Воздействие игр на обогащение двигательного развития детей старшего дошкольного возраста
Ценность игры как средства познания мира и подготовки новых поколений к жизни была понята довольно давно и использовалась в воспитательных целях. С первых шагов своей жизни ребенок приобретает необходимые жизненные навыки и качества через игру. Игра развивает ум, совершенствует восприятие, формирует механизм координации и управления движениями, дает исключительный опыт операций с орудиями труда и различными предметами; развивает психические качества и многое другое. И в дальнейшем она сохраняет свою притягательную силу, удовлетворяя естественную для каждого человека потребность в движении и творческой деятельности на протяжении всей его жизни. Именно в этом основная причина той особой популярности, которой пользуются игры у народов всего мира.
Русские народные подвижные игры воспитывают национальную культуру. Свойственная подвижным играм многообразная двигательная деятельность, несущая в себе зародыши спортивного состязания, оказывается чрезвычайно полезной и даже необходимой для правильного развития моторно-психологической сферы и воспитания личностных качеств. Поэтому русские народные подвижные игры — это не только средство полноценного развития растущего организма, но и широко раскрытые ворота в мир физической культуры и спорта.
Диапазон их применения поистине безграничен. С первых лет жизни и на протяжении всего детства и юности игре отдается явное предпочтение перед всеми другими средствами физического воспитания. И это понятно, поскольку истинную ценность игровой двигательной деятельности просто трудно полностью представить и правильно оценить.
Важнейшая особенность русских народных подвижных игр состоит в том, что они представляют универсальный вид физических упражнений. Занятия играми оказывают влияние одновременно на двигательную и психическую сферу занимающихся. Выбор поведения в постоянно меняющихся условиях игры предопределяет широкое включение механизмов сознания в процессы контроля и регуляции. В результате увеличивается сила и подвижность нервных процессов, совершенствуются функции регуляции деятельности всех систем организма корой головного мозга и центральной нервной системой.
В тоже время игровая деятельность отличается сложностью и многообразием движений. В них, как правило, могут быть вовлечены все мышечные группы, что способствует гармоническому развитию опорно -двигательного аппарата.
Изменчивость игровых условий требует постоянного приспособления используемых движений к новым ситуациям. Поэтому двигательные навыки формируются гибкими, пластичными. Совершенствуется ловкость, развивается способность создавать новые движения из ранее усвоенных.
Полноценное использование естественных факторов природы особенно важно в период роста и развития молодого организма. Образовательное значение игр многообразно. Систематическое их применение совершенствует двигательные возможности и обеспечивают полноценное освоение «школы движений», куда прежде всего входят бег, прыжки, метания. При желании этот круг может быть значительно расширен и включать весь комплекс жизненно важных навыков Под влиянием игровых условий эти навыки превращаются в умения значительно расширяющие возможность их применения в самых различных условиях и сочетаниях.
Под воздействием присущего игре соревнования значительно активнее развиваются все физические качества, и прежде всего быстрота, ловкость, сила и выносливость. Все это способствует формированию двигательной сферы детского организма. Одновременно совершенствуются восприятие и реагирование — качества очень важные в повседневной жизни. Вместе с ними развиваются способности к анализу и принятию решений, что положительно отражается на формировании оперативного мышления и умственных процессов вообще. Таким образом, под влиянием игровых условий приобретается способность к правильному действию.