Требования к знаниям и умениям студентов
Введение
Современная парадигма научного управления производством и экономикой в целом основана на управлении с позиции психологии и человеческих отношений, а также науки о поведении человека в организации. Эффективность работы современной организации напрямую зависит от мобилизации ее человеческих ресурсов. Определяющими факторами развития являются: социальное взаимодействие, мотивация, власть и лидерство, организационные и коммуникативные структуры, содержательность работы и качество жизни.
Рост производительности труда обеспечивается не столько увеличением заработной платы, сколько в результате изменения отношений между рабочими и менеджерами, удовлетворенностью людей своим трудом и отношениями в рабочей группе, организации.
Именно вышеназванные обстоятельства повышают роль и значение курса «Организационного поведения» в подготовке современного менеджера. Именно эта дисциплина призвана помочь менеджерам лучше понять природу человека, ибо повышение производительности организации может быть достигнуто за счет лучшего управления ею.
Роль и место дисциплины в учебном процессе
Организационное поведение – это мультидисциплина, так как она использует принципы, теории и методы, заимствованные из таких дисциплин, изучающих поведение, как психология, социология, антропология культуры и т.д.
В рамках этой дисциплины поведение рассмотрено как функционирование на индивидуальном, групповом и организационном уровнях.
Организационное поведение имеет четкую ориентацию на личность. Люди и их отношения, восприимчивость, способность к обучению, чувства и цели представляют наибольший интерес в организациях.
Внешний окружающий мир рассматривается с точки зрения его воздействия на поведение в организации.
Организационное поведение - это научная дисциплина. Поскольку опирается на строго научные методы и концептуальные разработки. И в то же время Организационное поведение – это прикладная наука, опирается на практику. Изучение поведения в организациях способно помочь усвоить навыки наблюдения, прогнозирования и практического применения знаний.
Цели и задачи дисциплины
Основной целью данного учебного предмета является систематизированное описание поведения людей в различных возникающих в процессе труда ситуациях.
Вторая цель дисциплины состоит в объяснении причин поступков индивидов в определенных условиях и предсказание поведение работников в будущем.
Конечная цель изучения курса - овладение не только теоретическими знаниями основ психологии управления человеческими ресурсами, но и приобретение практических навыков, профессиональных методов руководства поведением работников и моделирования отношений в коллективе с учетом практических целей, поставленных организацией.
Формы организации учебного процесса
Современная парадигма образования требует наряду с традиционными формами – лекциями, практическими занятиями, внедрение интерактивных методов обучения, с применением специальных раздаточных материалов и технических средств. Поэтому в ходе практически ориентированных семинаров и тренингов широко используются деловые и ролевые игры, тесты и методы самооценки, командное взаимодействие и ситуационный анализ.
Требования к знаниям и умениям студентов
Студент должен знать:
- основные понятия организационного поведения и методы его изучения;
- влияние организационного поведения на эффективность деятельности организации;
- особенности индивидуального и группового поведения, взаимодействие формальных и неформальных организаций;
- основные концепции управления персоналом, власти и лидерства;
иметь общее представление:
- о коммуникациях, стилях и моделях поведения в организациях;
- об организационной культуре и методах ее формирования.
Студент должен владеть знаниями:
· управления и регулирования поведением в организации;
· основ коммуникаций и управления конфликтами и стрессами;
· уметь:
· вести переговорный процесс, вступать в диалог, представлять и защищать интересы организации.
Объем и сроки изучения
Организационное поведение изучается в объеме 34 лекционных часов и 34 часов практических занятий для студентов дневного обучения. Для студентов заочного обучения – 16 лекций и 10 практических занятий.