Порядок выполнения проекта
Выполнение проекта включает в себя следующие этапы:
1. Выбор направления;
2. Составление практической ситуации;
3. Подбор и изучение нормативных источников;
4. Сбор и анализ практического материала;
5. Написание и оформление работы;
6. Подготовка к защите;
7. Защита проекта.
2.1 Выбор направления проекта.
Направление проекта должна включать в себя обобщенную тему по темам модуля, а именно:
- Право социального обеспечения;
- Правовые основы медико-социальной экспертизы;
- Бухгалтерский учёт и отчётность;
- Психология социально-правовой деятельности.
2.2. Составление практической ситуации.
Проект включает в себя одну развернутую практическую ситуацию, включающую в себя вопросу по всем темам модуля.
Описание ситуации должно включать в себя проблему правового характера, которую следует разрешить. В описании должно быть указано:
- статус лица или/и организации, являющихся ключевым звеном проблемы;
- суть и историческое развитие ситуации;
- вопрос, требование, заявление по проблеме;
- данные для расчета пособия, пенсии, компенсации и т.д;
- психологический аспект ситуации;
- вопросы для разрешения.
При решении ситуации можно рекомендовать такую основную схему: 1) правильно понять приведенную в ситуацию и поставленный вопрос для разрешения; 2) найти в законе или в другом правовом акте необходимые для применения к обстоятельствам, изложенным в условии задачи, нормы права и дать толкование этих норм; 3) привести своё заключение по условиям задачи (заданию) в соответствии с результатами толкования подобранных правовых норм; 4) составить проект решения по задаче (заданию) в требуемой форме.
Иными словами, для решения задачи необходимо уяснить изложенную в ней ситуацию, дать ей правовую оценку и на основании всестороннего толкования соответствующих нормативно-правовых актов (правовых норм) сформулировать аргументированное правильное решение.
2.3. Написание и оформление работы
Типовая структура проекта должна включать:
- титульный лист;
- основная часть, включающая ситуационную задачу;
- практическое решение задачи;
- список использованных источников;
- приложения.
Все перечисленные структурные элементы, за исключением приложений, являются обязательными.
Титульный лист является первой страницей, оформляется на типовом бланке БОУ СПО ВО ЧЛМТ и оформляется на ПК с соблюдением установленной формы.
Объем работы зависит от представленного решения проблемы и составляет от 3-10 страниц.
Текстовая часть проекта должна быть выполнена с помощью компьютера на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210´297 мм) через 1,5 межстрочных интервала с числом строк на странице не более сорока. В каждой строке должно быть не более 60-65 знаков с учетом пробелов между словами. Объем выпускной квалификационной работы (дипломной работы) должен составлять 40-50 страниц без приложений.
Рекомендуемый шрифт при написании работы в Microsoft Word – Times New Roman, кегль (размер) 14, цвет шрифта – чёрный. Размер полей должен составлять: левое – не менее 30 мм, правое – 10 мм, верхнее и нижнее – 20 мм. Абзацы в тексте начинают отступом 12,5 мм.
3. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Оценка уровня подготовки включает оценку профессиональных знаний и оценку профессиональных умений и навыков.
Профессиональные знания - уровень знаний по соответствующим темам модуля, а также знаний в профессиональной области.
Профессиональные умения и навыки - уровень решения профессиональных задач с применением профессиональных знаний.
При выполнении квалификационного проекта оценивается следующее:
1) правильно составить ситуацию и поставленный вопрос (или задание) для разрешения;
2) найти в законе или в другом правовом акте необходимые для применения к обстоятельствам, изложенным в условии задачи, нормы права и дать толкование этих норм;
3) привести своё заключение по условиям проекта в соответствии с результатами толкования подобранных правовых норм;
4) составить проект решения в требуемой форме.
3.1. Правильность составления ситуации и вопросов для ее разрешения.
Составленная ситуация должна включать в себя комплексную задачу пронизывающую темы:
- Право социального обеспечения (60 % содержания)
- Правовые основы медико-социальной экспертизы (10 % содержания)
- Бухгалтерский учёт и отчётность (20 % содержания)
- Психология социально-правовой деятельности (10% содержания)
Отсутствие какой-либо из тем ведет к снижению оценки.
90-100 % - оценка 5 (отлично)
80-89% - оценка 4 (хорошо)
65-79% - оценка 3 (удовлетворительно)
Ниже 65% - неудовлетворительно
3.2. Работа по поиску в законе или в другом правовом акте необходимые для применения к обстоятельствам, изложенным в условии задачи, нормы права и дать толкование этих норм.
Полнота нормативного регулирования ситуации свидетельствует о детальной проработке вопроса и системном подходе к ее решению.
Студент должен использовать при решении действующие редакции НПА, с последними изменениями и дополнениями.
3.3. Заключение по условиям проекта в соответствии с результатами толкования подобранных правовых норм.
Проект должен включать решение, в котором указываются положения НПА с указанием статей, частей, пунктов, свидетельствующих об ответе на поставленный вопрос.
Оценка 5 (отлично) выставляется обучающему, показавшему всесторонние, систематические и глубокие знания, позволяющие сделать вывод об освоении материала профессионального модуля. Выставляется обучающемуся при усвоении основных понятий модуля и их значения для приобретаемой профессии. Отражение знаний должно быть целиком проявлено в представленном проекте.
Оценка 4 (хорошо) выставляется обучающему, показавшему полные знания, позволяющие сделать вывод об освоении материала профессионального модуля. Проект оцениваемый на «4» позволяет сделать вывод о наличии систематических знаний по темам модуля и о способности к их обновлению в ходе дальнейшей профессиональной и учебной деятельности.
Оценка 3 (удовлетворительно) выставляется обучающемуся, показавшему знания по темам модуля необходимые для дальнейшего обучения и профессиональной деятельности. Оценка «3» выставляется обучающемуся, допустившему погрешности в ответе, но обладающему необходимыми знаниями и способному к их устранению под руководством преподавателя.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, показавшему значительные пробелы по темам модуля, не ознакомившемуся с основными НПА и дополнительной литературой и не овладевшему базовыми знаниями по темам модуля.
3.4. Составление проекта решения в требуемой форме.
Проект в обязательном порядке должен соответствовать утвержденной форме.
4. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА
4.1. Паспорт оценочных средств
Предметы оценивания | Объекты оценивания | Показатели оценки | ||
ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты; | Проект Защита курсовой работы | Правильное и юридически грамотное толкование нормы права и её применение к соответствующей ситуации | ||
ПК 1.2. Осуществлять приём граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты; | Отчет о практике | Предоставление исчерпывающей информации по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты | ||
ПК 1.3. Рассматривать пакет документов для назначения пенсий, пособий, компенсаций, других выплат, а также мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной защите; | Проект Отчет о практике | Юридически грамотная оценка соответствия документации; Точное выявление категорий граждан, нуждающихся в социальной защите | ||
ПК 1.4. Осуществлять установление (назначение, перерасчёт, перевод), индексацию и корректировку пенсий, назначение пособий, компенсаций и других социальных выплат, используя информационно-компьютерные технологии; | Проект | Ориентация в нормативно-правовых актах; Применение информационно-компьютерных технологий | ||
ПК 1.5. Осуществлять формирование и хранение дел получателей пенсий пособий и других социальных выплат; | Отчет о практике | Скорость и качество деятельности по оформлению и хранению дел получателей пенсий пособий и других социальных выплат | ||
ПК 1.6. Консультировать граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты. | Проект Отчет о практике | Применение нормативно-правовых актов по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты | ||
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; | Проект Отчет о практике Защита курсовой работы | Демонстрация интереса к будущей профессии | ||
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; | Проект | Решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области обеспечения реализации прав гражданн в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты | ||
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; | Проект | Эффективный поиск необходимой информации; Использование различных источников, включая электронные | ||
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности; | Проект Отчет о практике Курсовая работа | Работа с ПК, оргтехникой | ||
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями; | Отчет о практике | Взаимодействие с обучающимися, преподавателями в ходе обучения | ||
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий; | Проект Отчет о практике | Самоанализ и коррекция результатов собственной работы | ||
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности; | Проект Защита курсовой работы Отчет о практике | Отслеживание изменений нормативно-правовой базы РФ, использование актуальной правовой информации | ||
ОК 12. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения. нормы правила поведения; | Проект Защита курсовой работы Отчет о практике | Демонстрация соответствующего уровня общей и правовой культуры. положительная демонстрация навыков общения и правил поведения в коллективе, беседе и т.п. | ||
ОК 13. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению. | Отчет о практике | Соблюдать законодательство РФ, не допускать и пресекать нарушение законодательства | ||
4.2. Оценка проекта квалификационной комиссией
Предметы оценивания | Показатели оценки | Критерии оценки |
ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты; | Правильное и юридически грамотное толкование нормы права и её применение к соответствующей ситуации | Соответствие решения ситуации действующему законодательству. |
ПК 1.2. Осуществлять приём граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты; | Отчет о практике | Предоставление исчерпывающей информации по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты |
ПК 1.3. Рассматривать пакет документов для назначения пенсий, пособий, компенсаций, других выплат, а также мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной защите; | Юридически грамотная оценка соответствия документации; Точное выявление категорий граждан, нуждающихся в социальной защите | Правильность решения практической задачи, коллизии, ситуации. |
ПК 1.4. Осуществлять установление (назначение, перерасчёт, перевод), индексацию и корректировку пенсий, назначение пособий, компенсаций и других социальных выплат, используя информационно-компьютерные технологии; | Ориентация в нормативно-правовых актах; Применение информационно-компьютерных технологий | Внедрение в проект расчетной части или методической части по (назначению, перерасчёту, переводу), индексации и корректировке пенсий, назначению пособий, компенсаций и других социальных выплат |
ПК 1.5. Осуществлять формирование и хранение дел получателей пенсий пособий и других социальных выплат; | Отчет о практике | Скорость и качество деятельности по оформлению и хранению дел получателей пенсий пособий и других социальных выплат |
ПК 1.6. Консультировать граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты. | Применение нормативно-правовых актов по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты | Способность самостоятельного анализа НПА и их применения, способность дать квалифицированную консультацию |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; | Демонстрация интереса к будущей профессии | Проявление всесторонности охвата ситуации в проекте, выражение заинтересованности в повышенной оценке и дальнейшем профессиональном развитии |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; | Решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области обеспечения реализации прав гражданн в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты | Способность решение стандартных и нестандартных профессиональных задач, освещенных в проекте |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; | Эффективный поиск необходимой информации; Использование различных источников, включая электронные | Широта и многообразие нормативного материала в представленном проекте |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности; | Работа с ПК, оргтехникой | Уверенное пользование ПК и информационно-поисковыми системами |
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями; | Взаимодействие с обучающимися, преподавателями в ходе обучения | Способность быстро и адекватно реагировать на поставленные вопросы |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий; | Самоанализ и коррекция результатов собственной работы | Способность быстро и адекватно разрешать возникшие проблемы технического и правового характера |
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности; | Отслеживание изменений нормативно-правовой базы РФ, использование актуальной правовой информации | Способность своевременно и быстро реагировать на изменения федерального законодательства |
ОК 12. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения. нормы правила поведения; | Демонстрация соответствующего уровня общей и правовой культуры. Положительная демонстрация навыков общения и правил поведения в коллективе, беседе и т.п. | Проявление высокого уровня навыков общения в контексте правового консультирования граждан |
ОК 13. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению. | Соблюдать законодательство РФ, не допускать и пресекать нарушение законодательства | Соблюдать законодательство РФ, не допускать и пресекать нарушение законодательства |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Примерные вопросы для формирования проекта:
1. Социальное обеспечение и социальная защита населения: понятие, функции, организационно-правовые формы.
2. Финансирование социального обеспечения в Российской Федерации.
3. Право социального обеспечения: понятие, предмет, метод, принципы.
4. Источники права социального обеспечения.
5. Правоотношения в праве социального обеспечения: понятие, виды, содержание.
6. Субъекты права социального обеспечения.
7. Страховой (трудовой) стаж: понятие, значение, классификация видов стажа.
8. Понятие, значение и исчисление общего страхового стажа.
9. Понятие, значение и исчисление специального страхового стажа.
10. Доказательства страхового стажа.
11. Индивидуальный (персонифицированный) учет граждан в системе пенсионного страхования.
12. понятие, значение и система пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
13. Условия назначения трудовых пенсий по старости.
14. Условия назначения трудовых пенсий по инвалидности.
15. Условия назначения трудовых пенсий по случаю потери кормильца.
16. Общая характеристика методики исчисления трудовых пенсий.
17. Материальное обеспечение граждан, имеющих особые заслуги перед государством.
18. Условия назначения и размеры социальных пенсий, пенсии по инвалидности участникам ВОВ и жителям блокадного Ленинграда.
19. Условия назначения и размеры пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим и государственным гражданским служащим Удмуртской Республики.
20. Условия назначения и размеры пенсии за выслугу лет военнослужащим.
21. Условия назначения, виды и размеры пенсии по инвалидности военнослужащим (лицам к ним приравненным).
22. Условия назначения, виды и размеры пенсии по случаю потери кормильца членам семей военнослужащих(лиц к ним приравненных).
23. Условия назначения, виды и размеры пенсии по государственному пенсионному обеспечению гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф.
24. Условия назначения, виды и размеры пенсий по государственному пенсионному обеспечению гражданам из числа космонавтов и членам их семей.
25. Условия назначения и размеры пенсий по государственному пенсионному обеспечению гражданам из числа работников летно-испытательного состава.
26. Выбор, назначение и выплата пенсий.
27. Пособие по безработице.
28. Пособие по временной нетрудоспособности.
29. Пособия гражданам, имеющим детей: понятие, значение, виды.
30. Пособие по беременности и родам.
31. Материнский (семейный) капитал: понятие, правовая природа, размер, назначение и выплата.
32. Понятие, виды, значение компенсационных выплат. Ежемесячные денежные выплаты по законодательству о социальной защите отдельных категорий граждан.
33. Страховое возмещение лицам, пострадавшим от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
34. Государственная социальная помощь в Российской Федерации и Удмуртской Республике.
35. Медицинская помощь и лечение как вид социального обеспечения.
36. Санаторно-курортное лечение.
37. Социальное обслуживание населения в Российской Федерации: понятие, принципы, значение, формы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Образец титульного листа
бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Вологодской области
«Череповецкий лесомеханический техникум им. В.П.Чкалова»
40.02.01 Право и организация социального обеспечения
КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
СТУДЕНТ: 3 курса группы ЮР-31
_____________________
ОЦЕНКА ЗАЩИТЫ: _______________
г. Череповец
2015 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Примерный образец ситуации.
Условие.
В орган социальной защиты населения обратилась неработающая Сидорова с просьбой установить ей компенсационную выплату в связи с тем, что она осуществляет уход за престарелым отцом в возрасте 85 лет. Возраст Сидоровой 53 года. В компенсации ей было отказано на том основании, что к пенсии отца уже начислена надбавка на уход.
1. Имеет ли Сидорова право на получение компенсационной выплаты?
2. Какие документы необходимо предоставить Сидоровой?
3.Каков порядок расчёта компенсационной выплаты, и каков её объём?
Решение.
4. С учётом ситуации, опишите, каким образом будет построена беседа, с участниками данных правоотношений.
1. Вопросы установления компенсационной выплаты, неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидами I группы, детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет, а также за престарелыми, нуждающимися по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшими возраста 80 лет, в настоящее время регулируются Указом Президента Российской Федерации от 26.12.2006 г. № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» и постановлением Правительства Российской Федерации от 04.06.2007 г. № 343 «Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами».
Право на ежемесячную компенсационную выплату в соответствии с указанными нормативными правовыми актами имеют неработающие трудоспособные лица, осуществляющие уход за нетрудоспособными гражданами.
Лица, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях, относятся к категории трудоспособных. В случае представления всех необходимых документов дети в возрасте до 18 лет или старше указанного возраста, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях и не работающие, в период осуществления ухода за нетрудоспособными гражданами могут реализовать право на установление компенсационной выплаты независимо от того, что в соответствии с положениями Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ их родственникам установлена базовая часть трудовой пенсии в повышенном размере в связи с тем, что на их иждивении находятся указанные дети, признанные нетрудоспособными в рамках данного Закона.
Неработающие пенсионеры, осуществляющие уход за нетрудоспособными гражданами не имеют права на получение компенсационной выплаты.
Исходя из правового смысла Указа Президента РФ от 26.12.2006 г. № 1455 и Постановления Правительства РФ от 04.06.2007 г. № 343, компенсационная выплата устанавливается неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, в целях частичной компенсации им заработка в указанный период, так как в период такого ухода трудоспособные граждане, не имея возможности работать, остаются без источника средств к существованию. Что касается права на установление компенсационной выплаты пенсионерам, то они уже являются получателями социального обеспечения по данному основанию в виде трудовой пенсии или пенсии по государственному пенсионному обеспечению. Пенсионеры к категории трудоспособных граждан не относятся. Таким образом, пенсионеры, осуществляющие уход за нетрудоспособными гражданами, права на получение компенсационной выплаты не имеют.
Не следует путать компенсации на уход за нетрудоспособными гражданами с выплатами по уходу, которые получают вместе с пенсией инвалиды первой группы или 80-летние граждане. Повышенная базовая часть пенсии по старости и инвалидности для этих категорий (с 1 января 2008 года - 4680 руб.) предусмотрена пенсионным законодательством без каких-либо подтверждений факта ухода и других обстоятельств. Вместе с тем, компенсация по уходу за нетрудоспособными членами семьи предусмотрена только гражданам, которые в силу необходимости осуществления ухода в трудоспособном возрасте не имеют возможности работать и получать заработную плату. Таким образом, как мы уже указывали выше, указанная выплата призвана компенсировать отсутствие доходов трудоспособным гражданам по такой уважительной причине, как уход за нуждающимися в нем лицами.
Таким образом, основными условиями назначения компенсации является трудоспособность лица, осуществляющего уход, и отсутствие у него факта работы.
Следовательно, Сидорова имеет право на получение компенсационной выплаты.
2. Необходимыми для установления компенсации документами являются: паспорт ухаживающего лица, его трудовая книжка с отметкой об увольнении с последнего места работы, справка службы занятости населения о неполучении им пособия по безработице, справка территориального органа Пенсионного фонда РФ по месту жительства ухаживающего лица о неполучении им пенсии. Кроме перечисленных документов, требуется заключение лечебного учреждения о нуждаемости нетрудоспособного гражданина в постоянном постороннем уходе. Для престарелых, достигших 80-летнего возраста либо являющихся инвалидами 1 группы, такое заключение не требуется. Перечисленные документы являются основными для установления компенсационной выплаты. Вместе с тем для уточнения факта ухода, а также проверки наличия трудовой деятельности (например, для предпринимателей) могут быть затребованы дополнительные документы в соответствии с действующим Порядком назначения и осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июня 2007 г.
3. Размер ежемесячной выплаты неработающим трудоспособным гражданам, осуществляющим уход за инвалидами 1 группы, детьми – инвалидами в возрасте до 18 лет, а также престарелыми, нуждающимися по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшими возраста 80 лет, составлял 500 рублей. Причем размер этой выплаты не зависел от количества нетрудоспособных лиц, за которыми осуществляется уход. С 1 июля 2008 года, согласно Указу Президента Российской Федерации от 13.05.2008 № 774 «О дополнительных мерах социальной поддержки лиц, осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами», размер ежемесячной компенсационной выплаты возрос до 1200 рублей в месяц. При этом введена норма об установлении данной компенсационной выплаты одному неработающему трудоспособному лицу за каждого, нуждающегося в уходе.
Неработающему трудоспособному лицу указанная выплата на уход, устанавливается независимо от родственных отношений и факта совместного проживания. При этом важен именно факт осуществления им ухода за нетрудоспособным гражданином. Поэтому если в территориальный орган Пенсионного Фонда РФ поступила информация о том, что трудоспособный неработающий гражданин фактически не осуществляет уход за нетрудоспособным лицом, то в соответствии с положениями Правил может быть проведена проверка факта осуществления постоянного ухода. Если уход фактически не осуществляется, то на основании заявления нетрудоспособного гражданина (его законного представителя) и/или акта обследования территориального органа Пенсионного Фонда РФ осуществление компенсационной выплаты прекращается.
Таким образом, Разина имеет право на указанную компенсационную выплату в размере 1200 руб. ежемесячно независимо от того, что ее престарелому отцу выплачивается надбавка за уход к пенсии. Разина является безработной и трудоспособной, так как не достигла возраста 55 лет.
4. С участниками данных правоотношений, находящимися в тяжёлой жизненной ситуации, необходимо общаться, руководствуясь правилами современного делового этикета. Так же необходимо учитывать их психологическое состояние. В общении, следует соблюдать пунктуальность, относится с уважением к чужому времени. Необходимо говорить грамотно, по делу, не отвлекаясь на незначительные подробности, с уважением собеседника. Так же необходимо помнить, что личные сведения граждан являются конфиденциальными. Чтобы переговоры прошли на должном уровне, нужно перед их началом определить четкие цели, составить точный план, выбрать удобное время и место для обеих сторон.