Азновидности межличностных контактов
В межличностном взаимодействии обстоятельства подталкивают каждого человека ко многим другим индивидам. В соответствии со своими потребностями и интересами человек отбирает среди бесчисленного количества других людей, с которыми потом он вступает во взаимодействие. Этот тип связей, который является очень коротким по своим срокам, называется контактом. Можно выделить различные виды контактов: пространственные, контакты обмена, контакты заинтересованности.
Пространственные контакты. Для того, чтобы взаимодействовать с другими людьми, каждый индивид должен определить их в определенном пространстве (где они, сколько их). Это пространственное определение является первичным моментом, от которого зависит дальнейшее поведение человека и их будущие социальные взаимосвязи. Каждый человек ежедневно встречается с другими людьми в транспорте, на улице, спортивной площадке, не задумываясь над тем, кто находится в этих местах рядом с ним, однако каждый индивид помнит о существовании других. Это выражается в изменении поведения в присутствии других. Например, девочка, которая только что веселилась у себя дома, выходя на улицу, придает себе серьезный вид потому, что она знает, что на улице присутствуют другие люди.
Итак, пространственный контакт является первичным и необходимым звеном в формировании социальных взаимодействий.
Контакты заинтересованности, их сущность заключается в выборе социального объекта, который имеет определенные ценности или черты, которые отвечают нашим потребностям. Вступая в пространственный контакт, человек выделяет из всех социальных объектов, (что пространственно воспринимаются), определенного индивида, с которым он связывает положительные или отрицательные эмоции, то есть того, кто имеет черты или свойства, которые отвечают его интересам. Этот индивид может заинтересовать, например, своей необычной внешностью, или наличием у него ценной для вас информации, или выявлением физической силы, юмора или, наоборот, невоспитанностью, безрассудством. Человек сравнивает индивида, которого выделил, с собой, пытаясь сознательно или бессознательно определить причину своей заинтересованности. Такой контакт может быть двусторонним или односторонним, очным или заочным, вызвать отрицательные или положительные эмоции. Психологическим механизмом возникновения подобного контакта есть мотив(побуждение к деятельности), что связано с удовлетворением потребности. Каждое лицо имеет набор мотивов относительно различных сторон окружающей ее деятельности. Эти мотивы являются продуктом предыдущего опыта и существующих в настоящее время нужд. Мотивы связаны между собой и составляют мотивационную структуру личности. В основном они потенциальные, то есть до определенного времени не ПРОЯВЛЯЮТСЯ в поведении человека. Однако в некий момент происходит соединение потребности личности с неким объектом окружающей среды. Мотив, что отвечает этой потребности, актуализируется, и возникает интерес- форма выявления потребности, что обеспечивает направленность личности на осознание целей деятельности.
Контакты обмена -они представляют собой специфический вид социальных взаимосвязей, в которых индивиды обмениваются ценностями, не имея стремления изменить поведение других людей. Это означает, что в ходе таких кратковременных спорадических обменов, внимание индивида концентрируется на самом предмете обмена, а не на другой индивидуальности, которая вступает в обмен. Ежедневно человек имеет много контактов обмена (покупает билеты в транспорте, обменивается репликами с пассажирами в транспорте, спрашиваем, как найти такое-то заведение и т.д.). В большинстве случаев в осуществлении контактов обмена мы совсем не обращаем внимания на индивидов, с которыми вступаем в контакт, нас интересует только объект обмена - как пример развития и усовершенствования контактов обмена «Я». Например: покупка газеты. Сначала у индивида возникает на основании определенной потребности пространственного видения газетного киоска, потом появляется конкретный интерес, связанный с продажей газеты и с продавцом, после чего происходит обмен газеты на деньги. Контакты развиваются на базе одного основания - потребности в приобретении газеты. Именно этот предмет является центральным в появлении интереса и следующего контакта обмена. Контакты обмена, что повторяются, могут способствовать возникновению более сложных социальных взаимосвязей, которые уже будут возвращены на человека, а не на объект обмена. Например, могут возникнуть дружеские отношения с продавцом.