Эффективность мыслительной деятельности из-за различного личного рода нарушений мыслительных процессов может снижаться.
Нарушения операционалъности мышления вызывают:
§ снижение уровня обобщения (затруднения с выделением общих признаков объектов, классификацией, пониманием намеков и пословиц);
§ искажение уровня обобщения (возможны обобщения по самому неподходящему признаку, наблюдаемые у психопатов и шизофреников).
Нарушение динамики мышления приводит к:
§ лабильности мышления, или «скачку идей» (перескок мыслей, несвязная речь, не успевающая озвучить обилие мыслей);
§ инертности (вязкости) мышления (переключение мыслей затруднено, что часто наблюдается у эпилептиков);
§ непоследовательности суждений (неустойчивость умственной работоспособности, противоречивость мыслительных действий, наблюдаемые у лиц с сосудистыми заболеваниями и у маниакальных психопатов);
§ откликаемости (изменение хода мыслей под воздействием случайных и не имеющих непосредственного отношения к текущему моменту раздражителей, наблюдаемое у гипертоников);
§ «соскальзыванию» мышления (неожиданный сбой в ходе размышления с возвратом на правильный ход, но без исправления допущенной ошибки).
Нарушения личностного и мотивационного компонентов мышления влекут за собой:
§ разноплановость мышления (рассуждение протекает непоследовательно и эмоционально с абсолютно несовместимыми обобщениями);
§ резонерство (стремление подвести любое мелкое явление под глобальную концепцию, сделать соответствующие выводы, т.е. «стрельнуть из пушки по воробьям»).
Нарушения регуляции мышления вызывают:
§ «невменяемость» (мышление не контролирует поведение из-за сильных эмоций);
§ некритичность мышления (отсутствие самоконтроля и желания исправлять свои ошибки («и так сойдет»));
§ «разорванность» мышления (длинные, бессвязные монологи с самым серьезным видом без нарушения грамматики, не предполагающие присутствия собеседника);
§ «ментизм» (необычайное ускорение мыслительных процессов, движущаяся «толпа» поверхностных мыслей, подталкивающих друг друга, часто наблюдаемая при опьянении или эйфории);
§ шперрунг (внезапная остановка мыслительных процессов при шизофрении).
Нарушения содержательной стороны мышления вызывают:
§ навязчивые идеи (сор-мысли, постоянно преследующие человека);
§ навязчивые сомнения (эффекты «невыключенногоутюга» в квартире);
§ навязчивые страхи, или фобии (страх болезни, смерти, пространства, общения и т.д.);
§ навязчивые влечения и желания, постоянно преследующие, но никогда не реализуемые на практике;
§ навязчивые действия (почесывание уха, непроизвольное рисование, «игра» авторучкой и др.);
§ бред, или интеллектуальная мономания, когда, мышление явно противоречит истине и человек не поддается переубеждению (бред преследования, реформаторства, ревности и др.).
Функциональная ригидность (лат. rigid us – жесткий, твердый) мышления заключается в приверженности индивида к стереотипным мыслительным действиям из-за чрезмерной зависимости от накопленного опыта и проявляется в:
§ затрудненности или полной неспособности осознания перемен в текущей ситуации;
§ замедленной перестройке процессов восприятия;
§ задержке на одних и тех же представлениях;
§ многократном повторении фраз и слов;
§ застреваемости на малозначимых мелочах.
Хотя нарушения мышления встречаются чаще среди других психических расстройств, единой классификационной схемы их не существует. Причина заключается в разнообразии научных позиций, которых придерживаются психологи.
К патологическим нарушениям мышления относится олигофрения – недоразвитие сложных форм психической деятельности в результате патологической наследственности или органического поражения ЦНС во внутриутробном периоде. При этом наблюдается нарушение равновесия между возбуждением и торможением в коре головного мозга, недоразвито наглядно-образное и словесно-логическое мышление.
По степени недостаточности интеллекта различают три группы олигофрении.
1. Дебильность – человек владеет элементарными навыками письма,
счета и может овладевать простыми профессиями.
2. Имбецильность – когда имеются элементы речи, но запас слов мал, произношение неправильно, познавательная деятельность крайне мала.
3. Идиотия – наиболее глубокое нарушение психического развития.
Список рекомендуемой литературы
Блонский П.П. Память и мышление [Текст] / П.П. Блонский. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.
Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение [Текст] / А.В. Брушлинский. – М.; Воронеж: МОДЭК, 1996. – 390 с.
Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов [Текст] / Л.М. Веккер. – М.: Смысл, 1998. – 685 с.
Познавательные психические процессы [Текст] / сост. и общ. ред. А.Г. Маклакова. – СПб.: Питер, 2001. – 480 с.
Познавательные процессы и способности в обучении [Текст] / под ред. В.Д. Шадрикова. – М.: Просвещение, 1990. – 141 с.
Тихомиров О.К. Психология мышления [Текст]: учеб. пособие /
О.К. Тихомиров. – М.: Академия, 2005. – 288с.