Глава 14 Неумение слушать — серьезная ошибка

На то и два уха, чтобы больше слушать.

Пословица

Можно без конца улиться навыкам общения, которые включают умение говорить, писать и — что, к величайшему сожалению, забывается — умение слушать. Исследователи утверждают, что мы сохраняем в памяти незначительную долю того, что услышали. Наше внимание обычно сосредоточивается на предстоящем собственном ответе. В результате мы сами себя ставим перед проблемами: неверным пониманием сказанного, потерей важной информации.

Активизация слухового восприятия, внимания, слуховой памяти вырабатывает способность слушать себя и других, усваивать интонационно-мелодическую окрашенность речи. Дифференциация высоты и силы звучания (монотонного или модулированного, тихого или громкого), определение динамики тона (повышение или понижение), длительности и стабильности фонации способствует лучшему управлению речевым голосом и влияет на его развитие. Интонация отражает коммуникативное намерение, которое связано с отношением говорящего к предмету мысли, то есть к тому, о чем идет речь, а также с отношением к слушающему. Она складывается из взаимодействия повышения-понижения тональности, усиления-ослабления голоса, логических ударений, тембра, темпа речи, ритмики, паузации и др. В живой речи это проявляется мелодикой высказывания. Диапазон интонаций, расширяющий смысловое значение речи, можно считать беспредельным.

Следует заметить, что человек, умеющий слушать эффективно, имеет существенные преимущества перед тем, кто такими навыками не обладает. Поэтому необходимо совершенствоваться в этой области.

Упражнения на развитие творческих слуховых восприятий

Для осознания собственной способности слушать выполните следующие упражнения.

Задача упражнений: развитие произвольного слухового внимания, умения эффективно слушать собеседника.

Упражнение 1

Вариант 1

Прислушайтесь к отдаленным звукам. Перечислите все звуки, которые услышите в течение пяти минут. Выполняйте это упражнение два-три раза в день в различных условиях.

Вариант 2

Улавливайте звуки выборочно. Например, слушайте только шумы проезжающих машин, не обращая внимания на все остальные.

Вариант 3

Слушайте попеременно тиканье то одних, то других часов (справа и слева).

Упражнение 2

Вариант 1

Вспомните и постарайтесь как бы вновь услышать разные звуки (бульканье воды, наливаемой в стакан; шум мотоцикла, поезда, трамвая; звуки шагов прохожего; музыкальные позывные последних известий; звонки телефона и др.).

Вариант 2

Наметьте в определенном порядке несколько разных звуковых воспоминаний, переключайтесь от одного к другому.

Упражнение 3

Вариант 1

Прислушивайтесь на лоне природы к реальным звукам и различайте их (журчание ручейка, шелест листьев, голоса птиц, насекомых, шум ветра и др.).

Вариант 2

На концерте прислушайтесь к «голосу» различных инструментов, сравните их звучание.

Вариант 3

Вслушивайтесь в звуки высоких и низких тонов.

Упражнение 4

Вспомните голос и интонацию фразы знакомого вам человека и, закрыв глаза, воссоздайте ее с наибольшей точностью. Повторите эту фразу вслух. При встрече со знакомым сравните «подлинник» с имитацией.

Упражнение 5

Выполняйте в паре. Расскажите о чем-нибудь в течение трех минут. Партнер должен пересказать ваше сообщение тем же тоном, в том же темпе, с тем же уровнем громкости. Важно не столько содержание, сколько подражание.

Упражнение 6

При каждом удобном случае подытоживайте то, что сказал говорящий (что он при этом, как вам кажется, имел в виду). Ведите учет, как часто вы используете этот прием.

Упражнение 7

Выполняйте вдвоем или втроем. Встаньте спиной к остальным. Партнеры должны совершать какие-нибудь действия. Ведущему необходимо понять, что происходит за его спиной.

Упражнение 8

Подберите утверждения для каждой модели поведения.

•Я хотел бы достичь в своем умении слушать следующего...

• На работе (в школе) благодаря умению слушать я хотел бы достичь следующего...

• В личной жизни благодаря умению слушать я хотел бы достичь следующего...

Упражнение 9

Наблюдайте за собеседниками, ответьте на вопросы:

• Как люди невербально показывают, что они вас не слушают?

• ...что у них какие-то проблемы?

• ...что они хотят закончить разговор?

•...что им неинтересно?

• ...что они своими мыслями где-то далеко?

Учитесь распознавать по невербальным сигналам различные эмоциональные состояния собеседника (сомнение, доверие, невнимательность, напряженность, безразличие и др.).

Упражнение 10

Выполните следующие упражнения.

Задание 1

Слушайте радио или телепередачу. Заметьте, с какой скоростью говорит диктор. Делает ли он паузы? Какие это паузы (продолжительные они или нет, регулярные или беспорядочные)? Уловив особенности его речи, произносите звуки тем же тоном, в том же темпе, с тем же уровнем громкости.

Задание 2

Заметьте изменения в темпе речи и тональности голоса собеседника. Проанализируйте, почему это происходит.

Задание 3

Понаблюдайте за поведением телеведущих ток-шоу при опросе участников программы (желательно с включенным звуком). Когда люди более активно кивают: при собственных высказываниях или слушая других? В чем, по-вашему, причина?

Задание 4

Определите ситуации, когда люди во время общения склоняют голову набок («по-собачьи»). Какие особенности с точки зрения предмета нашего наблюдения вы у них отметили?

Упражнение 11

Понаблюдайте по телевизору за выступающими, рассказчиками, комментаторами. Отметьте количество и виды речевых погрешностей, которые они допускают. Вы наверняка заметите, что у каждого есть свои излюбленные слова-паразиты. «Э-э» обычно бьет все рекорды.

Наши рекомендации