Методика развития уровня взаимоотношений
В данной методике дается 4 варианта ответа на вопрос, выбрать необходимо только один ответ:
Практически всегда +2
Часто +1
Редко -1
Практически никогда -2
Эмпирический материал можно собирать сразу для нескольких социальных групп, в которые включен индивид, это дает возможность в последствие построить индивидуальную карту его взаимоотношений.
При количественном подсчете результатов исследования следует помнить, что числовые показатели могут варьировать от +2 до – 2 баллов.
При качественной оценке полученных результатов оцениваются тенденции к развитию взаимоотношений в малой группе: невысокий уровень развития положительной тенденции или отрицательной тенденции; высокий уровень развития положительной тенденции или отрицательной тенденции.
Пособия по изучению курса «Диагностика и коррекция малых групп».
1.Методические указания к практическим занятиям по курсу «Методы диагностики школьных коллективов». Автор-составитель Е.В.Кузнецова, УПЛ, РГУ, Ростов-на-Дону, 1993. (Методика №5)
2.Кузнецова Е.В. Методическое пособие к курсу «Методы диагностики школьных коллективов» (часть 2). УПЛ, РГУ, Ростов-на-Дону, 1994 (Методики №№ 1-4).
Диагностическая и психокоррекционная литература к курсу.
1. Альманах психологических тестов. М.: КПС, 1996. С. 333 (Методика «Социометрия»).
2. Васильев Н.Н. Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике. СПб.: Речь, 2007 (Описывается авторский тренинг для малой группы большой численности. Тренинг состоит из 14 модулей, последовательное прохождении которых позволит участникам освоить техники эффективного профессионального общения: трансактный анализ коммуникаций, психологическая помощь, как реагировать на сигналы о личностных трудностях, нерефлексивное слушание, активное слушание, эмпатическое слушание, интервью, центрированное на клиенте, природа негативного отношения, родительское неодобрение (имеется ввиду позиция «Родитель» по Берну), конструктивное критическое высказывание, проявление добрых отношений, анализ реакций на критику, провоцирование критики, ассертивное принятие критики).
3. Грант Э., Грин Дж. Коучинг принятия решений. СПб.: Питер, 2005.
4. Групповые методы коррекции и развития // В учебном пособии Н.И.Шевандрина «Психодиагностика, коррекция и развитие личности в педагогической практике». РГПИ, Ростов-на-Дону, 1993, с.25-47.
5. Гулевич О.А. Межгрупповые отношения: направления социально-психологического исследования (аналитический обзор) Ч.1. Когнитивный подход. М.: РГГУ, Институт психологии им. Л.С.Выготского, 2006.
6. Гулевич О.А. Межгрупповые отношения: направления социально-психологического исследования (аналитический обзор) Ч.2. Эффекты межгруппового восприятия и способы оптимизации межгрупповых отношений. М.: РГГУ, Институт психологии им. Л.С.Выготского, 2006.
7. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Учебное пособие для студентов вузов. Минск, 1999.
8. Коррекционная работа в малых группах // В сборнике Детский психолог, под ред. Е.И.Рогова. ЮО РАО, РГПУ, Ростов-на-Дону, Вып.10, 1995, с. 80-90
9. Кривцова С.В, Мухаматулина Е.А. Тренинг для педагогов. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. М.: Генезис, 1997.
10. Кривцова С.В. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины. М.: Генезис, 1997.
11. Кузнецова Е.В. Личность в межличностных отношениях. Методические аспекты исследований. Учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону: Проф-Пресс, 2002. (методики исследования)
12. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Описание и руководство к использованию. Раздел 3. «Диагностика межличнотсных отношений в коллективе и семье». Отв. Ред. А.Ф.Кудряшов. Петрозаводск, Изд-во «Петроком», 1992. (методики исследования)
13.Немиринский О.В. Личностный рост в терапевтической группе. М.: Смысл, 1999.
14.Огнев А.С. Организационное консультирование в стиле коучинг. СПб.: Изд-во «Речь», 2003.
15.Основы психологии. Ред.-составитель Л.Д.Столяренко. Изд-во 3-е, доп. И переработ. Ростов-на-Дону, Феникс, 2002, Практикум для студентов вузов. Раздел «Диагностика межличностных отношений», с. 580 – 695. (методики исследования)
16.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: Владос, 1995 г.(методы коррекции познавательной и коммуникативной сферы школьников)
17. Рудестам К. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ. Общ.ред. и вступ. Ст. Л.П.Петровской. – 2-е изд. – М.: Прогресс, 1993.
18. Рыбкин И.В. Коучинг социального успеха. М.: Изд-во «Институт общегуманитарных исследований», 2005.
19.Савкин А.Д., Данилова М.А. Коучинг по-русски: смелость желать. СПб.: Изд-во «Речь», 2003.
20. Сидоренков А.В. Динамика неформальных подгрупп в группе. Социально-психологический анализ. РГУ, Ростов-на-Дону, 2004.
http://psyhea.psyf.sfedu.ru/ ПУБЛИКАЦИИ СОТРУДНИКОВ (СИДОРЕНКОВ А.В.)
http://psyhea.psyf.sfedu.ru/ru/node/2367 МИКРОГРУППОВАЯ ТЕОРИЯ (СИДОРЕНКОВ А.В.)
http://psyhea.psyf.sfedu.ru/ru/node/2646 ЭФФЕКТИВНОСТЬ МАЛЫХ ГРУПП В ОРГАНИЗАЦИИ (СИДОРЕНКОВ А.В.)
http://psyhea.psyf.sfedu.ru/ru/node/2647 СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ МАЛЫХ ГРУПП (СИДОРЕНКОВ А.В.)
21. Тренинг личностного роста А.С.Прутченкова // В сборнике Детский психолог. Под ред. Е.И.Рогова. ЮО РАО, РГПУ, Ростов-на-Дону, Вып.8, 1995, с. 57-67.
22. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения. Практическое пособие. Пер. с нем. – 3-е изд. М.: Генезис, 2005.
23. Фопель К. Технология ведения тренинга. Теория и практика. Пер. с нем. – 2-е изд. М.: Генезис, 2005 – (Все о психологической группе).
24. Фопель К. Психологические группы: рабочие материалы для ведущего: практическое пособие. Пер. с нем. – 5-е изд. М.: Генезис, 2005.
25. Фопель К. Барьеры, блокады и кризисы в групповой работе. Сборник упражнений. Пер. с нем. М.: Генезис, 2005 – (Все о психологической группе).
26. Фопель К. Команда. Консультирование и тренинг организаций. Пер. с нем. М.: Генезис, 2005 – (Бизнес- психология).
http://www.koob.ru/vopel/ КЛАУС ФОПЕЛЬ – КНИГИ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ:
1. Как научить детей сотрудничать?
2. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Часть 1-4