у противоположного пола. Однако подобные обещания едва ли можно воспринимать всерьез, ведь научиться применять психологические знания далеко не так просто, как это может показаться на первый взгляд.
И прежде всего необходимо хотя бы вкратце ознакомиться с теоретическими основами психологии, с ее многообразием. Необходимо также понять, чем один подход психологии отличается от другого и в чем заключается слабость, а в чем сила каждого отдельного метода. И наконец, увидеть границы применимости любого психологического знания вообще.
Случается, что даже опытных психологов подвергают порой суровой критике за то, что они слишком безответственно пользуются теми или иными возможностями психологической практики. Например, в последнее время и радио и телевидение
Психология:
наука о психических процессах, свойствах и состояниях;
о закономерностях развития функционирования психики.
Прикладная психология:
практическое использование достижений психологии.
Приложение 1.1. ПСИХОЛОГИЯ СЕГОДНЯ
МЕЧТАЮЩИЕ СТАТЬ ЗВЕЗДАМИ, БЕРЕГИТЕСЬ:
ОТ ОБЪЕКТИВА НИЧТО НЕ УКРОЕТСЯ
«Конечно же, популяризация психологии продвинулась далеко вперед с тех пор, как Джойс Бразерс впервые шокировала коллег своим выходом на публику, — говорит Соня Фридман (Sonya Friedman), — однако и по сей день все еще существует множество ловушек и в личном и в профессиональном плане для тех, кто рискует окунуться в этот призрачный сияющий свет...»
Фридман, автор книг «Мужчины — на десерт», «Хорошее печенье не крошится» и «Герой — это вам не сандвич», редактор отдела в The Ladies Home Journal и The Detroit Free Press, а также ведущая ежедневной телепрограммы и еженедельной передачи на радио, призналась, что за 15 лет работы в прессе и на телевидении «совершила все ошибки, которые только можно себе представить».
«Балансировать подобно канатоходцу между любимой профессией психолога и таким коммерческим занятием, как работа ведущего радиопрограммы или газетной рубрики, — далеко не простое дело, — считает Фридман. — Очень легко, — сетует она, — потерять профессионализм, когда тебя соблазняют деньгами и славой». И утверждает, что ее девиз — «заслуженное доверие», а ее кредо — «не навреди».
«При работе в прямом эфире одним из основных правил является соблюдение жестких временных границ, — поясняет Фридман, — поэтому заниматься психотерапией в прямом эфире — нельзя».
Но тем не менее она считает, что даже за пять минут эфирного времени психолог может сделать нечто полезное. Например, дать проблеск надежды тому, кто находится в трудной ситуации, а порой даже и указать путь к выходу из этой ситуации. «Образно говоря, у вас есть возможность открыть форточку в душной комнате». Фридман говорит, что после таких программ она обычно созванивается с теми, чьи проблемы показались ей действительно серьезными.
И все же Фридман ничуть не пытается развеять опасения тех, кто готовится выйти на «минное поле» телевидения, и предупреждает: «Когда вы совершаете промах в эфире, вас слышат 20000 человек...»
Источник: Landers, S. (1987, November). Would-be stars, beware: Cameras never blink. АРА Monitor.
предлагают вниманию слушателей и зрителей всевозможные психотерапевтические программы и ток-шоу с участием психологов. Радиослушатель или телезритель звонит в студию и рассказывает о своих проблемах. Затем психолог анализирует проблему и дает в прямом эфире краткую двух-пятиминутную «консультацию». Конечно же, одно из больших преимуществ такого метода заключается в том, что очень многие могут воспользоваться советами психолога или просто принять к сведению информацию, полученную при обсуждении тех или иных проблем. И некоторые психологи даже утверждают, что консультации в прямом эфире являются эффективным средством обучения массовой аудитории практическому использованию психологических методов. Однако другие, напротив, полагают, что подобная популяризация психологии скорее вредна, поскольку советы даются в спешке и могут быть истолкованы и использованы неверно.
Кроме того, большая трудность ведения таких психологических «эфиров доверия» заключается в том, чтобы не пойти на поводу у человека, задающего вопрос, и, невзирая на все особенности зрительского интереса, дать научно обоснованный ответ. Причем порой требуется еще и непременно спорный ответ; иначе не получится той захватывающей дискуссии, которую так любит публика, а следовательно, и рекламодатели.