Права и обяз-ти ауд. орг-ций и ауд. лиц
Ауд. орг-ции имеют право: Самост-но опр-ть формы и методы проведения аудита;Проверить в полн. объеме докум-цию, связ-ую с ФХД орг-ции, и проверить фактич. наличие им-ва; Получать у должностн. лиц ауд. лица устн. и письм. разъяснения; Отказ-ся от проведения ауд. пров-ки или от выраж-я мнения о достов-ти отч-ти, если ауд. лицо препятств-ет проведению аудита или не предоствл-ет всей необх. докум-ции.
Обяз-ти ауд. орг-ций: Осущ-ть ауд. пров-ку в соот. с з-вом; В срок, предусм-ый дог-ром передать ауд. закл-е рук-лю; Предоставить по треб-ю ауд. лица инф-ци. о з-ыз и нормат. актах, на кот. основ-ся замечания аудитора; Обеспечить сохранность док-тов, получ-х в ходе пров-ки и не разглашать их сод-ние.
Права ауд. лиц: Заключпть дог-р на обязат. аудит с любой ауд. орг-цией; Получать от аудитора инф-цию о зак-ных и нормат. актах, на кот. осн-ся выводы аудитора; Получать ауд. закл-ние в срок, предусмотр. дог-ром.
Обяз-ти ауд. лиц:
Заключать дог-р на обязат. аудит; Создавать ауд. орг-циям условия для своевременного и полн. проведения аудита; Не предпринимать дей-й в целях ограничения круга вопросов, подлежащих выясн-ю при проведении пров-ки; опреативно устрнить выявл-е аудитором нарушения;своевременно оплачивать услуги по проведению аудита.
3. План-ние аудитаявл-ся обязат. этапом и регламент-ся ст-том №3. Ауд. орг-ция обязана план-ть аудит для обесп-я кач-ной пров-ки в заданные сроки. В процессе план-я сост-ся общ. план и программа аудита. Общ план зависит от масштабов и специфики ауд. лица и методики пров-ки, примен-ой аудитором.В общ. план вкл-ся осн. разделы поверки, кот. согласов-ся с ауд. лицом. При разраб-ке общ. плана аудитор обр-ет вним-е на след. факты: деят-ть ауд. лица, дей-щие на п/п сис-мы БУ и внутр. к-ля, оц-ка риска и существенности искажений, х-р и временные рамки и объем процедур.
Программа аудитаэто набор инструкций для аудитора, выполняющего пров-ку, а также ср-во к-ля за качеством выплненной работы. К программе проверки добав-ся график работ и сроки.Общ. план и программа могут дополняться и уточн-ся в ходе аудита, причины существенных изменений д. б. зафиксированы. Оц-ка существ-ти ауд. риска на стадии план-ния.
Ауд. риск –это вероятность того, что в пр-ссе ауд. пров-ки не будут выявлены существ. ош-ки и искажения. Ауд. риск связан с наличием выборочн. пров-ки.
Ауд. риск зависит от произведения неотъемлимого риска на контрольн. риск и на риск необнаружения.
Неотъемлимый риск это подверженность сис-мы неточностям и Ош-кам в не зависимости от наличия сис-мы внутр. к-ля. Это риск связанный со спецификой компании. Величина Нр зависит от вида деятельности организации, территор-го расположения, наличия стр-ных подр-ний. При проведении аудита вел-на Нр принимается на Ур-нь 80%, если аудиторы принимают риск меньше, то это следует доказать. Для оц-ки Нр составляется тест с перечнем вопросов, охв-х все стороны деят-ти орг-ции.
К-льный риск это вероятность того, что к-льные стр-ры ауд. лица не обнаружат вовремя существенные Ош-ки. Кр хар-ет сис-му внутр. к-ля.
Риск необнаружения это риск того, что в фин. отч-ти останутся Ош-ки, не обнаруж-е в процессе ауд. пров-ки. Его вел-на зависит от квалификации аудитора, кач-ва пров-ки и времени пров-ки. При проведении сплошной пров-ки Рн минимальный. Обычно вел-на ауд. риска не должна превышать 2-3% от актива баланса. Если в процессе пров-ки эта вел-на будет больше, то аудиторам рекоменд-ся углубить пров-ку. Рекоменд-ся рассчитать вел-ну ауд. риска на стадии план-я и по окончании пров-ки, нормально, если вел-на ауд. риска будет снижаться.
Ауд. выборка это сп-б проведения ауд. пров-ки в противовес сплошной пров-ке или это перечень док-тов, отбранных опр. образом из генеральной совокупности для обеспечения правильных выводов. Вел-на ауд. выборки опр-ся по формуле:
n=N/{M*R}, где
n-число эл-тов в ауд. выборке
N-число эл-тов в провер-ой сов-ти
M-ур-нь существенности
R-коэф. надежности.
Сущ-ют след. способы отбора док-тов в массиве инф-ции:
случайн. отбор (можно взять расчетно-плат. вед-ти и т. д.); систем-кий отбор (через опр. промежутки вр-ни, нач-я со случайно выбр-го числа); комбиниров.
Ауд. выборка не применяется, если число эл-тов сов-ти не велико или применение выборки не эф-но.
Рабочие док-ты аудитора.
В процессе пров-ки аудиторы должны докум-но оформлять все сведения, кот. важны с т-ки зр-ния предоставления доказательств, подтв-х ауд. мнение и проведения пров-ки в соот. со стандартом. Объем докум-ции аудитор опр-ет сам-но исходя из собств. проф. суждения, объем докум-ции д. б. таким, чтобы в случае необх-ти передачи работы др. аудитору, новый аудитор смог бы искл-но на основе только этой докум-ции понять проделанную работу, обоснованность реш-й и выводов.
Форма и содержание раб док-тов опр-ся исходя из х-ра ауд. задания, сложности деят-ти ауд. лица, х-ра сост-я сис-мы БУ ик-ля, методологии и приемов, исп-х при данной проверке.
Ауд. доказательства
Это инф-ция получ-ая аудиторм в ходе пров-ки и рез-тат анализа этой инф-ции, на кот. будет осн-ся мнение аудитора. Сбор ауд. док-в реглам-ся ст-том №5, кот. уст-ет единые треб-я к кол-ву и кач-ву доказательств.Достаточность ауд. док-в вытекает из рассчитанного ур-ня существенности и опр-ет колич-ую меру ауд. док-в. Помимо колич-ой меры опр-ют надежность ауд. док-в, кот. зависит от ист-ка получ-я док-в и формы их представления. Наиб. надежными счит-ся док-ва, получ-ые от банка, нал. службы и ВБФ (ПФ, ФСС и т. д.) Ауд. доказ-ва, получ-ые из внутр. ист-ков считаются надежными, если сис-ма БУ признана эф-ной. Ауд. док-ва, собранные непоср-но аудитором более надежны, чем док-ва, предоставл-ые ауд. лицом. Док-ва в письм. форме более надежны нежели док-ва в устн. форме.
10Этапы проведения ауд-й проверки. Ауд-я проверка осущ-ся с соотв-и с требов-ми фед-х стандартов и вкл-ет след-е этапы:1 знакомство с клиентом. 2 Заключение договора на ауд-ю проверку.3Планирование аудита, оценка уровня существен-ти и аудитор-го риска.4Сбор аудитор-х доказательств по плану проверки.5 Обобщение получен-х рез-в и оценка существ-ти допущенных нарушений или искажений. 6 Составление ауд-го заключения.7 Формирование рабочей документации.