Социальная психология - раздел психологии, изучающий поведение человека, обусловленное его нахождением в социуме.
Понятие «социальная группа» является ключевым в социальной психологии. Вся жизнедеятельность индивида осуществляется через социальную группу. Наиболее широкое понимание социальной группы связано с понятием общности и совокупности. Группа может изучаться с точки зрения любой общности (социальной, экономической, производственной, возрастной, эмоциональной). Например, очередь в магазине – это социальная группа, т.к. имеет общую цель – покупку, что делает их действия согласованными в определённом аспекте поведения.
Группа изучается как особая социальная система, состоящая из взаимосвязанных элементов.
Основным критерием классификации группы является количество человек в группе, общественный статус, уровень развития.
Группы могут быть:
* по общественному статусу – формальные и неформальные;
* по непосредственности взаимосвязей – реальные и номинальные;
* по количеству человек – большие, малые и микро;
* по уровню развития – неорганизованные и высокой организации. Большие группы – толпа, масса, аудитория, публика.
Соц. Психология сплоченность – один из объединяющих подразделение процессов. Характеризует степень приверженности к группе ее членов. Определяется двумя основными переменными — уровнем взаимной симпатии в межличностных отношениях и степенью привлекательности группы для ее членов.
Соц. Социальная сплоченность -включает
- уровень единства ценностных ориентаций;
- уровень прочности межличностных взаимоотношений; и
- уровень согласованности поведения членов группы, общности или общества.
Соц.психология. КЛИМАТ- качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Важнейшие признаки благоприятного социально-психологического климата: доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу.
Социально-психологический климат зависит от стиля руководства и организационной культуры.
Основные понятия социальной психологии. Особенности руководства и управления.
Социальная психология – это область психологии, изучающая психологические явления и закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные включением их в социальные группы, а так же психологические характеристик самих этих групп.
Объектом социальной психологии являются сообщества людей.
Социально-психологические факторы – это наблюдаемые.
Социально-психологические закономерности – объективно существующие устойчивые, периодически повторяющиеся, причинно-следственные зависимости социально-психических явлений.
Согласно положению социальной психологии, руководство – это совокупность процессов взаимодействия между начальником и подчиненными, методов морально-психологического воздействия на коллектив. Это повседневное влияние на людей, причем прежде всего не инструкциями и разносами, а высокой организованностью, принципиальностью, справедливостью.
Существует два направления в теории соц.психологии: 1) Руководитель не должен быть лидером; 2) Руководитель и лидер – одно и то же лицо.
Объединяет эти два понятия следующее:
1. Статус: Руководитель – социальный статус, лидер – эмоциональный статус.
2. Руководитель и лидер координируют членов группы.
3. Формулируют цели и задачи.
Различия:
1. Лидер выстраивает в группе эмоциональные отношения, а руководитель – официальные.
2. Лидер – это микросреда, а руководитель – элемент макросреды.
3. Лидер имеет недостаток информации, ограниченность способностей и возможностей, а руководитель – более постоянная фигура.
4. Руководитель имеет властные полномочия и санкции, а лидер – личностные инструменты влияния.
5. Решение задачи у руководителя – процесс принятия решения, который сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, необязательно коренящихся в этой группе.