Общие идейно-теоретические основы арабоязычной перипатетики
Под влиянием освоения и творческого переосмысления Аристотеля в арабоязычной культуре сложились два наиболее ярких философских учения - Ибн Сины (Авиценна) и Ибн Рушда (Аверроэса).
Учения Авиценны и Аверроэса были чрезвычайно популярны и оказали огромное воздействие на развитие прогрессивной европейской научной мысли. Обобщив труды астрономов, географов, химиков, врачей Востока, накопленные наукой данные опытного познания, Ибн Сина и Ибн Рушд создали учения, в основе которых лежали следующие постулаты:
· Природа вечна (со-вечна) божеству и ее законы не меняются произвольно.
· Душа обусловлена деятельностью тела.
· Индивидуальная душа не обладает бессмертием.
· Психические качества человека детерминированы естественными причинами, условиями жизни, воспитания.
Ибн Сина - ученый-энциклопедист. Он работал в разных областях знания и создал около 450 работ, из которых до нас дошло около 240. Необыкновенно широка сфера его научных интересов, включающая философию, медицину, логику, психологию, физику, астрономию, математику, музыковедение, химию, этику, филологию, языкознание. Главные области его научной деятельности - философия и медицина. Основные философские труды Ибн Сины - "Книга исцеления", "Указания и наставления", "Книга знания". Философия Ибн Сины по праву считается вершиной теоретической мысли стран Востока в раннем средневековье. Религии он противопоставил научное познание, основанное на опыте, логических доказательствах.
Ибн Сина - один из величайших ученых-медиков в истории человечества. Им создано около 50 трудов в этой области. В его главном медицинском трактате "Канон врачебной науки" (1012-1024 гг.) и других трудах дается анатомическое описание человека, содержится характеристика его телесной структуры, рассматриваются проблемы нервных и психических болезней и их лечения. Особенно важным является рассмотрение им взаимосвязи между патологическими отклонениями в функционировании организма и психическими состояниями больного. Главным объектом медицины Ибн Сина считает тело человека, а главными задачами - исследование причин его здоровья и нездоровья. Материальные причины состояния тела - "заложенные" в нем "основы" (элементы, соки, пневма). Действенные причины - факторы, поддерживающие жизнь организма: воздух, пища, вода, состояние жилища, половые и возрастные различия, сфера профессиональных занятий, привычки, время сна и бодрствования, душевный покой.
Ибн Сина - сторонник опытного познания, естествоиспытатель, последовательный борец с астрологией и суевериями, видный арабский перипатетик. Он широко развернул опытное исследование психофизиологических явлений, исходя из идей отсутствия бессмертия индивидуальной души, ее материальности.
В основу психологической концепции Ибн Сины положено учение Аристотеля о форме и материи. Душа - форма тела, ее животворная сила, источник развития.
Высказывания Ибн Сины о человеке:
· Человек - это существо, способное ставить и осуществлять цели. Цели движут поведением человека: когда выносится решение, возникает "движение силы осуществления желания, побуждающей к движению тело".
· Человек - это общественное существо: "он не может обойтись без общества на всем протяжении своего существования…
· Человек - деятельное существо, характеризующееся способностью осуществлять производительную активность. Он не удовлетворяется тем, что дает ему природа в готовом виде - пищу, одежду, а изготовляет необходимые ему жизненные блага "искусственным путем". Ибн Сина указывает, что человек "нуждается в земледелии и в подобного рода занятиях" (Там же).
· Одной из отличительных особенностей человека является потребность в познании других людей, а через них - и самого себя.
· Важное отличие человека состоит в направленности его деятельности.
· Различны и регуляторы поведения человека и животных. У человека появляется специфическая, нравственная регуляция, в основе которой лежит оценка поступков как хороших и плохих.
· Своеобразие человека - в наличии у него душевных состояний, вызванных "предчувствием того, что должно случиться то, что повредит ему".
· Но главное отличие человека – разум.
Критикуя мистические идеи, Ибн Сина доказывает невозможность телесного воскрешения, переселения душ.
В работах Ибн Сины дается интересная возрастная периодизация развития человека, Выделяется 4 основных возрастных периода.
· Возраст "роста" ("юность"), включающий младенчество, детство, подростковый возраст, период отрочества и полового созревания, юношество. Он охватывает период от рождения человека до 30 лет.
· Возраст "остановки роста" ("молодость") - от 30 до 40 лет.
· Возраст "понижения при сохранении части сил" ("зрелости") - от 40 до 60 лет.
· Возраст "упадка при ослаблении сил" ("старость") - от 60 лет до конца жизни.
Ибн Рушд (Ибн Рушд Абу-ль-Валид Мухаммед Ибн Ахмед), или Аверроэс (1126-1198) известный арабский мыслитель, приверженец опытного, точного знания, последний из крупных оригинальных представителей арабского перипатеизма, развивал материалистические элементы философии Аристотеля. Говорил о вечности и несотворимости материи, отрицал бессмертие индивидуальной души и загробный мир.
Он дал новую трактовку Аристотелевского учения о душе, о ее высшей способности - разуме (нусе). Это было материалистическое объяснение души, связанной с телом.
Ибн Рушд создал новое учение - аверроизм. Он считал, что и "потенциальный", и "активный" ум - одна субстанция, существующая вне индивида. Важнейшим же свойством души является чувствительность, благодаря которой она воспринимает "нус".
Ибн Рушд защищал права науки на независимость от догм религии, говорил о возможности достижения глубин достоверного познания истины с помощью разума.
Ибн Аль-Хайсам, или Альгазен (965-1038) - арабский ученый, создатель психофизиологического учения о зрении. Предметом его исследования были многие феномены зрительного восприятия: бинокулярное зрение, смешение цветов, контраст, мышечные движения глаз и другое. Так же он раскрывает роль умственных актов как важной предпосылки осуществления акта восприятия, позволяющей воспринимать форму и объем предметов, находить в них сходство и различия.
Впервые он ставит вопрос о длительности психических актов, утверждая, что между раздражением зрительного органа и субъективным ощущением существует определенный промежуток времени, необходимый для передачи возбуждения по нервам.