Теория ожиданий (модель мотивации) Виктора Врума
Согласно теории ожиданий наличие потребности не является единственным необходимым условием для мотивации. Человек также должен надеяться (ожидать), что выбранный им тип поведения приведёт к намеченной цели.
Ожидания согласно этой модели можно расценивать как оценку вероятности события. При анализе мотивации рассматривается взаимосвязь трёх элементов:
-затраты – результаты;
-результаты – вознаграждение;
-валентность (удовлетворённость вознаграждением).
Модель Врума можно представить следующим образом:
Мотивация = (З® Р) * (Р® В) * Валентность
где (З® Р) – ожидания того, что усилия дадут желаемые результаты;
(Р® В) - ожидания того, что результаты повлекут за собой вознаграждение;
Валентность – ожидаемая ценность вознаграждения.
Если значение одного из факторов будет мало, то и мотивация будет низкой.
2.2. Теория справедливости (равенства) – основатель С. Адамс.
Люди субъективно оценивают полученное вознаграждение, соотнося его с затраченными усилиями и вознаграждением других людей. Если люди считают, что в отношении них допущена несправедливость, то их мотивация снижается, и они стремятся снизить интенсивность своих усилий.
2.3. Теория мотивации Лаймана Портера – Эдварда Лоулера.
Л. Портер и Э. Лоулер разработали комплексную процессуальную теорию мотивации, включающую элементы теорий ожидания и справедливости. Теория Портера-Лоулера основывается на предположении, что сама работа является источником удовлетворения потребностей, но при этом подчеркивается важность вознаграждения за работу как элемента мотивации. Суть ее в том, что введены соотношения между вознаграждением и достигнутыми результатами.
Л. Портер и Э. Лоулер ввели три переменные, которые влияют на размер вознаграждения:
‑ затраченные усилия,
‑ личностные качества человека,
‑ способности человека и осознание своей роли в процессе труда.
2.4. Теория «трудовых инвестиций» - основана на модели Портера-Лоулера.
Чем большие усилия прилагаются к работе, тем больше она является стимулирующим и привлекательным фактором для человека, тем выше эффективность деятельности и удовлетворенность ею. Мотивированность и интенсивность труда является прямой функцией от так называемых накопленных инвестиций (от всей суммы усилий, вложенных человеком в работу организации).
Эта теория имеет большое практическое значение для организации управления и деятельности руководителя. Она доказывает, что нужно повышать меру субъективных инвестиций и через это влиять на повышение результативности деятельности организации.
2.5. Партисипативное управление— привлечении подчиненных к организации управления и даже к принятию управленческих решений. Японский подход к организации управления доказывает прогрессивность этого метода. Эффект соучастия дает высокие результаты.
2.5. Теория Выгодского утверждает, что в психике человека имеются два параллельных уровня развития - высший и низший, которые и определяют высокие и низкие потребности человека и развиваются параллельно. Это означает, что удовлетворение потребностей одного уровня с помощью средств другого невозможно.
2.6. Теория постановки целей (Э Локк, Т. Райен) – поведение человека определяется целями, которые он ставит перед собой. При этом уровень исполнения работы зависит от 4-х характеристик:
‑ сложность – степень профессионализма и уровень исполнения, необходимые для ее достижения;
‑ специфичность – количественная ясность цели (точность, определенность);
‑ приемлемость – степень, воспринимает человеком цели как собственной;
‑ приверженность – готовность затрачивать усилия для достижения цели.
Изложенные теории объясняют то, как следует воздействовать на людей, чтобы побуждать их к результативной работе; дают менеджерам ключ к построению действенной системы мотивирования людей. Они говорят о том, что отсутствует какое-либо канонизированное учение, объясняющее, что лежит в основе мотивации человека и чем она определяется. Несмотря на принципиальное различие, все теории имеют нечто схожее, позволяющее сделать определенные выводы для создания эффективной системы мотивации.