Тема 2. Психические процессы

Психический процесс — это течение психического яв­ления, которое вызывается как внешними воздействиями, так и внутреннимираздражителями, идущими от орга­низма.

Все психические процессы подразделяют на:

Познавательные

Эмоциональные

волевые.

Центральное место в психике человека занимают Познавательные процессы: ощущение, восприятие, па­мять, мышление, внимание и воображение.

Ø Ощущение — это первейшая и простейшая форма чув­ственного познания. Благодаря ощущениям мы познаем отдельные стороны или свойства предметов и явлений (цвет, форму, запах, жажду, тяжесть и т.д.).

Типы ощущений:

• Внешние ощущения

• Внутренние ощущения

• Двигательные (кинестезические) ощущения

Ø Восприятие — это психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном их воздействии на органы чувств.

Виды восприятия: зрительное, слуховое, ося­зательное восприятие.

Ø Память-- это совокупность процессов запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек вос­принимал, делал или переживал.

Компоненты памяти:

Запоминание.

Сохранение.

Воспроизведение.

Забывание.

Виды памяти:

•Наглядно-образная

•Словесно-логическая

.

•Двигательная (моторная)

•Эмоциональная память

Памяти присуши следующие характеристики:объем, быстрота, точность и длительность.

Возможные расстройства памяти:

•Гиперфункция памяти — когда воспоминания вдруг ста­новятся живее и резче, детальнее обычного. Иногда гипер­функция памяти принимает форму навязчивьгх воспоми­наний.

•Амнезия — утрата способности сохранять или вос­производить имеющуюся информацию.

Ø МышлениеЭто психический процесс отражения ре­альности в ее наиболее существенных связях и отношениях, высшая форма творческой активности человека.

Виды мышления:

• Наглядно-действенное

• Наглядно-образное

• Абстрактно-логическое

Человеческое мышление тесно связано с речью.И речь, и мышление протекают на одной и той же основе, на основе языка, который можно рассматривать как знако­вую систему.

Язык служит средст­вом общения между людьми.

Речь ~ это словесный (вербальный) язык в действии.

Виды речи:

• Внутренняя речь

• Внешняя речь

Ø Воображение — это создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались челове­ком раньше.

Виды воображения:

• Непроизвольное (пассивное)

• Произвольное (активное)

•Фантазии

•Мечты

•Грезы

Ø Внимание — это активная направленность сознания на те или иные предметы и явления при одновременном отвлечении от всего остального.

Виды внимания:

•Непроизвольное внимание

•Произвольное внимание

•Послепроизвольное внимание

Свойства внимания:

• Избирательность внимания

• Устойчивость внимания

• Распределение внимания

• Объем внимания

• Переключаемость внимания

Все психические познавательные процессы (ощущения, восприятие, память, мышление, воображение и внима­ние) в своей совокупности представляют психическое яв­ление, которое называют интеллектом.

Эмоциональные процессы,как и все психические про­цессы, представляют собой отражение реальности, но толь­ко в виде ее оценки. Эта оценка проявляется в виде эмоционального переживания.

Наиболее распространенные эмоции:радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд и другие. Одни из них являются положительными, другие — отрицательными в зависимости от удовлетворенности или неудовлетворенности индивида.

В зависимостиот силыэмоциональных переживаний эмоции подразделяют на следующие виды;

• Настроения — слабо выраженные эмоциональные пе­реживания, отличающиеся значительной длительностью и слабым осознанием причин, их вызывающих (приподнятое, подавленное настроение и т.д.), настроение может выражаться как эмоциональное состояние (скука, печаль, тос­ка, страх или, напротив, увлеченность, радость, ликова­ние, восторг и т.д.).

• Аффекты — эмоциональные переживания большой силы с коротким периодом протекания, характеризую­щиеся нарушением волевого контроля. Аффекты связаны с нарушением волевого контроля: ярость, ужас, отчая­ние, и т.п. Сопровождается резкими выразительными движениями, криками, плачем.

• Страсти — сильные, глубокие, длительные и устой­чивые эмоциональные переживания с ярко выраженной направленностью на достижение цели. Например, страсть к театру, книгам, компьютеру и т.п., или же сильная любовь с преобладанием чувственного влечения.

• Чувства — в отличие от обычных эмоций (непо­средственных, временных переживаний) — это более слож­ные, устоявшиеся отношения. Это наиболее длительные и устойчивые эмоциональные переживания, имеющие четко выраженный предметный характер.

Волевые процессы— это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий, с мо­билизацией всех своих сил на достижение поставленных целей.

Психическое состояние — это относительно устойчивый в данное время уровень психической жизни. По своей ди­намичности психические состояния занимают промежу­точное место между психическими процессами и психи­ческими свойствами.

Психические состояния (душевный подъем, эйфория, отчуждение, усталость, бодрость, апатия, активность, агрес­сия, пассивность и др.) влияют на психические процессы, ускоряя или замедляя их протекание, а психические со­стояния выступают в качестве основы при формирова­нии психических свойств или качеств личности.

Психические состояния зависят от окружающей об­становки, физиологических факторов, времени, словес­ного воздействия и других условий.

Психические состояния классифицируют:

•В зависимости от продолжительности: кратковремен­ные и длительные.

•В зависимости от влияния на особенности поведения и деятельности личности: стенические (повышающие актив­ность) и астенические (понижающие активность).

•В зависимости от степени осознанности: состояния более или менее осознаваемые человеком.

Психические состояния каждого человека индивидуальны.

Можно выделить положительные и отри­цательные психические состояния разных людей.

Приме­ром положительных состояний являются психические состояния счастья, любви и др., отрицательных — трево­га, депривация, фрустрация, депрессия, агрессия и т.п.

Депривация — это состояние переживания относитель­ной лишённости, порождаемое несоответствием того, что человек имеет, и того, что по его мнению, он должен иметь. Де­привация часто сопровождается пониженным настрое­нием, депрессией, апатией, которые на короткое время могут сменяться эйфорией, раздражительностью.

Депрессия — это состояние психической подавленно­сти, тоски, отчаяния.

Апатия — состояние вялости, безразличия к окружаю­щему, отсутствие стремления к деятельности.

Эйфория — неадекватно повышенное веселое настроение, состояние благодушия и беспечности, несоответствующее объективным обстоятельствам.

Фрустрация — психическое состояние, возникающее в ответ на появления объективно и субъективно непреодо­лимых препятствий на пути удовлетворения потребностей, достижения целей, решения задач. Фрустрация — это кру­шение надежд, переживание неудачи. Эмоционально она может выражаться в гневе, досаде, отчаянии, чувстве вины. Фрустрация создает внутренние условия для апатии, де­прессии и агрессии.

Агрессия — запускается и поддерживается эмоциями, вхо­дящими в комплекс враждебности (гнев, отвращение, презрение). В состоянии агрессии человек готов причинить другому ущерб, оскорбить, победить, убить.

Стресс — это, прежде всего состояние психической на­пряженности, возникающее в ответ на сложные обстоя­тельства, на разнообразные экстремальные воздействия.

Наши рекомендации