I. Общие сведения
3.1.2. Трудовая функция | Наименование | Организация мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения | Код | А/02.7 | Уровень (подуровень) квалификации | | | Происхождение трудовой функции | Оригинал | Х | Заимствовано из оригинала | | | | | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | | | Трудовые действия | Разработка программ мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения | Определение психологических критериев соответствия среды проживания населения потребностям и возможностям людей | Мониторинг психологической безопасности и комфортности среды проживания населения и анализ полученных данных | Выделение и оценка психологических рисков, факторов социальной и психологической напряженности | Обобщение полученных данных и разработка на их основе психологических рекомендаций по минимизации негативных явлений | Подготовка сообщений и публикаций для средств массовой информации (далее – СМИ) по результатам мониторинга | Оценка эффективности работы, проведенной по результатам мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения | Учет проведенных работ | Необходимые умения | Оценивать риски и факторы социальной и психологической напряженности | Организовывать работу группы специалистов по оказанию психологической помощи населению, нуждающемуся в ней по результатам мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения, с целью снижения социальной и психологической напряженности | Разрабатывать материалы по результатам мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения и представлять их в интернет-форумах и СМИ | Аргументировать свою позицию | Проводить профилактическую работу по снижению социальной и психологической напряженности с учетом данных мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения | Проводить индивидуальное и групповое консультирование по проблемам снижения напряженности, обнаруженной при анализе результатов мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения | Вести документацию и служебную переписку | Владеть технологиями работы с информационными сетями, основным программным обеспечением, необходимым для проведения мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения | Необходимые знания | Социальная психология, психология малых групп | Психология кризисных состояний | Психология экстремальных ситуаций, психология горя, потери, утраты | Национальные, этнокультурные и конфессиональные особенности и народные традиции населения | Психология семьи, консультирования семьи, кризисов семьи | Проблемы социализации, социальной адаптации, характеристики социальной среды | Современные направления молодежных движений | Основы безопасности жизнедеятельности человека и окружающей среды | Документоведение | Другие характеристики | - | | | | | | | | | | | | 3.1.3. Трудовая функция | Наименование | Оказание психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам), попавшим в трудную жизненную ситуацию | Код | А/03.7 | Уровень (подуровень) квалификации | | |
Происхождение трудовой функции | Оригинал Х | Заимствовано из оригинала | | |
| | | | | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Разработка индивидуальных программ психологического сопровождения клиентов, в том числе с использованием ресурсов из различных источников |
Создание команды и проведение программ активизации личностных ресурсов клиентов, в том числе на межведомственной основе |
Групповое и индивидуальное консультирование клиентов |
Проведение психологических тренингов по формированию и развитию у клиентов качеств, необходимых для самостоятельной жизни и социализации |
Содействие в создании социально-психологической поддерживающей среды в окружении клиентов |
Разработка программ по использованию ресурсов социальных сетей в целях психологической поддержки клиентов |
Привлечение социального окружения клиентов к их психологической поддержке и создание специальных страничек, блогов, групп в социальных сетях |
Работа по психологическому просвещению и привлечению внимания населения к проблемам клиентов |
Необходимые умения | Взаимодействовать с разными лицами и группами по вопросам психологической помощи клиентам |
Организовывать психологическое сопровождение клиентов, нуждающихся в психологической помощи |
Оказывать психологическую поддержку клиентам для выхода из трудных жизненных ситуаций |
Создавать социально-психологическую сеть для психологической поддержки клиентов |
Оказывать психологическое воздействие на социальное окружение клиентов в рамках профессиональных этических норм |
Обосновывать применение конкретных психологических технологий для преодоления клиентами трудностей социализации |
Вести психологическую просветительскую деятельность среди населения |
Взаимодействовать с другими работниками органами и организациями социальной сферы по вопросам поддержки лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию |
Разрабатывать программы индивидуальной работы с клиентами с учетом конкретных профессиональных задач |
Разрабатывать программы групповой работы по психологической поддержке клиентов |
Разрабатывать программы оказания психологической помощи членам социальных групп, попавших в трудную жизненную ситуацию, с участием специалистов на межведомственной основе |
Использовать современные технологии работы с информационными базами данных и иными информационными системами для решения вопросов клиентов |
Хранить и обрабатывать персональные данные клиентов |
Вести делопроизводство и служебную переписку |
Необходимые знания | Отечественная и зарубежная социальная психология (современные направления, актуальные проблемы, методы работы) |
Психология кризисных состояний (концепции, подходы, факторы, методы и методики работы), рискология, психология горя, потери, утраты |
Психология экстремальных ситуаций (подходы, проблемы, виды помощи, последствия) |
Психология малых групп (виды, взаимоотношения в малых группах, давление в группе) |
Психология семьи (подходы, онтология, структура семьи, этапы ее развития, особенности взаимоотношений) и семейных отношений |
Психология зависимости, аддикций, девиантология |
Возрастные особенности развития личности в разные периоды жизни |
Современные направления молодежного движения (виды молодежных групп, их интересы, занятия и способы проведения свободного времени) |
Проблемы социализации (концепции, подходы, признаки нарушений социализации, последствия, виды помощи) |
Особенности развития личности в неблагоприятной социальной ситуации |
Типологии проблем граждан разной этиологии (социальные, социально-медицинские, социально-правовые, педагогические и др.) |
Инфраструктура муниципального образования, ресурсы местного сообщества для поддержки отдельных лиц и социальных групп |
Технологии, методы и формы оказания психологической помощи при нарушениях социализации |
Основы психологического консультирования (виды, формы, методы) |
Основы организации и проведения психологического тренинга (методология, проведение, результаты, последствия) |
Другие характеристики | Обеспечивать конфиденциальность полученных в результате деятельности сведений о клиенте |
Соблюдать требования профессиональной этики |
| | | | | | | |
3.1.4. Трудовая функция |
Наименование | Организация психологического сопровождения и психологической помощи представителям социально уязвимых слоев населения (клиентам) | Код | А/04.7 | Уровень (подуровень) квалификации | |
|
Происхождение трудовой функции | Оригинал | Х | Заимствовано из оригинала | | |
| | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Первичная проверка и анализ документов, свидетельствующих о наличии проблем клиентов (протоколы, акты социальных служб, полиции), выявление информации, требующей дополнительной проверки |
Запрос необходимой информации у других специалистов (социальных работников, педагогов, специалистов органов опеки и попечительства) |
Подбор комплекса психологических методик, планирование и проведение обследования клиентов |
Обобщение результатов психологического обследования, оценка психологических потребностей, рисков и ресурсов клиентов, выявление психологических особенностей их социального окружения и условий жизни |
Выявление типичных психологических проблем разных социальных групп клиентов |
Разработка совместно с другими специалистами и клиентами «дорожных карт» с целью определения жизненных целей и задач на конкретных этапах социализации, формирования норм социального поведения, в том числе в поликультурной среде |
Разработка программ психологической помощи клиентам, в том числе с привлечением ресурсов из различных источников |
Индивидуальное или групповое консультирование клиентов по выявленным у них психологическим проблемам с целью нивелирования влияния неблагоприятной среды, помощи в социализации и адаптации к условиям проживания |
Проведение бесед (лекций), направленных на просвещение клиентов |
Взаимодействие с социальным окружением клиентов с целью организации психологической поддержки и помощи в решении их жизненных проблем |
Подготовка материалов по вопросам оказания психологической помощи клиентам и представление их в интернет-форумах и СМИ |
| Учет выявленных социально уязвимых слоев населения и видов оказанной психологической помощи |
Необходимые умения | Вступать в контакт и развивать конструктивные отношения с разными социально уязвимыми группами населения |
Разрабатывать программы и проводить психологическое обследование клиентов |
Анализировать полученные в психологическом обследовании результаты, выявлять степень достоверности полученной информации, составлять психологическое заключение |
Адаптировать и применять зарубежный опыт работы по оказанию психологической помощи социально уязвимым группам населения |
Разрабатывать индивидуальные и групповые программы оказания психологической помощи клиентам |
Проводить психологические занятия и тренинги для разнородных групп клиентов |
Применять разные виды и методы индивидуального, группового психологического консультирования в соответствии с возрастом, полом и особенностями жизненной ситуации клиентов |
Создавать команду и работать в команде по оказанию психологической помощи клиентам |
Разрабатывать психологические рекомендации с учетом конкретных задач для дальнейшей работы с клиентами |
Разрешать конфликты и противоречия в работе по оказанию психологической помощи клиентам |
Проводить психологические обследование социального окружения представителей социально уязвимых слоев населения в рамках профессиональных этических норм, прав человека |
Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных и иными информационными системами для решения вопросов оказания психологической помощи клиентам |
Вести документацию и служебную переписку |
Необходимые знания | Основы общей и социальной психологии, психологии малых групп, психологии масс |
Методы и методики общей и социальной психологии |
Современные направления молодежных движений |
Психология зависимости, аддикций, девиантология |
Проблемы социализации, нарушений социализации |
Методология проведения тренингов |
Возрастная психология, геронтология |
Психология семьи и семейных кризисов |
Психология воспитания и педагогики |
Психология кризисных состояний, рискология, психология экстремальных ситуаций, психология горя, потери, утраты |
Цели, задачи и функции организаций социальной сферы |
Типология социальных групп, нуждающихся в оказании помощи (социальной, социально-психологической, социально-правовой и т. д.) |
Психология беженцев, мигрантов, маргиналов |
Технологии работы с разными социальными группами |
Документоведение |
Другие характеристики | Обеспечивать конфиденциальность полученных в результате деятельности сведений о клиенте |
Соблюдать требования профессиональной этики |
3.1.5. Трудовая функция |
Наименование | Оказание психологической помощи работникам органов и организаций социальной сферы (клиентам) | Код | А/05.7 | Уровень (подуровень) квалификации | А |
|
Происхождение трудовой функции | Оригинал | Х | Заимствовано из оригинала | | |
| | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
| |
Трудовые действия | Разработка планов, согласование форм и условий оказания психологической помощи клиентам |
Оказание индивидуальной психологической помощи клиентам |
Проведение тренингов для клиентов в целях повышения эффективности их работы (тренинги командообразования, групповой сплоченности и т. п.) |
Проведение психологических тренингов, направленных на расширение и укрепление внутренних ресурсов клиентов |
Консультирование клиентов по вопросам психологических аспектов выбора и сопровождения карьеры, набора, отбора и расстановки кадров, аттестации, работы с кадровым резервом |
Повышение квалификации клиентов по вопросам психологии социальной работы |
Проведение занятий с клиентами по вопросам управления, эффективной организации труда, повышения квалификации |
Создание информационного ресурса по психологии социальной сферы и использование его содержания в деятельности по оказанию психологической помощи клиентам |
Необходимые умения | Анализировать заявки и обращения органов и организаций социальной сферы на получение психологических услуг |
Проводить психологический анализ и оценку результативности деятельности клиентов в соответствии со стандартами и регламентами в социальной сфере |
Вести переговоры с представителями органов и организаций социальной сферы по реализации их обращений и заявок |
Составлять договоры и другую документацию на оказание психологических услуг в социальной сфере |
Работать с информационными сетями, осуществлять поиск новой информации по профилю деятельности |
Применять на практике методы обучения взрослых, индивидуального и групповой работы для психологической помощи и повышения эффективности профессиональной деятельности клиентов |
Оценивать эффективность оказания психологической помощи клиентам |
Критически оценивать обратную связь от получателей психологических услуг, психологического просвещения в социальной сфере |
Вести документацию, служебную переписку в соответствии с требованиями к документам в социальной сфере |
Разрабатывать новые формы и методы оказания психологической помощи клиентам |
Необходимые знания | Социальная психология, психология малых групп, методология индивидуальных консультаций и тренингов (специфика, виды, длительность и т. д.) |
Организационная психология (концептуальные подходы, особенности, виды и т. д.) |
Основные принципы, типы, стратегии и тактические приемы ведения переговоров |
Основные теории оказания психологический помощи персоналу организаций (управление, организация, отбор и т. д.) |
Требования к документообороту в области управления персоналом, межведомственного взаимодействия, оказания услуг в социальной сфере |
Современные стандартные требования к документированию, периодичности, качеству и условиям оказания услуг в психологии |
Требования к конфиденциальности информации, хранению и оперированию персональными личными данными |
Другие характеристики | Обеспечивать конфиденциальность полученных в результате деятельности сведений о клиенте |
Соблюдать требования профессиональной этики |
3.1.6. Трудовая функция |
Наименование | Психологическое сопровождение процессов, связанных с образованием и деятельностью замещающих семей (клиентов) | Код | А/06.7 | Уровень (подуровень) квалификации | |
|
Происхождение трудовой функции | Оригинал | Х | Заимствовано из оригинала | | |
| | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
| |
Трудовые действия | Психологическое обследование (тестирование) кандидатов и подготовка психологического заключения об их возможности стать замещающими родителями |
Составление программ психологической помощи клиентам с учетом национальных, этнокультурных, конфессиональных особенностей замещающих родителей и детей, передаваемых в семьи |
Разработка программ и проведение групповых и индивидуальных психологических занятий для клиентов (тренинги, дискуссии, разбор ситуаций, ролевые и деловые игры и т. д.) |
Консультирование клиентов по психологическим проблемам функционирования замещающих семей |
Подготовка детей к устройству в замещающую семью |
Консультирование детей по психологическим проблемам в замещающих семьях |
Учет данных об оказанной психологической помощи |
Необходимые умения | Общаться с разными категориями клиентов |
Общаться и взаимодействовать с детьми и подростками разных возрастов |
Проводить психологическое тестирование кандидатов в замещающие родители |
Обеспечивать проверку информации, полученной от кандидатов в замещающие родители |
Определять психологическую безопасность для ребенка среды в замещающей семье и ее окружении |
Разрабатывать программы психологических тренингов, деловых и ролевых игр с учетом конкретных задач подготовки клиентов |
Применять активные психологические методы обучения, в том числе проводить психологические тренинги, деловые и ролевые игры |
Адаптировать и применять зарубежный опыт психологической работы с замещающими семьями в практике собственной деятельности |
Применять разные виды и формы консультирования в соответствии с проблемами клиентов |
Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных и иными информационными системами для решения вопросов оказания психологической помощи клиентам |
Хранить и обрабатывать персональные данные клиентов |
Вести документацию и служебную переписку |
Необходимые знания | Основы социальной психологии, психология малых групп |
Законодательство Российской Федерации и международные документы в области защиты прав детей |
Проблемы социализации на разных ступенях развития ребенка, нарушения социализации (дезадаптация, депривация) |
Особенности адаптации детей-сирот и детей в замещающих семьях |
Возрастная психология (характеристика возрастных периодов развития, особенности развития, нарушения в развитии и т. д.), педагогическая психология |
Психология семьи (структура, функции, этапы, проблемы внутрисемейных отношений) |
Психология горя, потери, утраты и проявления в поведении детей и взрослых пережитых травм |
Психология кризисных состояний, последствий пережитых кризисных ситуаций, их проявлений в поведении |
Психология воспитания (семейное воспитание, институциональное воспитание), роли и функции родителей |
Национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания (народные традиции, этнокультурные и конфессиональные особенности воспитания) |
Документоведение |
Другие характеристики | Обеспечивать конфиденциальность полученных в результате деятельности сведений о клиенте |
Соблюдать требования профессиональной этики |
3.1.7. Трудовая функция |
Наименование | Организация работы по созданию системы психологического просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферы | Код | А/07.7 | Уровень (подуровень) квалификации | | | Происхождение трудовой функции | Оригинал Х | Заимствовано из оригинала | | | | | | | | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | | | Трудовые действия | Разработка плана психологического просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферы | Доведение до сведения государственных и муниципальных органов, организаций социальной сферы информации о перечне психологических услуг и возможности их получения | Разработка рекомендаций для работников органов и организаций социальной сферы по психологическому просвещению с учетом конкретных задач, решаемых ими | Организация волонтерских проектов и программ, ориентированных на повышение мотивации в получении психологической помощи | Подготовка для СМИ информации о психологических услугах в социальной сфере (ролики, передачи на теле- и радиоканалах и т. д.) | Проведение групповых и индивидуальных информационных консультаций о возможности получения психологических услуг | Привлечение к психологическому просвещению граждан, успешно завершивших программы психологической помощи | Обобщение и оценка результатов работы по психологическому просвещению в целях формирования рекомендаций для ее совершенствования | Учет проведенных работ | Необходимые умения | Анализировать обращения и запросы населения, органов и организаций социальной сферы для корректировки программ психологического просвещения | Разрабатывать и согласовывать регламенты с органами и организациями социальной сферы | Использовать результаты мониторинга психологической безопасности и комфортности среды при разработке плана психологического просвещения и проведения информационных консультаций | Подбирать и разрабатывать инструментарий для оценки результативности работы по психологическому просвещению и возможностям оказания психологических услуг | Использовать разные формы и методы психологического просвещения, в том числе активные методы (игры, упражнения, тренинги) | Грамотно, доступно любым слоям населения излагать информацию о психологических услугах | Создавать наглядные материалы для психологического просвещения | Преодолевать коммуникативные, образовательные, этнические, конфессиональные и другие барьеры в проведении психологического просвещения | Оценивать результативность психологического просвещения, не нарушая этических норм и прав человека | Владеть современными технологиями работы с информацией, сетевыми ресурсами, информационными системами и программами | Вести документацию и служебную переписку | Необходимые знания | Задачи, решаемые конкретными органами и организациями социальной сферы | Социальная психология, психология малых групп | Национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания (народные традиции, этнокультурные и конфессиональные особенности воспитания) | Психология семьи, консультирования семьи, кризисов семьи | Проблемы социализации, социальной адаптации и дезадаптации, характеристики социальной среды | Современные направления молодежных движений | Основы безопасности жизнедеятельности человека и окружающей среды | Психология кризисных состояний, рискология | Психология экстремальных ситуаций, психология горя, потери, утраты | Документоведение | Другие характеристики | - | 3.1.8. Трудовая функция | Наименование | Разработка и реализация программ профилактической и психокоррекционной работы, направленных на улучшение состояния и динамики психологического здоровья населения | Код | А/08.7 | Уровень (подуровень) квалификации | | | Происхождение трудовой функции | Оригинал Х | Заимствовано из оригинала | | | | | | | | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | | | Трудовые действия | Диагностика состояния и динамики психологического здоровья населения, проживающего в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании | Обобщение информации о рисках и формирование прогноза возможного неблагополучия в состоянии и динамике психологического здоровья населения проживающего в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании | Разработка и реализация совместно с другими специалистами программ профилактической и психокоррекционной работы, направленных на улучшение состояния и динамики психологического здоровья населения | Консультирование населения по проблемам психологического здоровья | Оценка результативности программ профилактической и психокоррекционной работы, направленных на улучшение состояния и динамики психологического здоровья населения | Подготовка материалов о состоянии и динамике психологического здоровья населения и представление их в интернет-форумах и СМИ | Учет проведенных работ | Необходимые умения | Организовывать взаимодействие между специалистами по проведению профилактической и психокоррекционной работы | Анализировать и обобщать данные о состоянии и динамике психологического здоровья населения, выявлять риски его нарушения | Выявлять проблемы психологического здоровья населения, требующие психокоррекционной работы | Использовать результаты мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания для разработки программ профилактической и психокоррекционной работы | Подбирать и разрабатывать инструментарий для профилактической и психокоррекционной работы, направленной на улучшение состояния и динамики психологического здоровья населения | Осуществлять разные виды психологического консультирования населения по вопросам психологического здоровья | Разрабатывать программы и проводить общественные опросы по проблематике психологического здоровья | Определять источники необходимой информации, осуществлять ее поиск и применять для совершенствования деятельности в области реализации профилактической и психокоррекционной работы с населением | Вести документацию и служебную переписку | Необходимые знания | Социальная психология, психология малых групп, методы социальной психологии | Основы профилактики асоциальных явлений в обществе | Методы и технологии управления современными рисками | Методы разработки программ профилактической и психокоррекционной работы | Основы составления индивидуальной программы предоставления психологических услуг | Основы прогнозирования и проектирования в социальной психологии | Принципы, методы, технологии мониторинга социальных явлений | Документоведение | Другие характеристики | - | | | | | | | | | | | | | |
IV. Сведения об организациях – разработчиках