Рекомендации по подготовке докладов
Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание докладов. Целью написания докладов является привитие студентам навыков самостоятельной работы над литературными (в том числе монографическими, периодическими) и законодательными источниками, опубликованной судебной практикой с тем, чтобы на основе их анализа и обобщения студенты могли делать собственные выводы теоретического и практического характера, обосновывая их соответствующим образом.
Тема доклада подлежит согласованию с преподавателем, предложенная тематика является примерной, студент может предложить свою тему для исследования.
Основой для подготовки доклада служат, прежде всего, учебные пособия, монографии, периодические издания (журналы, газеты, вестники) посвященные непосредственно различным институтам наследственного праву. Для их подборки студент может обратиться с целью согласования как непосредственно к преподавателю, так и к списку рекомендуемой по курсу литературы. Кроме того, слушателям рекомендуется предпринять самостоятельные поиски (в том числе с использованием Интернет ресурсов) соответствующих источников для написания докладов.
В зависимости от содержания и назначения в учебном процессе доклады подразделяются на две основные группы:
Научно-проблемный доклад. При написании такого доклада студент должен изучить и кратко изложить имеющиеся в литературе суждения по определенному, спорному в теории, вопросу (проблеме) по данной изучаемой теме, высказать по этому вопросу (проблеме) собственную точку зрения с соответствующим ее обоснованием. В зависимости от изучаемой темы, состава и уровня подготовки студентов тема доклада может быть одной для всех студентов или таких тем может быть несколько, и они распределяются между студентами учебной группы.
Обзорно-информационный доклад. Разновидностями такого доклада могут быть:
1) краткое изложение основных положений той или иной книги, монографии, другого издания (или их частей: разделов, глав и т.д.), как правило, только что опубликованных, содержащих материалы, относящиеся к изучаемой теме (разделу) курса гражданского права;
2) подбор и краткое изложение содержания статей по определенной проблеме (теме, вопросу), опубликованных в различных юридических журналах за тот или иной период, либо в сборниках, такой доклад рассматривается и как первоначальный этап в работе по теме курсовой, дипломной работы.
Доклад должен содержать план, введение, основную часть, заключение, список нормативных актов, список использованной литературы и список материалов судебной практики. Титульный лист должен содержать следующие сведения: наименование учебного заведения, тема, фамилия и инициалы студента, номер учебной группы, год выполнения. Объем доклада - 5-15 страниц машинописного текста, (со всеми сносками и пробелами), шрифт - Times New Roman, размер шрифта-14, полуторный интервал, сноски концевые.
Обязательно использование не менее 3 источников, опубликованных за последние 5 лет.
Во введении должна быть обоснована актуальность выбранной темы, сформулированы и охарактеризованы основная проблема, цель и задачи работы, а так же используемые источники. В главах основной части необходимо раскрыть проблему, пути её решения, описать различные точки зрения на неё, выразить отношение автора к существующим точкам зрения. В заключении формулируются выводы, подводятся итоги работы, намечаются пути дальнейшего решения проблемы.
В докладе следует грамотно и логично изложить мысли по заданной теме, содержащиеся в различных источниках и сгруппировать их по точкам зрения. Обязательным является обоснование преимуществ той точки зрения, с которой солидарен автор. Доклад подлежит заслушиванию и защите на аудиторных занятиях курса.
Для положительной оценки доклада требуется, чтобы работа показывала самостоятельность студента в подготовке исследования, в изложении материала, аккуратность в проведении «сплошного» сравнительного правового анализа, достаточный объем изученной специальной литературы.
Критерии оценивания:
- соответствие содержания заявленной теме, целям и задачам 2 балла;
- логичность и последовательность в изложении материала 2 балла;
- способность к работе с литературными источниками, Интернет-ресурсами, справочной и энциклопедической литературой 2 балла;
- объём исследованной литературы и других источников информации 2 балла;
- способность к анализу и обобщению информационного материала, степень полноты обзора состояния вопроса 3 балла;
- обоснованность выводов 3 балла;
Варианты и темы контрольных работ для студентов заочных форм обучения, критерии оценивания.
Методические указания для выполнения контрольных работ.
Учебным планом может быть предусмотрено выполнение контрольных работ по гражданскому процессу, которые являются важнейшей формой самостоятельной работы студента. Студенты, не представившие письменные работы в сроки, установленные «Планом работы студента», не допускаются к экзамену или экзаменационному зачету по дисциплине.
Одним из условий допуска к сдаче экзамена (экзаменационного зачета) является получение положительной оценки по письменной работе. Преподаватель выставляет оценку после проведения собеседования по работе. В случае если на собеседовании по работе студент продемонстрирует неудовлетворительные знания, преподаватель рекомендует ему повторно подготовиться к собеседованию.
Ответы на вопросы и замечания рецензента должны быть подготовлены студентом в письменной форме ко дню собеседования. Если контрольная работа написана полно и правильно, отвечает всем установленным требованиям, преподаватель вправе без проведения собеседования выставить оценку. Работы, признанные неудовлетворительными, не зачитываются, возвращаются студенту и подлежат переработке с учетом замечаний, изложенных в рецензии. Повторная контрольная работа рецензируется, если к ней приложена ранее не зачтенная работа с рецензией. Если указания рецензента при повторном выполнении работы не учтены, она снова возвращается студенту для доработки.
Кафедра рекомендует проходить собеседование по контрольной работе до сессии, в дни еженедельных консультаций преподавателя, закрепленного за группой. В этом случае высвобождается время для подготовки к семинару и повторения материала перед экзаменом (зачетом). Студент также может пройти собеседование по работе после проведения семинарского занятия в установленный расписанием экзаменационной сессии день.
Задания для контрольных работ в каждом из семестров состоят из двух вариантов, выполняемых студентами в зависимости от цифры, на которую оканчивается номер зачетной книжки студента, согласно распределению, указанному к каждому варианту. Работы, написанные с нарушением данного требования, не зачитываются. Студенту в этом случае предлагается подготовить свой вариант, либо дается индивидуальное задание.
Предложенный вариант контрольной работы должен быть выполнен в полном объеме. Контрольная работа готовится студентом строго индивидуально. Работы, написанные несамостоятельно, не зачитываются и не возвращаются. Студенту дается индивидуальное задание с указанием срока представления нового варианта.
Приступать к решению задач следует только после изучения соответствующего теоретического материала, нормативных правовых актов и материалов судебной практики.
Ответы на вопросы условий задач должны быть последовательными и полными. Свое решение студент должен обосновать как с фактической, так и с правовой стороны, дать ссылку на нормы материального и процессуального права, привлечь в необходимых случаях для обоснования своего вывода материалы судебной практики. Теоретические положения в работе должны быть изложены в тесной связи с рассматриваемыми практическими ситуациями. Необходимо помнить также и о том, что решение некоторых задач допускает несколько вариантов ответа с учетом тех или иных фактических обстоятельств.
Работа должна быть выполнена аккуратно с соблюдением общих требований к оформлению письменных работ: указан вариант, номера страниц, список использованных источников, оставлены поля для замечаний рецензента, проставлена дата выполнения работы и подпись студента. Объем контрольной работы должен составлять от 5 до 7 машинописных страниц, выполненных шрифтом Times New Roman, размер - 14, интервал 1,5. Допускается представление работ аккуратно написанных от руки на листах формата А-4 объемом от 7 до 9 страниц.