Диагностика эмоциональных состояний личности.

Лабораторное занятие № 2

Тема:Характер и способности как индивидуально-психологические особенности личности

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие о характере. Из истории изучения характера.

2. Основные направления характерологии.

3. Структура характера.

4. Формирование характера.

5. Акцентуации характера. Диагностика акцентуаций характера.

6. Понятие о способностях и их физиологическая основа.

7. Задатки, склонности, способности.

8. Виды способностей.

9. Структура способностей и уровни их развития /одаренность, талант, гениальность/.

10. Современные подходы к проблеме детской одаренности.

Литература

1. Вейнигер О. Пол и характер. – М., 1992.

2. Кречмер Э. Строение тела и характер. – М., 2000. /анонс книги/

3. Леонгард К. Акцентуированные личности. – Киев, 1980.

4. Личко А. Акцентуации характера у подростков. – Л., 1987.

5. Моргенштерн М.Ф. Психографология. – СПб., 1994./доклад/

6. Кречмер Э. Гениальные люди. – СПб., 1999.

7. Леднева С.А. Детская одаренность глазами педагогов// Начальная школа. 2003. №1. /краткий конспект/

8. Одаренные дети: Пер. с англ. – М., 1991.

9. Савенков А.И. Детская одаренность как теоретическая проблема// Начальная школа. 2000. №1. /краткий конспект/

10. Учителю об одаренных детях/ Под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. – М., 1997.

Вопросы для самопроверки:

· Что вы можете рассказать о характере?

· Какие типы акцентуаций характера вы знаете? Приведите примеры.

· Чем характер отличается от темперамента?

· Как воспитать характер?

· Как вы понимаете высказывание «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу».

    • Что такое «способности»? Как они связаны с деятельностью человека?
    • Способности даются от рождения или все зависит от обучения и воспитания?
    • Можно ли развивать способности?
    • Какие вы знаете виды способностей?
    • Что вы понимаете под «одаренностью», «талантом» и «гениальностью»? Приведите примеры.
    • Как можно определить способности и склонности человека?

Составить кластеры по темам «Характер», «Способности»

2011-12 уч. год

Общая и экспериментальная психология, 1 курс

Преподаватель - Н.В. Лебедева

Лабораторное занятие № 3

Тема: Эмоциональная сфера психики человека.

Вопросы для обсуждения:

1. Общая характеристика эмоций и чувств. Физиологические основы эмоций и чувств.

2. Роль эмоций и чувств в познавательной, практической деятельности человека. Функции эмоций и чувств.

3. Эмоции и эмоциональные состояния: настроение, аффект, стресс, фрустрация. Внешнее выражение эмоциональных состояний.

4. Высшие чувства (моральные, интеллектуальные, эстетические, практические) как результат общественного развития.

Диагностика эмоциональных состояний личности.

6. Формы проявления чувств.

7. Общее понятие о воле и ее функции.

8. Психологическая характеристика волевого акта.

9. Волевые качества личности и особенности их развития.

10. Расстройства воли /абулия, булимия, апраксия и др./.

Литература:

1. Учебники и учебные пособия по общей психологии.

2. Вилюнас В.К. Психология эмоций. – СПб., 2007./См. в метод. кабинете ФОТ/

3. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. – М., 1998.

4. Изард К. Психология эмоций. – СПб., 2000. ./анонс книги/

5. Ильин Е.П. Психология воли. – СПб., 2000./анонс книги/

Задания для самостоятельной работы

1. Составить кластеры по темам «Эмоции и чувства», «Воля».

2. Ниже перечислены примеры различных чувств. Определите, какие из них относятся к нравственным, какие к эстетическим и какие к интеллектуальным.

Удивление Чувство юмора
Чувство товарищества Уверенность
Чувство прекрасного Чувство справедливости
Восхищение Чувство трагического
Чувство долга Сомнение
Чувство иронии Чувство стыда
Злорадство Зависть
Чувство комического Недоумение

3. В одном из исследований учащихся VII – VIII классов спрашивали, какого человека называют настойчивым, какого самостоятельным и т.д. Некоторые настойчивым человеком назвали такого, который «во время спора никогда никому не уступает», «никогда не слушает других, все делает по-своему», «не принимает во внимание советов товарищей»; самостоятельным – того, «который живет своим умом, никого не слушая».

В чем состоит ошибочность данных ответов? Какую важную сторону подлинно волевого действия упустили из виду эти испытуемые?

4. Многие в юности составляют правила поведения, намечают цели и пути воспитания своей воли. Например, великий педагог К.Д. Ушинский в юности составил для себя следующие правила:

«1. Спокойствие совершенное, по крайней мере внешнее.

2. Прямота в словах и поступках…

«…»

5. Не говорить о себе без нужды ни одного слова.

6. Не проводить время бессознательно; делать то, что хочешь, а не то, что случится…

«…»

8. Ни разу не хвастать ни тем, что было, что есть, ни тем, что будет…»

На воспитание каких волевых качеств направлены эти правила?

Наши рекомендации