Методические основы организации психодиагностического процесса
В практике психологической диагностики зачастую используются упрощенные алгоритмы исследования типа: "методика→интерпретация→рекомендации". Во всяком случае, именно на использование такой стратегии исследования ориентирует подавляющее большинство современных пособий и книг, ориентированных специально на применение практическими психологами. Собственно вряд ли есть необходимость перечислять их здесь.
Иногда такая процедура действительно экономит личное время самого специалиста, и, быть может, оправдана объемом поставленных перед психологом задач, но чаще всего эта упрощенность - лишь свидетельство низкой квалификации практического психолога или его недобросовестности. В то же время, как в медицине, логопедии, так и в психологической практике существуют приемы для ориентировочного диагностического исследования с относительно постоянным инструментально-технологическим набором (экспресс-диагностические методики и приемы). Полная же схема процесса распознавания текущего состояния и происходящего в психике более сложна и циклична, она представляет собой разветвленный алгоритм.
В случаях, когда тот или иной процесс отличается особой сложностью, появляется необходимость четкого определения технологии его выполнения и неукоснительного следования ей. «Технология»- совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов и собственно сами эти процессы. При организации психодиагностического процесса в некоторых ситуациях роль технологии особенно возрастает. Прежде всего, это касается массовых обследований и обследований, предусматривающих применение большого числа методик, а также при организации диагностики с детьми. Такие обстоятельства требуют соблюдения психодиагностической технологии, поскольку технологичность определяет диагностический сценарий и обеспечивает качество установления психологического диагноза.
«Психодиагностическая технология» - это система знаний о способах и средствах получения психологического диагноза, и сам процесс его установления.
Таким образом, психодиагностическая технология описывает в деталях последовательность этапов психодиагностики. Она полностью опирается на опыт, накопленный исследовательской психологией, в соответствии с этим в этапы психодиагностического процесса вносятся существенные дополнения.
1. Этап изучения запроса дополняется тем, что обозначаемая заказчиком проблема соотносится с теми данными, которые накоплены научной и прикладной психологией, по выявлению различных вариаций ее проявления и причин возникновения. Кроме того, на этом этапе предполагается произведение оценки проблемной ситуации на уровне здравого смысла, экспертного анализа. Это может достигаться путем опроса лиц, имеющих прямое и косвенное отношение к проблемной ситуации, собеседования с теми, кто столкнулся с ее негативным влиянием, то есть теми, кто может исполнить роль эксперта. Предварительную оценку проблемной ситуации завершает контент-анализ, статистическая обработка результатов опроса экспертов и концептуальный анализ. Это позволяет определить подлинное «лицо» проблемы, которое зачастую не совпадает с тем, что представляется заказчиком в качестве проблемы.
2. Постановка цели в соответствии с выявленными проблемами.
3. Формирование диагностических задач, детализирующих и операционализирующих цели диагностики.
4. Выбор диагностических средств, исходя из целей, задач, объекта и предмета исследования, ограничений по времени, по ресурсам.
В случаях, когда требуемых диагностических средств не оказывается в наличии, предусматривается этап конструирования собственных вариантов методики или комплекса исследовательских методик.
5. Построение детализированного сценария диагностического обследования, включая проведение процедур сбора информации, обработки полученных данных, выдачи рекомендаций (с определением вида их предоставления).
6. Проведение обследований.
7. Обработка полученных данных. При этом могут использоваться простейший количественный анализ, статистическая обработка данных или комбинированное применение обоих видов анализа.
Простейший количественный анализ предусматривает подсчет средних значений с выявлением общих тенденций. При групповом исследовании возможно использование сравнительного анализа изучаемых характеристик у членов группы с учетом факторов, оказывающих на них существенное влияние:
- возраста;
- пола;
- образовательного и культурного уровня;
- социально-экономических условий жизни и деятельности;
- воспитательных условий и других особенностей.
Статистическая обработка данных обычно производится в целях выявления скрытых тенденций, определения влияния факторов, которые изучаются попутно и учет их не предусматривается целями исследования, хотя они более сильно провоцируют проблему и увеличивают мощность ее проявления. Помимо этого статистическая обработка данных, производимая посредством корреляционного анализа, установления дисперсии, факторного, кластерного, латентно-структурного анализов и многомерного шкалирования, позволяет:
· уменьшить количество анализируемых переменных;
· представить информацию в наглядном виде;
· выявить скрытые тенденции диагностируемого феномена.
8. Интерпретация полученных данных в категориях, доступных адресату их получения, то есть заказчику.
Интерпретация – это совокупность значений (смыслов), придаваемых определенным способом различным данным (теориям, символам, формулам, выражениям…); то есть придание содержательного смысла полученным результатам. Интепретация выполняет несколько функций:
1) производит сопоставление описываемых концепций с описываемыми ими фрагментами реального мира;
2) выступает основанием для разработки практических рекомендаций;
3) позволяет определить возможные способы воздействия на изученное явление посредством оказания влияния на доступные, связанные с ним феномены.
Интепретация основывается на исходных данных, в которых различают два уровня:
1. Содержательный – совокупность экспериментальных объектов (членов группы) рассматриваемых вместе с интересующими исследователя отношениями между ними (их межличностными отношениями). По сути, эмпирическая система с отношениями – это модель реальности, где каждый объект – носитель интересующих явлений, свойств, отношений.
Неинтересующие отношения, свойства принимаются за второстепенные, несущественные и не подвергаются измерению, то есть игнорируются.
2. Формальный – отражает совокупность результатов измерения.
В ходе измерения каждому опытному объекту приписывается формальный (математический) символ. Таким образом, эмпирическая система трансформируется в математические символы посредством измерения. То есть, определенным психическим свойствам, признакам и отношениям присваиваются математические числа. Обычно в качестве исходных определяются данные содержательного уровня.
При интерпретации первичных данных применяется два принципа:
а) принцип согласованной интепретации – истолкование результатов применения математического метода необходимо согласовывать с интепретацией исходных;
б) принцип дополнения формализма – при условии не отражения содержательных соображений в интепретации исходных данных их следует отразить при интепретации результатов применения метода.
9. Выдача рекомендаций по возможности профилактики возможной проблемы, коррекции вызванных проблемой нарушений, развития тех или иных психических и личностных особенностей, терапии, а также приемлемых форм их осуществления.
Наиболее полно модель психодиагностической технологии представлена Л.Ф. Чупровым.
В психологической практике вся диагностическая работа состоит из трех компонентов: работы с запросом, собственно технологии объективного исследования (с использованием приемов добывания и фиксирования данных, их обработки, описанных выше) и работы с ответом.
2.1. Работа с запросами
Запрос. Основанием для начала диагностического исследования служит запрос. Он состоит из формальной части, которая предлагается психологу в письменном виде (или фиксируется специалистом со слов обратившегося к нему клиента). Это может быть направление, написанное лицом - инициатором запроса (администратор учреждения, учитель, родитель, воспитатель) в свободной форме текста с указанием цели направления и поставленных на разрешение вопросов. Запрос из правоохранительных органов (суд, прокуратура, отделы следствия и дознания) имеет специальную форму обращения к специалисту-психологу, именуемую "Постановление", "Решение", и сопровождается необходимыми для анализа данными. В психолого-медико-педагогическую консультацию (комиссию) в качестве сопровождения к запросу прилагаются сведения по академической успеваемости, продукты учебной (письменные работы) и внеучебной (рисунки, поделки и т. п.) деятельности. Характеристика на учащегося (или направляемого субъекта не школьного возраста) является обязательным минимумом сопроводительных документов.
Собственно говоря, то, что в практической психологии называется "запрос", в медицинской практике - "жалобы больного" и "субъективная картина болезни". Как раз существо собственно запроса к психологу и составляет эта самая субъективная часть. Рассмотрим процесс психодиагностического исследования, представленного на рис. 2, поэтапно.
(1) Начальный этап - предварительное ознакомление с содержанием запроса. Это беседа с инициатором запроса и ознакомление с содержанием представленных в сопровождении данных. Более основательное исследование потребует дополнительного времени на соответствующем этапе.
(2) Анализ (квалификация) запроса и заключение контракта. В чем собственно особенность этого этапа? Первое. Запрос может быть не по адресу психолога. Уже на этапе предварительного ознакомления с содержанием запроса возможно определить является ли запрос психологической проблемой, проблемой лежащей вне его компетенции и квалификационных возможностей. Это может быть проблема самого инициатора запроса или третьего лица. Психологу следует помнить одно из замечаний польского психиатра и психотерапевта А. Кемпинского, высказанного им в отношении детской психиатрии: "... в детской психиатрии не всегда ребенок, проявляющий невротические нарушения или трудности поведения, требует опеки и психиатрического лечения, а его родители. К психиатру попадает наиболее слабый член семейной группы, а не тот, который наиболее сильно невротическим способом действует на остальных" [6, C. 248]. Аналогичные ситуации могут быть и в школьной практике, и в системе общественного воспитания.
Важным моментом при получении запроса является заключении контракта. Суть этой процедуры сводится к тому, что психолог четко определяет в каком объеме, в какой плоскости и как он будет решать поставленные задачи. Оговаривается круг вопросов на которые он будет отвечать и какие из них не находятся в его компетенции, какой объем сведений в интересах ребенка (или взрослого субъекта) он оставляет не раскрываемым. Просто полное "психологическое досье" на ребенка педагогу не к чему. При взаимодействии с правоохранительными органами, если потребуется - психологу-эксперту будет направлен дополнительный запрос.
На этом этапе работа с запросом заканчивается. Ели в ходе диагностической работы возникает потребность в верификации, т. е. повторной проверки его правильности и истинности - возможен возврат на этот этап диагностического процесса. В исследовании, где предполагается выход за границы прикладной педагогической психологии, например, в работе психолого-медико-педагогических консультаций (комиссий) и в судебно-психологической экспертной практике непосредственному использованию методик экспериментально-психологического обследования предшествует этап сбора анамнестических данных. Это анамнез личной истории развития, соответствующий медицинскому ("anamnesis vitae" - "анамнез жизни") и анамнез динамики состояния (по аналогии "anamnesis morbi" - "анамнез болезни" в клинической практике). Эта информация может быть получена как от самого совершеннолетнего и дееспособного субъекта, которому предстоит в дальнейшем объективное исследование, от родственников или лиц хорошо знающих его. Именно на этом этапе в голове практического психолога рождается частный алгоритм взаимодействия с обследуемым субъектом в плане боле углубленного зондирования его проблемы наборами из экспериментально-психологических методик, диагностических батарей, анкет и вопросников.
(3) Этапу собственно диагностической работы предшествует установление рабочего контакта с самим обследуемым. Необходимо посредством наблюдения, или еще в процессе беседы определить, как обследуемый ориентирован в пространстве и времени, каково его отношение к процедуре исследования, способен ли он работать на максимуме его сил, понимает ли он инструкцию и какой степени сложности, как следует инструкции. Понимает ли он поставленную перед ним задачу. Уже на этом этапе могут быть получены ценные для предварительных выводов данные об испытуемом в ходе непосредственного наблюдения за его поведением, речевой активности, мимики, жестами и т.п. Опытный психолог может на этом этапе простую беседу о круге общих представлений и интересов обследуемого перевести в рамки клинической беседы, проективного интервью и тем самым плавно перейти к следующему этапу - собственно диагностическому исследованию.
2.2. Собственно экспериментально-диагностическая работа
Эта часть исследования субъекта психологом имеет в клинической практике определение "status praesens" - "состояние в настоящее время", выявляемое и фиксируемое приемами и техниками объективного исследования.
(4) Собственно диагностическое исследование. Особенностью этого этапа является то, что использование психологических методик диагностики, их подбор продиктованы требованиями диагностического алгоритма. Порядок же их использования - текущим состоянием обследуемого. У детей целесообразно начинать с применения более красочных и легких для восприятия методик. В случае выявления первых признаков утомления испытуемого обследование следует прекратить и перенести на другой день.
Деятельность психолога на этом этапе не пассивна. Он не только контролирует правильность выполнения задания, фиксирует промежуточные итоги, но и наблюдает за обследуемым субъектом. В ходе такого наблюдения психологическая картина происходящего пополняется данными о стратегии и способе выполнения задания, восприимчивости к помощи, умении находить и исправлять допущенные ошибки. При хорошем темпе работы обследуемого, его заинтересованностью процедурой этот этап может плавно переходить в следующий. В ситуациях аппаратного (компьютерного) исследования или когда необходимо исключить фактор первого впечатления об обследуемом субъекте (в патопсихологическом исследовании, в судебно-психологической экспертизе) - это отдельный этап с четко очерченной границей. В большинстве же случаев процесс переходит на следующий этап, пятый.
(5) Интерпретация данных и первичное психологическое заключение. В большинстве методик и проб, особенно в патопсихологическом инструментарии, интерпретация и первичное психологическое заключение рождается уже в ходе четвертого этапа.
"Психологическое заключение - краткая психологическая характеристика состояния развития ребенка на период обследования на основе данных объективного квалифицированного психодиагностического исследования" (Л.И. Переслени, Е.М. Мастюкова, Л.Ф. Чупров, 1990).
Психологическое заключение преследует две цели:
1. Выполняет свои диагностические функции о состоянии, уровне и особенностях психического развития ребенка на период обследования;
2. Является самостоятельным диагностическим заключением психолога.
Как бы ни был привлекателен термин "психологический диагноз", но прямое (широкое) использование его в психологической практике не совсем корректно. За термином "диагноз" стоит определенный клинический контекст, стереотип восприятия, а как бы ни было квалифицировано, проведено исследование психологом, до уровня врачебного диагноза его результаты не поднимаются. Аналогичная ситуация имеет место в логопедии, где учитель-логопед также занимается диагностикой, формулируя "речевое заключение", но не ставит "диагноза" и не делает из этого трагедии.
Варианты психологического заключения: первичное (предварительное) и итоговое определены по аналогии с медицинскими понятиями предварительного и уточненного диагноза. На данном этапе формулируется только первичное психологическое заключение. После пятого этапа возможны три варианта направления исследования: на верификацию запроса, на дифференциальную диагностику или на итоговое психологическое заключение.
(6) При первом варианте итога пятого этапа могут иметь место переадресовка запроса или его повторный анализ с возвращением на первый этап диагностического процесса. Такая процедура называется верификация запроса.
(7) При втором варианте разрешения пятого этапа обследования наступает этап дифференциальной диагностики, устанавливающий отличия данного случая от какого-то другого состояния, сходного по психологическим (клинико-психологическим, психолого-педагогическим, социально-психологическим) проявлениям. В этом случае обязательно следует анализ дополнительных данных (педагогических, клинических, социологических и т.п.) к тому, что уже получено самим психологом, и переход исследования либо на этап верификации запроса, либо на итоговое психологическое заключение.
(8) Итоговое психологическое заключение - это завершение полного психолого-клинико-педагогического исследования ребенка (субъекта) - является либо конечным этапом диагностического процесса деятельности практического психолога с учетом анализа и сопоставления всей совокупности, имеющихся данных о ребенке, либо только составной частью общего заключения - "диагноза" (в случае, когда психологическое исследование проведено для уточнения клинико-психологической структуры нарушения). Диагноз выставляется врачом при совместном обсуждении полученных результатов с психологом.
На этом собственно диагностическая работа психолога, как искусство объективного исследования психики субъекта, завершается, а сам психодиагностический процесс переходит в свою заключительную фазу. Начинается работа с ответом.
2.3. Работа с ответом
После выставления диагноза (или итогового психологического заключения) формулируется предварительный ответ. В ряде случаев этого бывает вполне достаточно для ответа на поставленный вопрос перед психологом. В других - происходит переход на этап подготовки полного подробного (итогового) ответа на запрос через этапы разработки рекомендаций и определение прогноза развития (динамики состояния). Ответ, что был подготовлен в процессе конкретного обследования, в определенной степени относителен и фиксирует психологическую реальность лишь на день проведения исследования. Изменившиеся социальные и педагогические условия в большинстве случаев выявят необходимость формулирования ответа уже с учетом этих изменившихся обстоятельств.
(9) Разработка рекомендаций по основным направлениям работы с ребенком (клиентом, обследуемым) осуществляется на основе совокупности данных, полученных в результате его всестороннего психологического (или комплексного психолого-клинико-педагогического) исследования. На этом этапе в качестве приоритетных моментов выступают уровень теоретической подготовки специалиста-психолога, умение его ориентироваться в смежных областях деятельности. Без этого просто будет трудно осуществлять плодотворный контакт психолога с его смежником (учителем, врачом, администратором и т.п.) и родителями для выработки совместных путей коррекционного воздействия.
Вопрос разработки рекомендаций теснейшим образом связан с проблемой психологической типологии патологических, функциональных состояний и нарушений в развитии. К сожалению, этот вопрос, не столь существенный для экспериментальной и теоретической психологии, является центральным как раз в практической психологии.
Обязательной составной частью работы с ответом по разработке рекомендаций является этап прогноза.
(10) Прогноз, согласно Л. С. Выготскому, - это "умение предсказать на основе всех проделанных до сих пор этапов исследования путь и характер детского развития". По Л. С. Выготскому, содержание прогноза и диагноза совпадает, но прогноз строится на умении настолько понять "внутреннюю логику самодвижения процесса развития, что на основе прошлого и настоящего намечает путь развития". Рекомендуется разбивать прогноз на отдельные периоды и прибегать к длительным повторным наблюдениям. Собственно говоря, отсроченная работа с прогнозом - это катамнестическое исследование.
(11) Катамнестическое исследование или катамнез - совокупность сведений о состоянии и характере развития ребенка (клиента) после установления итогового психологического заключения, проведения купирующей коррекционно-воспитательной работой.
Катамнезом проверяется правильность проведенного ранее диагностического исследования, правомерность и корректность типологической отнесенности диагностированного состояния (случая, явления), эффективность и правильность выбранного пути коррекционного воздействия в последующем. Именно катамнестические исследования в свое время позволили перевести мировую психиатрическую практику с уровня эмпирики и интуиции на современный научный уровень. В современной психологической практике лишь два направления (специальная, и патопсихология) эффективно используют эту технологию работы. Для теории практической психологии образования это предстоящий путь развития. Без его прохождения, или хотя бы первых ощутимых шагов в этом направлении, невозможна полноценная разработка основ семиологии практической психологии, ориентированной на решение задач современного образовательного процесса.
Таким образом, в ходе предшествующего рассуждения было проведено сопоставление в общих чертах схем медицинского и психологического исследования, что дает основание судить об их большой схожести. Собственно в этом нет ничего необычного: экспериментальная психология, пато-, нейро- и специальная психологии исторически вышли из стен психиатрической клиники. Первыми педологами и психологами в основном были лица с медицинской подготовкой. В данном сопоставительном анализе не ставилось цели определить, на каком из этапов развития психологической диагностики произошла редукция некоторых из основных этапов (расспрос, анамнез, наблюдение за общим состоянием и т. п.) и составляющих работы, но одна из них заслуживает того, чтобы ей было уделено внимание ниже.