Материалистическое учение русских революционных демократов.
Филосфские учение о психической деятельности в середине 19 века.
В первой половине 19 века появляется система , призванная нейтрализовать настойчивое стремление натуралистов, материалистически осмыслить открытие естествознания. Наиболее значительной среди них была философия позитивизма, которая провозглашала принципиальную непознаваемость сущности и причин явлений и требовала от научного мышления ограничеться наблюдаемыми фактами и их постоянными зависимостями.
Програма позитивизма была изложена Огюстом Контом в 6-ти томном «Курсе позитивной философии» (1830 – 1842 год) .
Он предлагал новую классификацию наук , в которой психология отсутствовала, а психические явления в качестве объекта позитивного исследования распределялись между физиологией и социологией.Конт подрвег критике субъективный интроспективный метод т.к. считал его лишенным научной ценности.
Он считал что внутерний мир нельзя познать с помощью интроспктивного анализа а операции сознания можно наблюдать на доступных объективному описанию, фактах социальной жизни (взаимнообщение, взаимодействие). В этом взаимообщение сознание возникает и социальный организм составляет объективную основу фактов сознания.
Конт перенес модель заимствованую у биологиив область социальной науки: общество – это организм,а семья – мельчайшая его клеточка.
Движущей силой развития общества считал разум , который проходит три фазы эволюции:
· Теологическую
· Метофизическую
· Позитивную
Что характерно и для отдельного индивида и для общества в целом .
Конт рассматривал динамику сознания субъекта в зависимости от объективных форм взаимодействия в сдругими людьми .Важная заслуга это выделение общения как спецефической детермиинанты психического.
Конт считал что научное мышление должно ограничится непосредственно данными феноминами , что вело к агностицизму и субъектевизму .
Иррационализм и волютаризм.
Учение Шопенгауэра принадлежит к наиболее реакционным направлениям буржуазной философии.Шопенгауэр противопоставил знания воле, провазгласив её слепым и бесцельно действующим началом сущьностью мира.
Он утверждал что внешние тела и представления о них суть объективации воли.
«Мир как воля и представление.»
Отношение воли к познанию, он выразил словами : «Здоровый слепец несущий на плечах немощного зрячего.»
Бессознательная воля это перводвигатель природы,жизни и человеческого поведения. Представление о бессознательном как слепой мотивазионной силе , которой подчиняется интелект, было воспринято Фрейдом.
Вульгарный материализм.
В середине 19 века в Германии разгорелась дисскусия о природе души между естествоиспытателями защащавших её бессмертие (Вагнер, Либих) и сторонниками материализма (Фохт, Молишотт) - такой примитивный подход назывался вульгарным материализмом .
Ложность их позиций в том, что сам мозг понимался как машина в работе которого нет ничего, кроме тех же энергетических превращений , которые совершаются в общем круговорте природы .Тоесть сознание это лишь физикохимические процессы в нервных центрах и стремление отстоять учениме о том что единство мира состоит в его материальности оказалось ложнонаправленным.
Вульгарные материалисты не видели что в едином материальном мире имеются различные типы дтерминационных отношений.
Материалистическое учение русских революционных демократов.
Новый вклад в материалистическое объяснение личности её поведения и сознания внесли русские революционные демократы ( Белинский, Герцен, Добролюбов,Чернышевский) . Они выступили в эпоху назревания крестьянской революции резкого обострения социально классовых противоречий в России.
Коренные преобразования по их замыслу должны провести «новые люди», поведение которых определенно высшим идеалом безкорыстного служения народу . Они отстаивали принцип детерминизма как основу научного мировозрения.
В конце 50-ых – в начале 60-ых годов, разгорелась полемика между журналом «Современник» главным органом демократов и либерально крепостинческой прессой вокруг статьи Чернышевского «Антропологический принцип философии.» В которой доказывалась, что психические акты неотделимы от явлений изучаемых етстествознанием , ни со стороны их сущности, ни со стороны их позноваемости.
Психика - одна из форм жизнедеятельностии она доступна объективному изучению в такой же степени как и другие явления природы. Антропологический принцип выражал материалистическое учение о единстве человека и природы. Чернышевский показал что достижения в области объективного исследования биологического процесса, для психологии выжны в двух отношениях.В положительном плане дают понятия об общем характере тех явлений , которые не изучены естественно научными средствами, а в отрицательном плане : «Никокго дуализма в человеке не видно», что подрывало идеалистическое учение о душе.
Ограниченность учения в том , что оно не смогло дать историкам материалистического объяснения единства и развития человеческой личности, её потребностей и сознания
.