Компоненты психологической готовности к обучению в школе.
Социальная ситуация развития в период переходаот дошкольного к
Младшему школьному возрасту.
К 6 годам у ребенка впервые появились представления о себе как о члене общества, осознание своей индивидуальной значимости, собственных индивидуальных
качеств, переживаний и некоторых психических процессов. Данные преобразования в
психике ребенка приводят к смене главных противоречий психического развития. На
первое место выдвигается несоответствие между старым «дошкольным» образом жизни и
новыми возможностями детей, уже опередившими его. К 7 годам меняется социальная
ситуация развития, характеризующая переход к младшему школьному возрасту.
Ребенок стремится к более важной, значимой с точки зрения общества, социально
одобряемой и оцениваемой деятельности (А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин).
Специфически «дошкольные» виды деятельности теряют для него свою
привлекательность. Ребенок осознает себя дошкольником и хочет стать школьником.
Поступление в школу знаменует начало качественно нового этапа в жизни ребенка:
меняется его отношение ко взрослым, сверстникам, самому себе и своей деятельности.
В окружение ребенка входит новый взрослый - учитель. Воспитатель выполнял
материнские функции, обеспечивая все процессы жизнедеятельности воспитанников.
Отношения с ним были непосредственные, доверительные и интимные.
Учитель в деятельности ребенка занимает иное место. Это, преждевсего, социальное
лицо, представитель общества, которому оно доверило давать ребенку знания и оценивать
успехи в учебе. Поэтому учитель является максимально авторитетным для ребенка
человеком. Оценка, которую дает в школе учитель, не выражает его субъективное личное
отношение, а показывает объективную меру значимости знаний ученика и выполнения им
учебных заданий.
Изменения взаимоотношений со сверстниками связаны с коллективным характером
обучения. Отметка и успех в учебе становятся главным критерием в
оценке сверстниками друг друга и определяют положение ребенкав классе. В школе
учебная деятельность обязательна для всех детей, она подчиняется строгому регламенту,
жестким правилам, которые ребенок обязательно должен соблюдать.
В связи с переходом в школу меняется и отношение взрослых к ребенку. Ему
предоставляется большая, чем дошкольнику, самостоятельность: он должен сам
распределять время, следить за выполнением режима дня, не забывать о своих
обязанностях, вовремя и качественно делать домашние задания.
Компоненты психологической готовности к обучению в школе.
Важнейшим новообразованием дошкольного возраста выступает готовность к школьному
обучению. Являясь итогом развития ребенка на протяжении первых 7 лет жизни, она
обеспечивает переход к позиции школьника (А.Н.Леонтьев).
Новая внутренняя позиция школьника возникает к 7 годам. В широком смысле ее можно
определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, когда
причастность к ним переживается ребенком как его собственная потребность.
Становление внутренней позиции школьника проходит в два этапа. На первом появляется
положительное отношение к школе, но ориентация на содержательные моменты школьно-учебной деятельности отсутствует. Ребенок выделяет лишь внешнюю, формальную
сторону, он хочет пойти в школу, но при этом сохранить дошкольный образ жизни. Ана
следующем этапе возникает ориентация на социальные, хотя и не собственно учебные
аспекты деятельности. Полностью сформированная позиция школьника включает
сочетание ориентации и на социальные, и на собственно учебные моменты школьной
жизни, хотя такого уровня достигают лишь немногие дети к 7 годам.
Таким образом, внутренняя позиция школьника - это субъективное отражение
объективной системы отношений ребенка с миром взрослых. Эти отношения
характеризуют социальную ситуацию развития с ее внешней стороны. Внутренняя
позиция представляет собой центральное психологическое новообразование кризиса 7 лет.
Важный компонент готовности связан с развитием познавательной сферы ребенка:
способность ребенка к замещению, в частности к наглядно-пространственному моделированию; умение использовать образные заместители, что позволяет ему в умственном плане строить представления о предметах, явлениях и применять их при решении разнообразных умственных задач; умение поставить цель и
подчинить ей свою деятельность; сформированные элементы произвольной памяти и умение наблюдать, умение произвольно воображать и управлять собственной речевой деятельностью; умение различать разные аспекты действительности; устанавливать причинно-следственные связи, делать самостоятельные выводы, обобщать, анализировать и сравнивать; ярко выраженный познавательный интерес,
В личностной сфере для школьного обучения наиболее значимы произвольность
поведения, соподчинение мотивов, сформированность элементов волевого действия и
волевых качеств; умение ставить и достигать цель, преодолевая некоторые препятствия, проявляя дисциплинированность, организованность, инициативность, решительность,
настойчивость, самостоятельность. В сфере деятельности и общения к главным составляющим готовности к школьному обучению относятся формирование предпосылок учебной деятельности, когда ребенок принимает учебную задачу, понимает ее условность и условность правил, по которым она решается; регулирует собственную деятельность на основе самоконтроля и самооценки; осознает способы выполнения задания и проявляет умение учиться у взрослого. Умение учиться у взрослого определяется внеситуативно-личностным, контекстным общением (Е.Е.Кравцова). Эффективность обучения ребенка-дошкольника зависит от формы его общения со взрослым.
Центральные компоненты, которые составляют психологическую готовность к
обучению в школе:
- новая внутренняя позиция школьника, проявляющаяся в стремлении к общественно
значимой и общественно оцениваемой деятельности;
- в познавательной сфере знаково-символическая функция сознанияи способность к
замещению, произвольность психических процессов, дифференцированное восприятие,
умение обобщать, анализировать, сравнивать познавательные интересы;
- в личностной сфере произвольность поведения, соподчинение мотивов и волевые
качества;
- в сфере деятельности и общения: умение принимать условную ситуацию, учиться у
взрослого, регулировать свою деятельность.