Диагностика эмоциональных состояний личности.
Лабораторное занятие № 2
Тема:Характер и способности как индивидуально-психологические особенности личности
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие о характере. Из истории изучения характера.
2. Основные направления характерологии.
3. Структура характера.
4. Формирование характера.
5. Акцентуации характера. Диагностика акцентуаций характера.
6. Понятие о способностях и их физиологическая основа.
7. Задатки, склонности, способности.
8. Виды способностей.
9. Структура способностей и уровни их развития /одаренность, талант, гениальность/.
10. Современные подходы к проблеме детской одаренности.
Литература
1. Вейнигер О. Пол и характер. – М., 1992.
2. Кречмер Э. Строение тела и характер. – М., 2000. /анонс книги/
3. Леонгард К. Акцентуированные личности. – Киев, 1980.
4. Личко А. Акцентуации характера у подростков. – Л., 1987.
5. Моргенштерн М.Ф. Психографология. – СПб., 1994./доклад/
6. Кречмер Э. Гениальные люди. – СПб., 1999.
7. Леднева С.А. Детская одаренность глазами педагогов// Начальная школа. 2003. №1. /краткий конспект/
8. Одаренные дети: Пер. с англ. – М., 1991.
9. Савенков А.И. Детская одаренность как теоретическая проблема// Начальная школа. 2000. №1. /краткий конспект/
10. Учителю об одаренных детях/ Под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. – М., 1997.
Вопросы для самопроверки:
· Что вы можете рассказать о характере?
· Какие типы акцентуаций характера вы знаете? Приведите примеры.
· Чем характер отличается от темперамента?
· Как воспитать характер?
· Как вы понимаете высказывание «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу».
- Что такое «способности»? Как они связаны с деятельностью человека?
- Способности даются от рождения или все зависит от обучения и воспитания?
- Можно ли развивать способности?
- Какие вы знаете виды способностей?
- Что вы понимаете под «одаренностью», «талантом» и «гениальностью»? Приведите примеры.
- Как можно определить способности и склонности человека?
Составить кластеры по темам «Характер», «Способности»
2011-12 уч. год
Общая и экспериментальная психология, 1 курс
Преподаватель - Н.В. Лебедева
Лабораторное занятие № 3
Тема: Эмоциональная сфера психики человека.
Вопросы для обсуждения:
1. Общая характеристика эмоций и чувств. Физиологические основы эмоций и чувств.
2. Роль эмоций и чувств в познавательной, практической деятельности человека. Функции эмоций и чувств.
3. Эмоции и эмоциональные состояния: настроение, аффект, стресс, фрустрация. Внешнее выражение эмоциональных состояний.
4. Высшие чувства (моральные, интеллектуальные, эстетические, практические) как результат общественного развития.
Диагностика эмоциональных состояний личности.
6. Формы проявления чувств.
7. Общее понятие о воле и ее функции.
8. Психологическая характеристика волевого акта.
9. Волевые качества личности и особенности их развития.
10. Расстройства воли /абулия, булимия, апраксия и др./.
Литература:
1. Учебники и учебные пособия по общей психологии.
2. Вилюнас В.К. Психология эмоций. – СПб., 2007./См. в метод. кабинете ФОТ/
3. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. – М., 1998.
4. Изард К. Психология эмоций. – СПб., 2000. ./анонс книги/
5. Ильин Е.П. Психология воли. – СПб., 2000./анонс книги/
Задания для самостоятельной работы
1. Составить кластеры по темам «Эмоции и чувства», «Воля».
2. Ниже перечислены примеры различных чувств. Определите, какие из них относятся к нравственным, какие к эстетическим и какие к интеллектуальным.
Удивление | Чувство юмора |
Чувство товарищества | Уверенность |
Чувство прекрасного | Чувство справедливости |
Восхищение | Чувство трагического |
Чувство долга | Сомнение |
Чувство иронии | Чувство стыда |
Злорадство | Зависть |
Чувство комического | Недоумение |
3. В одном из исследований учащихся VII – VIII классов спрашивали, какого человека называют настойчивым, какого самостоятельным и т.д. Некоторые настойчивым человеком назвали такого, который «во время спора никогда никому не уступает», «никогда не слушает других, все делает по-своему», «не принимает во внимание советов товарищей»; самостоятельным – того, «который живет своим умом, никого не слушая».
В чем состоит ошибочность данных ответов? Какую важную сторону подлинно волевого действия упустили из виду эти испытуемые?
4. Многие в юности составляют правила поведения, намечают цели и пути воспитания своей воли. Например, великий педагог К.Д. Ушинский в юности составил для себя следующие правила:
«1. Спокойствие совершенное, по крайней мере внешнее.
2. Прямота в словах и поступках…
«…»
5. Не говорить о себе без нужды ни одного слова.
6. Не проводить время бессознательно; делать то, что хочешь, а не то, что случится…
«…»
8. Ни разу не хвастать ни тем, что было, что есть, ни тем, что будет…»
На воспитание каких волевых качеств направлены эти правила?