Теории лидерства. На семинарском занятии расширить теории лидерства
Эмоционально-символическая аналогия коллектива А.Н. Лутошкина.
5 ступеней развития группы:
1) «песчаная россыпь»;
2) «мягкая глина»;
3) «мерцающий маяк» - желание быть вместе, появляются организаторы;
4) «алый парус» - парус символ устремленности вперед, появляться заинтересованность делами друг друга;
5) «горящий факел» - настоящий коллектив, который спешит на помощь другим, в основе дружба, взаимопонимание.
Формально динамический подход в определении группы как коллектива К.К. Платонов, Л.И. Уманский.
Платонов выделяет 3 критерия коллективообразования:
1) структура группы;
2) форма деятельности;
3) цели деятельности;
3 типа групп:
1)ассоциация – неорганизованная, случайная, со стихийной структурой.
2)корпорация – организованная группа имеющая структуру, совместную деятельность, цели деятельности личные цели реализуются через группу;
3)коллектив – совместная деятельность, в первую очередь цели группы.
Уманский Л.И.
нравственная направленность – подготовленность группы, организационное единство и психологическая коммуникативность (интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство).
5 типов групп:
1) номинальная группа;
2) группа ассоциация – общие цели наблюдаются;
3) кооперация – единство цели, подготовленность;
4) коллектив ;
5) гомфотерный коллектив – биологическая совместимость членов группы
Теории лидерства. На семинарском занятии расширить теории лидерства
1) Психодинамиеческое направление;
2) Персоналогическое направление;
3) «теория ориентации на великих личностей» (Михайловский, статья 1862 год, психолог, социолог);
4) «теория черт личности лидера» М. Вебер, Э. Кац, Богардус, Лазарсфельф;
5) «ситуативное направление: «Теория лидерства как функции группы» Хоманс – Лидер – человек наиболее полно отражающий групповые ценности. Любая группа – группа ведомых нуждающихся в лидере. Каждая группа выбирает лидера способного удовлетворить ее потребности; «Теория ситуативного лидерства» Р. Стогдилл; «Теория взаимосвязанных факторов» интегральный подход к лидерству, Д. Мак Грегер. Лидерство зависит от 4 взаимосвязанных факторов: 1) характеристики личности; 2) отношения, потребности, интересы, тех кто окружают данную личность (ведомых); 3) от особенностей группы: структуры, задач, которые в ней решаются, деятельности, которая там протекает; 4) от политической, экономической, социальной среды.
Процесс лидерства представляет собой социально- психологический способ управления группой в ходе решения групповой задачи. Процесс лидерства приводит группу к состоянию организованности.
Процессы развития группы:
3 стадии развития группы: 1) адаптация; 2) показать чем отличается от других; 3) единение с группой«Мы чувство»
1 .Организованность– характеризуется четким распределением ролей и статусов в группе и наличием формальной и неформальной структуры.
Группа будет организованной, если каждый будет осознавать и понимать групповые ожидания и требования к собственному поведению. Степень организованности группы обусловливает скорость и эффективность решения групповых задач.
2. Конкуренция –развитие взаимоотношений людей по поводу успехов в деятельности. В процессе конкуренции проявляется либо сотрудничество, либо соперничество людей друг с другом, если члены группы стремятся проявить себя помогая друг другу, то в процессе конкуренции складываются отношения сотрудничества, если они самовыражаются за счет других членов группы, то тогда это отношение соперничества;
М. Дойч сформулировал закон межличностных отношений относительно конкуренции: «стратегия силы, тактика угрозы или обмана, являются как результатом, так и предпосылкой конкурентной связи и наоборот, стратегия единства, тактика убеждения порождаются ориентацией сотрудничества и в реальности создают его.
Выделяют 2 вида конкуренции:
1) Личная – возникает, когда 2 и более человека одновременно в одном и том же месте соревнуются друг с другом по поводу решения одной и той же задачи;
2) Безличная – возникает, тогда когда люди соревнуются с эталоном, идеалом и каждый стремится сделать свою работу как можно лучше.
Функции групповой конкуренции:
1) Ориентирующая – состоит в том, что в процессе конкуренции участники наиболее четко видят цели и задачи своей деятельности;
2) Стимулирующая – основывается на сопоставлении результатов труда;
Процесс конкуренции является источником индивидуальной и групповой активности.
3. Активность–характеризуется способностью группы совершать общественно значимую деятельность и выражается в степени реализации физического и интеллектуального потенциала ее членов;
Выделяют 4 типа групповой активности:
1) Трудовая (учебная) активность (степень нормативных показателей по качеству продукции, использованию времени, производительности труда и тд.)
2) Творческая активность – деятельность, направленная на решении не стандартных задач;
3) Личностно – развивающая активность – связанна с повышением образовательного уровня, квалификации, совершенствованием мастерства, освоение новых видов деятельности;
4) Общественная активность - направлена на формирование внутригрупповых и межгрупповых отношений.
Активность – состояние которое характеризует степень включенности каждого в совместную деятельность и характеризует объем усилий затраченной группой на достижение результата.
Согласованные процедуры предполагают достижение договоренности членов группы о целях и технологиях деятельности, распределении ролей, режиме труда, нормах, в результате позволяет минимизировать трудовые усилия и добиться высокой производительности труда и в целом поставленной цели.
4. адаптация –взаимное приспособление членов группы к друг другу и к социальной среде;
Социальная адаптация – отражает уровень освоения человеком технологии совместной деятельности.
Рассматривая социальную адаптацию выделяют 2 ее вида:
1) Профессиональная - определенный уровень овладения профессиональными навыками и умениями, формирование профессионально необходимых качеств личности, развитие устойчивого положительного интереса к избранной специальности
2) Социально-психологическая адаптация – включение в систему взаимоотношений характеризующих конкретную группу;
Результатом эффективного протекания процесса адаптации является формирование группового состояния как – сплоченность.
5. сплоченность – характеризуется устойчивостью и единством межличностных отношений, что обеспечивает стабильность и преемственность деятельности группы.
По мнению К. Левина в основе сплоченности лежит возможность группы удовлетворять потребности ее участников в эмоциональных насыщенных межличностных связях. Результатом групповой сплоченности является жесткий групповой контроль над взглядами и поступками ее членов, строгое соблюдение групповых норм, высокая степень ответственности каждого члена группы за общее дело, наличие чувства групповой принадлежности (МЫ – чувство (я и они = одно целое).
Майкл Шериф в своих экспериментах указал 3 способа создания сплоченности внутри группы:
1) Создание враждебных отношений между группами, в результате формируется чувство МЫ и чувство они;
2) Активная совместная деятельность направленная на достижение цели;
3) Постановка единых для группы целей и их интериоризация ;
Предпосылками сплоченности являются срабатываемость и совместимость.
Срабатываемость основана на согласованности действий в процессе совместной деятельности. На основе согласованных действий формируется совместимость, а совместимость возникает как итог достаточно продолжительного взаимодействия людей, характеризующейся удовлетворенностью их друг другом.
Совместимость формируется на 3-х уровнях:
1) Психофизиологическом – предполагает удовлетворенность удовлетворения людей друг другом на основе схожести таких характеристик как время реакции, скорость, интенсивность протекания психических процессов, зависит в основном от темперамента.
2) Психологическом - предполагает удовлетворенность людей друг другом на основе подобия или различия характерологических свойств, на основе способностей, интеллектуального потенциала;
3) Социально-психологическом – предполагает сходство ценностных ориентаций, установок, идеалов, принципов, жизненного опыта, уровня профессиональной подготовки.
Групповая сплоченность проявляется в создании единой социально-психологической общности, которая предполагает наличие таких свойств группы, которые препятствует ее распаду в экстремальных ситуациях.
3 компонента сплоченности (корпоративная культура обладает этими 3 свойствами):
1) Характер межличностных отношений, преобладание взаимных симпатий, наличие общих интересов, наличие эмоциональных переживаний;
2) Характер деловых отношений в процессе совместной деятельности, взаимопомощь, сотрудничество;
3) Характер ценностных ориентаций, установок, целей, стереотипов поведения;
6. процесс принятия решения – разработка технологии совместной деятельности с целью достижения конечного результата. Процесс принятия решения в группе может осуществляется 2-мя способами:
1) единоличное принятие решения - +: в экстремальных условиях; - : исполнители не чувствуют ответственности
2) коллективное принятие решения +: каждый принимает участие; -: временные затраты на принятие решения;
Коллективное принятие решения возможно 2 способами:
1) Совещание, собрание;
2) Дискуссия;
Какой бы путь группа не выбрала перед группой сталкивается с 3-мя основными вопросами:
1) В чем дело?
2) Что делать?
3) Причем тут мы?
2 критерия оценки поведения участников на собрании:
1) формальный – активность участников (время выступления, содержание вопросов);
2) психологический – ориентация участников на коллективные проблемы (эмоциональное переживание, понимание, формулировка, пути решения);
4 группы которые выделяют в ходе собрания:
1) «глухонемой пассив» - 16%, пассивность, отсутствие ориентации на коллективные проблемы;
2) «немой актив» - 55% группы, пассивно ориентированы на коллективные проблемы, может быть собственное мнение, но навыки его выражение не сформированы, ждут предложения от других, отсутствуют навыки публичного выступления;
3) «реальный актив» - 22% группы, ориентированы на коллектив и активно вовлечены на совместную деятельность, способны устанавливать причинно-следственные связи, предлагают свои идеи, способы решения проблемы, не представляет трудности публичное выступление;
4) «псевдоактив» - 7% группы, умеют и любят выступать, но информация которую они предоставляют не ценна, не включенность в дела группы;
Основные этапы процесса коллективного принятия решения:
1) Информационная подготовка решения и построение модели предстоящей деятельности;
2) Процедура принятия решения: 1) процедура голосования; 2) процедура консенсуса – достижение всеобщего согласия: + - демократичнее, предотвращается ситуация, когда меньшинство будет блокировать выполнение данного решения;
Основные этапы принятия с помощью консенсуса:
1) Постановка проблемы;
2) Выявление и сбор мнений всех предлагаемых вариантов решения проблемы;
3) Группировка отдельных вариантов в более крупные блоки;
4) Обсуждение вариантов и предложений по блокам;
5) Комбинирование вариантов, чтобы найти такое решение, которое устроит всех;
6) Принятие решения. При принятии консенсусносного решения используется процедура ранжирования.
6. Интегративность -характеризуется согласованностью и упорядоченностью внутригрупповых процессов. Проявляется в чувстве «МЫ»
Особенностью интегративности является то, что в повседневных жизненных обстоятельствах интегративность не видна, носит латентный характер, а обнаруживает себя при решение трудностей;