История изучения стресса и механизмов сопротивления – «Игра на выживание»
Ученые-теоретики неоднократно пытались описать особенности человеческой психики, помогающие выжить и избежать конфликтов с окружающим миром. Некоторые специалисты строили собственные теории, не имеющие аналогов, другие ученые ориентировались на основные аспекты теорий, разработанных ранее.
На данный момент можно выделить шесть основных формулировок, объясняющих феномен выживания человека в окружающем мире.
Фрейд (1933) полагает, что человек живет одновременно в двух измерениях: во внутреннем (подсознание) и внешнем (мысли, планы, культурный и жизненный опыт). По мнению Фрейда, эмоциональный опыт, полученный в раннем детстве, а также ключевые события и конфликты, пережитые в детском возрасте, оказывают решающее влияние на дальнейшие отношения личности с окружающим миром. Часто подсознание оказывает большее влияние на личность, чем культурный и жизненный опыт.
Ученики и последователи Фрейда, Эриксон (1963) и Адлер (1956) исследовали вопрос с другой точки зрения. По их мнению, решающее влияние на взаимоотношения личности с окружающим миром оказывает общество, его жизнь и атмосфера. На этом построена теория подчинения и борьбы за власть, разработанная Адлером, и теория Эриксона, в которой выделяется шесть стадий действия механизмов сопротивления.
Юнг, который начал свою научную деятельность как ученик Фрейда, придавал большое значение символам и архетипам, фантазии, «культурному опыту», а также внешнему и внутреннему миру, который существует в воображении индивида. Также Юнг рассматривает интуицию как одну из форм воображения.
Некоторые психологи считали, что психика и эмоции являются второстепенными аспектами, а человеческое поведение обусловлено, в первую очередь, ответными реакциями на внешние стимулы. Данная теория получила название бихевиоризм. Тем не менее, такая точка зрения имеет непосредственное отношение к психологии, поскольку, как полагают ее сторонники, нейрохимические процессы, происходящие в человеческом организме, непосредственно влияют на поведение индивида (Павлов, 1927).
Позднее появились ученые – сторонники когнитивной теории, согласно которой человек взаимодействует с окружающим миром, познает его и «хранит всю информацию о мире в своем сознании». При этом индивид хранит в своем сознании не только верную, но и ошибочную информацию, полученную в процессе познания и восприятия.
Впоследствии возникла еще одна теория – теория ценностей и убеждений. Данную точку зрения разработал Маслоу. Впоследствии на ее основе была разработана психологическая теория, в которой рассматривается понятие психотерапевтического подхода к личности (Виктор Франк, 1963). Опираясь на практический опыт, полученный во время трагических событий Холокоста, Виктор Франк разработал такой метод психологической помощи, как вербальная психотерапия.
Разумеется, описанные выше методы исследования человеческой психики имеют значительные ограничения в практическом применении. Человеческая психика гораздо сложнее, чем разнообразные теории, рассматривающие лишь отдельные аспекты данной проблемы.
В данной работе рассматривается шесть основных аспектов, определяющих работу психические механизмы сопротивления:
§ веры и убеждения
§ эмоции,
§ социальная жизнь
§ воображение
§ познание
§ психология
Условно данным феномен можно дать название «определяющие факторы». Данный подход к проблеме является многогранным. Работа психических механизмов сопротивления, индивидуальных для каждой конкретной личности, рассматривается в контексте взаимодействия шести определяющих факторов.
Как правило, на работу механизмов сопротивления оказывают влияние сразу несколько определяющих факторов. Психический потенциал личности предполагает одновременное влияние всех шести определяющих факторов, но особенности взаимодействия между ними зависят от психики конкретного человека.
Обычно у каждого человека имеются один или более основных определяющих факторов, которые больше всего влияют на работу механизмов сопротивления. В результате многолетних наблюдений и работы с людьми, находящимися под влиянием стресса (Лаад, 1981,1984) выяснилось, что у каждой отдельной личности механизмы сопротивления работают по-своему, а взаимодействие определяющих факторов между собой также индивидуально.
В данном исследовании механизмов сопротивления и их работы в стрессовых условиях (Лаад, 1984, 1989) были выделены различные методы сопротивления.
Тип личности, у которой работа механизмов сопротивления основана на процессе познания.
Основные стратегии познания:
§ это сбор информации
§ решение задач
§ самовоспитание
§ самообучение
§ исследование собственного внутреннего мира
§ разработка персональных проектов, планов и задач.
Второй тип личности – личность, у которой механизмы сопротивления основаны на эмоциях. Для таких людей свойственно яркое проявление эмоций, плач, смех, разговоры с другими людьми о своих переживаниях, а также невербальные методы сопротивления, например, рисование, чтение, выражение своих чувств в письменной форме.
Третий тип личности – люди, для которых определяющим является социальный фактор. Для них важно чувствовать поддержку коллектива, четко знать свою роль в обществе, выполнять ее, приносить окружающим пользу и чувствовать себя частью группы.
Четвертый тип личности – это люди, которые для ухода от проблем подключают свое воображение, часто пребывают в приятных мечтаниях, используют фантазию как способ отвлечься от стресса, придумывают фантастически пути решения реальных проблем.
Пятый тип личности, оказавшись под влиянием стресса, ориентируется на свои ценности и убеждения. Имеются в виду не только религиозные, но и политические убеждения, чувство избранности и собственной значимости, острая потребность в самореализации и самовыражении.
Также существуют люди, которые реагируют на стресс, используя физическое, телесное самовыражение, включая жестикуляцию и другие проявления физической активности. Такие люди справляются со стрессом с помощью релаксации, умственной разгрузки, физкультуры и спорта, физической работы.
Большинство методов сопротивления ориентированы на то, чтобы человек продуктивно потратил свою энергию.