Гиппокампо-неокортикальное взаимодействие в процессах памяти 7 страница
Обратимся к примеру, иллюстрирующему наиболее тяжелые формы нарушения конструктивной деятельности у больной А с массивным поражением лобных долей мозга ( )
Первый отличительный признак ее поведения заключается в том, что фаза предварительной ориентировки в условиях задачи здесь почти полностью выпадает ( } Больная повторяет инструкцию дословно, не заботясь о том, чтобы вывести требуемые промежуточные действия При выполнении задания она не начинает с осмотра кубиков и составления предположительной программы действии Она непосредственно начинает выкладывать кубики, иногда попностью игнорируя те условия, которые требуются для получения нужного результата, иногда же руководствуясь лишь непосредственным наглядным впечатлением, благодаря чему она учитывает только видимые стороны кубиков, игнорируя расцветку невидимых сю сторон Персеверация начатого действия часто приводит к тому, что кубики с одинаковым числом окрашенных в желтый цвет сторон продолжают укладываться в один ряд, причем этот ряд часто продолжается, что приводит к утере нужной формы куба Характерно, что больная, как правило, почти не включает свою речь ни для анализа материала, ни для планирования последующего действия Характерно, наконец, что больная обычно не сличает результатов своего действия с исходным заданием и удовлетворяется полученными результатами, не корригируя своих ошибок
Существенно, что развернутое обучение больной не приводит к формированию нужной структуры интеллектуального акта, и больная, с!едуюшая развернутым указаниям экспериментатора, оказывается не в состоянии самостоятельно выполнить эту сложную интеллектуальную деятельность
Можно с достаточным основанием утверждать, что трехфазная структура интеллектуального действия здесь полностью разрушена, что из всего строения действия выпадает составление программы, возникающее в норме на основе предварительной ориентировочно-исследовательской фазы действия, и что механизм сличения полученных результатов с исходной задачей, составляющей основу «акцептора действия», здесь грубо нарушен
Мы привели пример грубого распада интеллектуальной деятетьности при массивном поражении обеих лобных долей Существенным является тот факт, что и менее выраженные поражения лобных долей мозга вызывают сходные нарушения интеллектуальной деятельности, проявляющиеся в выпадении ориентировочно-исследовательской фазы действия, в нарушении составления программы, направляющей дальнейшее протекание действия и в значительной мере затрудняющей сличение полученных результатов с исходным намерением.
Несмотря на то что нарушения интеллектуальной деятельности, возникающие в этих случаях, носят гораздо более стертый характер, внимательный анализ показывает, что они относятся к той же группе и что в них отчетливо выступает невозможность выработать внутреннюю программу действия и подчинить ей отдельные операции. Именно в связи с этим решение задачи приобретает характер непосредственных проб и ошибок, примериваний случайно взятых элементов, и мы можем легко констатировать начальные проявления того распада структуры интеллектуальной деятельности, грубые формы которого мы только что описали.
Г.рлтклиф пространственное мышление, вращение в уме и правое полушарие
Хорошо известно, что показатели выполнения перцептивных и пространственных задач могут быть избирательно нарушены при поражениях правого полушария мозга Снижение показателей при выполнении этих заданий может объясняться нарушениями на уровне зрительного восприятия (D Kimura, 1963, Н Lansdell, 1968 и др ), памяти (В Milner, 1965 и др ), опенки пространственных отношений (Е De Renuetal, 1977, В Milner, 1965и др ), «манипулятив-но-пространственным» аспектом задачи (J E Le Doux et al, 1977), или односторонним пространственным игнорированием (WR Brain, 1941 и др ) Однако в литературе периодически встречается мнение о том, что может быть нарушен более высокий, абстрактный уровень анализа пространства Так, Т Лермит и О Треллес (1933) упоминают о «нарушениях пространственного мышления» в связи с конструктивной апраксией, О Зангвилл и его сотрудники (J McFie et а!, 1950 и др ) включают нарушения пространственного мышления и «концептуально-пространственной деятельности» в синдром зрительной агнозии, Д Коган (1960) описывает нарушения топографической ориентации, являющиеся у его пациентов следствием потери «чувства пространства»
Маловероятно, чтобы все эти авторы имели в виду один и тот же дефект, однако для объяснения этих явлении всеми ими применяется термин «расстройства пространственного мышления» (A L Benton et a/, 1974 и др ) ( ) Он предполагает, что пространственные расстройства, наблюдаемые при локальных поражениях мозга, могут иногда включать компонент, который не сводится к нарушениям оценки ими запоминания зрительного материала Высокоуровневый компонент этого рода может быть описан скорее как когнитивный, чем перцептивный, и любая информация о мозговых механизмах когнитивной обработки пространственной информации представляла бы значительный интерес
Хотя межполушарные различия в когнитивной переработке геометрической информации были показаны на материале больных, перенесших комис-суротомию (L Franco, R Sperry, 1977), прочие данные относятся преимущественно к анализу индивидуальных случаев с правополушарной локализацией поражения Однако дефекты этого высокого уровня переработки пространственной информации не могут быть строго связаны с правосторонними поражениями до тех пор, пока не будут получены статистически значимые различия между сравниваемыми группами больных с поражениями правого и левого полушарии Далее, используемое задание должно быть таким, чтобы снижение показателей
1 RatcliffG Spatial thought, mental rotation and the right hemisphere//Neuropsychologia 1979 V 17 № 1
не могло быть сводимым к нарушениям восприятия, памяти или исполнительного звена (как, например, в том случае, когда используется конструирование) Эти требования, как правило, не соблюдаются Хотя нарушения способности выполнять «обратимые пространственные операции на уровне «мышления» были описаны в связи с другими симптомами теменных поражений Н Буттерсом и его коллегами (N Butters, M Barton, 1970 и др ), их право- и псвопо-лушарные группы больных не различались статистически значимо в том случае, если они были уравнены по предполагаемой тяжести поражения (N Butters et a/, 1970)
В данной работе делается попытка выявить специфический вклад правого полушария в одну из форм пространственного мышления при помощи методики, удовлетворяющей вышеописанному критерию Больные с очаговыми поражениями мозга должны были находить правую и левую руку на схематических рисунках человечков в двух эквивалентных экспериментальных условиях, различавшихся только расположением человечков (прямым или перевернутым) Переориентация в уме предполагалась в качестве необходимого условия для определения правой — левой стороны на рисунке перевернутых человечков Было предположено, что больные с правосторонними поражениями будут избирательно иметь нарушения при выполнении этого варианта теста ( )
Группа с задними поражениями была разделена на левостороннюю заднюю (п=19), правую заднюю (л= 18) и двустороннюю заднюю (п= 11) Оставшиеся одиннадцать испытуемых — «не задняя» группа — имели поражения, не затрагивающие задние отделы мозга
От испытуемого требовалось в каждой попытке сказать, какая рука человека была обозначена черным диском В начале опыта испытуемому показывался человечек в положении А {но без обозначения правой и левой стороны) и его внимание обращалось на черты липа и пуговицы Ему сообщачось, что во время тестирования ему будут показаны серии схематических рисунков человечков, человечек может располагаться лицом (в этом случае черты лица и пуговицы будут видны) или спиной к нему (в этом случае ни черт лица, ни пуговиц видно не будет), и что человечек может как стоять прямо, так и быть перевернутым вниз головой Испытуемому далее сообщалось, что одна из рук фигуры будет отмечена черным диском, и что его задача будет заключаться в том, чтобы сказать «правая» или «левая», как только он поймет, какая именно рука отмечена Давались две тренировочные попытки, при этом ошибки не корригировались экспериментатором, условие задания объяснялось снова, если это было необходимо
Чтобы установить, что испытуемые верно упот ребляли слова «правое» и «левое», были предприняты 24 дополнитеттьных опыта в которых стимулами являлись простые пары кружков — один белый, другой черный, разделенные вертикальной чертой От испытуемого требовалось сказать «справа» или «слева», в зависимости от того, с какой стороны располагался черный кружок Двенадцать таких проб давались до основной серии опытов и двенадцать — после
Только четверо испытуемых (двое с задними левосторонними поражениями и двое с задними правосторонними поражениями) имели ошибки при простой оценке правой или левой стороны, и во всех лучаях эти ошибки спонтанно и быстро корригировались перед следующей попыткой. Ни один из испытуемых не сделал более двух ошибок. (, ,)
При предъявлении перевернутых стимулов группа больных с правосторонними задними поражениями имела большее число ошибок, чем контрольная группа, группа больных с задними левосторонними поражениями и группа с «не задними» поражениями Других различий между группами больных обнаружено не было,
Выявленные в этом исследовании нарушения переориентации стимулов в уме, связанные преимущественно с задними правосторонними поражениями, не могут быть объяснены за счет дефектов зрительного восприятия или памяти. Если бы группа больных с задними правосторонними поражениями не могла различать местоположение в пространстве черного и белого кругов, обозначающих руки человечков, или же страдала от грубого левостороннего игнорирования, то нарушения, вероятно, имели бы место как при вертикальном, так и при перевернутом предъявлении стимулов. В эксперименте прямо не использовалась загрузка памяти, и ответ, требовавшийся от испытуемых, будучи вербальным, не был в достаточной степени затрудненным, чтобы существенно влиять на показатели деятельности Если ы дефекты, лежащие в основе этих нарушении, являлись какой-либо формой нарушения ориентировки в правом—левом, то в этом случае можно было бы также предполагать, что испытуемые имели бы нарушения в обоих вариантах теста, а также то, что больные с задними поражениями левого полушария имели бы большую степень дефекта, чем больные с поражениями задних отделов правого полушария. Разумеется, сниженные показатели группы больных с задними левосторонними поражениями для вертикального положения могут быть отражением некоторого негрубого нарушения ориентировки в правом—левом, поскольку задание в этом случае является аналогичным некоторым клиническим и экспериментальным тестам, направленным на исследование этой способности (A.L.Benton, I959; M.Crttchley, 1953).
Если перечисленные положения верны, то результаты подтверждают предположение, основанное на клиническом материале (N.Butters el al., 1970; V.Mayer, 1954 и др.) и экспериментальных работах, проведенных на здоровых испытуемых (G.Cohen, 1975; R.L.Taylor, 1972), о том, что правое полушарие специфическим образом участвует в решении задач на вращение в уме и, следовательно, в одной из форм пространственного мышления.
П. Мил и ер повреждения лобных долей мозга у человека
Б.Милнср (1963) на большой группе испытуемых четко показала, что «лобные» больные очень плохо выполняют задачу классификации карточек, предложенную Грантом и Бергом. В этой задаче перед испытуемым раскладывают четыре карточки, на которых изображены: один красный треугольник, две зеленые звездочки, три желтых крестика и четыре голубых кружка. Затем испытуемому дают пачку из 128 карточек, которые нужно разложить на кучки под образцами. На карточках, имеющихся в пачке, находятся те же изображения, но отличающиеся по цвету, форме или числу. Например, там может находиться карточка с двумя красными крестами, которая будет похожа на первый образец по цвету, на второй — по числу и на третий — по форме. Если испытуемый поместит эту карточку под первым образцом, экспериментатор говорит ^правильно» в случае, если классификация должна производиться по цвету; испытуемый должен понять, что все остальные карточки следует разложить по цвету, не обращая внимания на другие особенности. После того как 10 последовательных карточек раскладываются правильно без предупреждения, принцип классификации меняется: теперь карточки нужно раскладывать по форме. Если испытуемый продолжает раскладывать карточки по цвету, ему говорят «неправильно», и он должен открыть новый принцип классификации. Снова после 10 правильно разложенных карточек без предупреждения производится переход к классификации по числу. Последовательная смена трех принципов классификации вновь повторяется. Испытуемый продолжает раскладывание карточек, пока он дважды не разложит по 10 карточек правильно во всех категориях или пока у него не кончатся карточки.
У больных с односторонним повреждением дорсо-латсральной области лобной доли («латерально~лоб-ные») обнаруживались значительные нарушения в этом тесте. Обычно они обучались первому принципу классификации (хотя у некоторых проявлялось исходное предпочтение одного из принципов, которое они никогда не могли преодолеть), но затем лишь с большим трудом совершали переход ко второму принципу
' Милнер П. Физиологическая психология. М.: Мир, 1973. С.523—525.
или вообще не могли этого сделать. Они делали больше персеверативных ошибок (выбор карточек, который был бы правильным, если бы принцип не изменился) и осуществляли меньше переходов с категории на категорию, чем контрольная группа больных с повреждениями задних отделов коры. Удивительно, что больные с орбитально-лобными повреждениями не отличались по выполнению задачи от контрольной группы. «Лобные» больные вообще способны были решить эту задачу по уровню интеллекта; многие из них указывали вначале, что карточки можно рассортировать по форме, цвету или числу элементов, но как только они фиксировали внимание на одном из возможных решений, казалось, что они забывали о возможности какого-либо другого решения. (...)
Б.Милнер (1964) обнаружила неожиданно резко выраженные нарушения у «лобных» больных в тесте на прохождение «контактного лабиринта», которые были выражены значительно сильнее, чем у всех остальных групп с повреждениями коры, за исключением больных с тяжелыми расстройствами памяти, возникающими при двусторонних повреждениях медиальной части височной доли. При исследовании выяснилось, что по характеру ошибок «лобные» больные отличались от всех остальных. Вместо того чтобы вернуться к предыдущей точке лабиринта, если они сделали ошибку, они продолжали двигаться вперед, или проходили лабиринт по диагонали (в нарушение правил), или повторяли тот же путь. Они знали, что этого нельзя делать, но, по-видимому, были не способны регулировать свои импульсивные действия.
Возможно, что «лобные» больные удерживают единственную цель — достичь конца лабиринта и испытывают затруднения при подавлении этой цели, когда она вступает в конфликт с системой других требований, подобных правилам, установленным в тесте. Когда для больных с различными повреждениями мозга было подсчитано число «нарушений правил», обнаружилось, что «лобные» больные совершают их значительно больше, чем любая другая группа.
Эти данные подтверждают прежние наблюдения, согласно которым «лобные» больные испытывают затруднения при необходимости изменить свое поведение, если оно перестало соответствовать обстоятельствам. Как и у многих животных с повреждениями лобных долей, влияние внешней мотивации оказывается ослабленным или. говоря более точно, в случаях, когда следует учесть несколько конфликтных видов мотивации, больные испытывают затруднения при переключении от одной к другой.
С. В ейнштейн нарушения комплексных способностей при односторонних мозговых поражениях
Изучались эффекты воздействия мозговых поражений на способность различения размеров трехмерных фигур у 58 испытуемых с ранениями мозга и 20 контрольных испытуемых без мозговых ранений (S.Weinstein, 1962). Задачей испытуемого было ощупать деревянный куб и затем попытаться найти куб того же размера среди набора кубов. Удивительна, что группа больных с односторонними поражениями правого полушария в среднем имела большее число ошибок, чем группа больных с левосторонними поражениями и контрольная группа. Показатели контрольной группы и группы больных с левосторонними поражениями статистически не различались. Можно было бы думать, что дефект, наблюдаемый в группе больных с поражение *и правого полушария, просто отражает большее число больных с поражениями теменной области в данной группе. Однако это было не так: теменное поражение имели около трети больных с правосторонними и около трети больных с левосторонними поражениями.
Для того чтобы исключить некоторые сенсорные факторы, которые могли бы обусловливать эти нарушения, мы рассмотрели показатели тех испытуемых, у которых различение размеров было статистически значимо снижено, в зависимости как от стороны поражения, так и от состояния чувствительности Руки. При сравнении индивидуумов с односторонними поражениями правого и левого полушария мы получили статистически значимые различия по показателям 5(2: 11 из 19 больных с правосторонними поражениями показали нарушения восприятия размера, в то время как этот дефект имели только 4 из 23 человек с поражениями левого полушария. Поскольку нас интересовало взаимоотношение между фактором поражения правого полушария и наличием дефектов различения двух прикосновений, мы сравнили группу испытуемых с поражениями правого полушария с этим сенсорным дефектом и группу испытуемых с поражениями левого полушария, имевших аналогичный дефект. Значения %2 были достоверными. Все 6 больных с правосторонними поражениями и нарушениями различения двух прикосновений имели дефекты оценки размеров; и только 1 из 5 человек с левосторонними поражениями и с дефектами различения двух прикосновений имел этот дефект. (...)
Очевидно, что для возникновения нарушений тактильного различения размеров при поражениях мозга существенны два фактора: поражение правого полушария и дефекты различения двух прикосновений.
Поражения правого полушария не приводят к нарушениям всех аспектов тактильного восприятия. Вейнштейн и др. (1958) использовали тест на различение текстуры, аналогичный по процедуре тесту на, различение размеров трехмерных фигур. Несмотря на сходство тестов, исследование различения размеров показало отчетливую зависимость величины дефекта от стороны поражения, однако исследование различения текстуры этой зависимости не выявило.
Удивительные различия между результатами выполнения этих двух тестов, один из которых показывает, а другой не выявляет дифференциального эффекта стороны поражения, могут отражать различия между собственно тактильными и пространственными параметрами восприятия.
1 Weinstein S. Functional cerebral assymetry // Kinsbourne M. (ed.). Assymetrical function of the brain. Cambridge, 1978.
РАЗДЕЛ 7
НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ РЕЧИ
А.Р.Лурия о двух основных классах афазических нарушений речи1
1. проблема
Известно, что речь является формой общения, при которой мысль использует коды языка.
Еще со времени Ф. дс Соссюра (1922) и затем Р.Якобсона (1972) в языке различались две составные части, без учета которых нельзя понять основные классы афазий.
Первая из них заключалась в системе иерархически построенных кодов, с помощью которых используемые в языке звуки вводились в систему определенных фонематических противопоставлений, а обозначающее предметы слово вводилось в систему понятий. Этот класс явлений языка обозначался упомянутыми авторами как парадигматический.
Вторая составная часть языка имела другую природу. Он т связывала элементы речи в плавное высказывание, -оторое опиралось на ряд синтаксических средств, соотносящих подлежащее со сказуемым, а оба этих члена предложения — с дополнениями. Этот класс явлений языка, необходимый для плавной речи, обозначался в языкознании как синтагматический.
За последние десятилетия психолингвистика сделала серьезные шаги для уточнения обоих классов явлений.
С одной стороны, было доказано, что слово имеет сложное психологическое строение, что оно не только включает в свой состав обозначение определенного предмета («предметную отнесенность»), но и выполняет функцию анализа и обобщения обозначаемого им предмета, вводит его в сложную систему отношений, которые и составляют подлинное «значение» слова, и что это значение слова развивается в онтогенезе, меняя как свою познавательную структуру, так и свой психологический состав (Л.С.Выготский, 1934).
С другой стороны, было показано, что и усвоение синтаксического строения высказывания представляет собой гораздо более сложный процесс, чем это предполагалось ранее. Современная психолингвистика (Н.Хомский, 1957, 1965, 1972; Мак Нил, 1966; Т.Бивер, 1970, 1972; и др.) показала, что быстрое усвоение синтаксических форм, которое отличает развитие речи в онтогенезе, может быть объяснено только тем, что в их основе лежат некоторые общие правила, которые составляют «глубинные структуры» языка и которые сразу же усваиваются ребенком, и что именно эти «универсалии» (дающие основу для формирования интуитивного «чувства языка», или «competence») лишь затем переводятся в развернутые формы грамматически построенного высказывания, различные для разных языков и составляющие процесс реальной речевой деятельности («performance»).
1 Проблемы афазии и восстановительного обучения / Под ред. Л.С.Цветковой. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. С.5-15.
Возникает вопрос: какова же психологическая и
психофизиологическая природа этих обеих основных составных частей речевого процесса? Осуществляются ли они с помощью одних и тех же механизмов мозга или же каждая из них опирается на разные функциональные системы головного мозга, совместная работа которых только и может обеспечить использование двух упомянутых выше сторон языка в реальном речевом процессе?
Но на этот вопрос ни в психологии, ни в психолингвистике еще нет достаточно полного ответа. Поэтому каждое наблюдение, позволяющее сделать вывод о нераздельности или обособленности мозговых механизмов, лежаших в основе этих двух основных сторон речевой деятельности, может иметь важное значение.
К решению этого вопроса и должна быть привлечена нейропсихология— особая ветвь науки, изучающая изменение сложных форм психической деятельности при локальных поражениях мозга, и та специальная часть нейропсихологии, которая за последнее время стала оформляться как пограничная область между психологией, неврологией и языкознанием и которая была названа нейролинг-вистикой (А.Р.Лурия, 1947, 1967, 1973 и др.),
Эта область знания исходит из тщательного анализа тех основных форм нарушения речи (афазий), которые возникают при локальных поражениях мозга, и на основе этого анализа делает выводы о факторах, которые входят в состав речевой деятельности, и о роли, которую играют различные системы коры головного мозга человека в обеспечении речевых процессов.
Мы используем данные наблюдений для ответа на поставленные выше вопросы, ссылаясь на материалы, которые были опубликованы нами в других сообщениях (А.Р.Лурия, 1964, 1967, 1969).
2. основные функциональные системы коры головного мозга
Если исключить анализ глубинных мозговых структур и верхних отделов мозгового ствола, которые играют основную роль в обеспечении тонуса коры, необходимого для его работы (Г.Мэгун, 1965; Е.Д.Хамская, 1972), можно с полным основанием утверждать, что существуют две совершенно раздельные системы коры головного мозга, каждая из которых имеет свою специальную функциональную характеристику.
Первая из них связана с работой задних (темен-но-затылочно-височных) отделов мозговой коры и обеспечивает функцию приема, переработки и хранения поступающей извне информации. Эти отделы коры с полным основанием обозначаются как гностические зоны.
Вторая из них связана с работой передних (премо-торных и лобных) отделов коры и обеспечивает функцию формирования намерений, планов и программ поведения, сличения эффекта действия с исходным намерением и регуляции протекающей деятельности. Эти отделы коры можно в противоположность предыдущим условно обозначить как динамические зоны.
Обе упомянутые нами системы мозговой коры имеют неодинаковое морфологическое строение (Г И Поляков. 1969) и неодинаковую модальную специфичность (А Р Лурия, 1969, 1973)
Задние отделы мозговой коры характеризуются наличием поперечно расположенных слоев нервных клеток, причем в наиболее простых (первичных) отделах коры преобладают клетки четвертого рецепторного слоя, к которому доходят волокна от периферических анализаторов, в то время как более сложные (вторичные и третичные) отделы коры характеризуются преобладанием второго и третьего слоев кчеток с короткими аксонами, которые несут связующую, ассоциативную функцию и обеспечивают наиболее сложные процессы анализа и синтеза поступающей в кору информации В этом и состоит принцип иерархического строения всех основных зон коры головного мозга (А Р Лурия, 1969, 1973) Одновременно отдельные области, входящие в задние (гностические) отдечы коры, отличаются друг от яруга модальной специфичностью затылочные отлеты коры являются центральной частью зрительного анализатора, височные — центральной частью слухового анализатора, постцентральные — центральной частью кожно-кинестетического анализатора, причем каждая из них обеспечивает соответствующую (модально-специфическую) форму анализа и синтеза доходящей до человека информации Только третичные зоны коры (расположенные s пределах височно-темен-но-затычочнои области, или области, обозначаемой как ТРО), особенно мощно развитые у человека, объединяют упомянутые выше модально-специфические зоны коры и часто обозначаются как «зоны перекрытия» корковых отделов различных анализаторов По своему функциональному значению они обеспечивают наиболее высокие формы синтетической деятельности, объединяя последовательно поступающие раздражения в одновременные, «симультанные» синтезы, которые и создают основание для кодирования поступающих в мозг элементов в сложнейшие системы кодов (АРЛурия, 1963. 1969, 1973)
Совершенно иными морфофизиологическими особенностями отличаются передние отделы мозговой коры
По своему строению они характеризуются «вертикальной исчерченностью», характерной для двигательной коры (Г И Поляков, 1969), и не имеют модально-специфического характера Так же как и задние отделы коры, они имеют иерархическое строение В первичных зонах передних отделов коры преобладает пятый (эффекторный) слои нервных клеток, аксоны которых идут на периферию, к передним рогам спинного мозга, а затем и к мышцам, обеспечивая реализацию двигательных импульсов Над ними надстроены вторичные и третичные зоны коры, в которых преобладают клетки верхних (второго и третьего) слоев коры, имеющие короткие аксоны и обеспечивающие связующую, ассоциативную функцию Первичные, двигательные зоны этой области имеют четкое соматотопическое строение (каждый их участок связан с определенной группой мышц, причем нижние участки связаны с мышцами пица, губ, языка, а верхние — с мышцами руки и ноги) С переходом от первичных ко вторичным зонам этой области такая связь с отдельными группами мышц уменьшается и в третичных зонах коры (префронтальнои области) совсем исчезает, поэтому лобные (прсфронтальные) зоны коры представляют собой такой же третичный аппарат, как и задние «зоны перекрытия», с той только разницей, что они имеют решающее значение для обеспечения сложнейших динамических синтезов человеческой деятельности — в создании планов и программ поведения и регуляции сложных видов сознательной деятельности (А Р Лурия, 1969, 1973, ЕДХомская, 1972)
К указанным основным принципам строения и работы функциональных систем мозговой коры следует, наконец, добавить тот факт, что оба полушария мозга у человека не являются равноценными у правшей левое (доминантное) полушарие имеет основное отношение к обеспечению работы ведущей (правой)руки и речевых процессов, в то время как правое полушарие играет лишь подчиненную роль, оставаясь не связанным с речевыми процессами и, по-видимому, имея прямое отношение лишь к непосредственным, не связанным с речью перцспторным процессам (Р Сперри и др, 1969, М Газзанига, 1970)
С этими основными данными мы и можем подойти к нашему основному вопросу — к анализу того, какую роль играют основные системы мозга в пара-дигматическс i и синтагматической ориентации речевой деятельности
3. нарушения парадигматических
основ речи при поражениях задних
отделов речевых зон
Задние отделы мозговой коры как мы Уже сказали, обеспечивают прием, переработку и хранение поступающей извне информации, причем задние отделы левого полушария создают основу для кодирования информации в парадигматические системы языка Хорошо известно, что система обобщении, в которую включаются звуки речи, создает фонематический и морфофонематическии строи позволяя человеку овладеть звуковой и морфологической основой языка Так же хорошо известно, что семантическая система дает возможность, включить значение слова в известные категории (наглядные — ситуационные или отвлеченные — категориальные) Нахождение нужного счова всегда связано с процессом выбора нужной фонемы из значительного числа звуковых альтернатив и с процессом выбора определенных значащих слов из большого числа тех связей и отношении, в которые вступает обозначаемый словом предмет