ЧйСТЬ I . TEOPETU4ECKUE ОСНОВЫ ПСШЮЛОГиЧЕСКОО РАБОТЫ С QETbMU
ГЛЙВЙ I . ОсНОвНЫЕ Линии РЯЗвиТиЯ О ПООРОСТКОВОМ BOJPflCTE
II
юсь, что буду хуже учиться, тем более что две мои старшие сестры закончили школу с золотой медалью. А мама меня все время с ними сравнивает» (Вика, 14 лет).
Следует отметить, что подростки с пассивным реагированием на внутренний конфликт внешне могут быть абсолютно не пассивны. Более того, они могут быть склонны к различного рода активности, не связанной с учебной деятельностью: общению в компаниях, поездкам на стадионы и т.п. В данном случае такая активность является своего рода защитой от ощущения собственной неуверенности.
3. Неумение установить гармонию между отношением к прошлому, настоящему и будущему. Под гармонией мы понимаем гордость прошлым, получение радости от настоящего, наличие действий, направленных на успешное будущее. Неумение установить такую гармонию может проявляться в трех основных вариантах. Первый — когда человек живет только настоящим — так, как будто будущее не состоится. В качестве примера можно привести увлечение наркоманией. Второй — страх будущего. Это всяческое стремление обратиться к прошлому, культивировать у себя детские черты, инфантильное поведение. Третий вариант — сверхустремленность в будущее при потере интереса к настоящему. Это концентрация на учебе, необходимой для последующей жизненной успешности, и пренебрежение радостями сегодняшнего дня.
«Надо забить на школу, уроки там всякие. Надо веселиться сейчас, пока есть время. Я так и делаю. А уроки пусть дураки и ботаники делают» (Илья, 15 лет).
«Не хочу думать о будущем. Рано мне еще. Мама правильно говорит, что я мала, чтобы самой принимать решения. А я и не хочу. Мне спокойнее, когда родители решают. Да и вообще я себя взрослой не считаю и даже представить себя такой не могу» (Элина, 16 лет).
«В наше время, чтобы выжить, надо много знать. Иначе в эту жизнь не впишешься. Поэтому я учусь и учусь.
Конечно, отдохнуть хотелось бы, но понимаю, что по-другому невозможно. Школа — курсы — репетиторы — уроки — вот моя жизнь. По выходным иногда немного телевизора. Но что делать?* (Алеша, 16 лет).
В случае невозможности добиться гармонии между отношением к прошлому, настоящему, будущему формирующуюся у подростка идентичность можно назвать размытой во времени.
А. Неумение решить проблему выбора идеального Я. В этом случае в качестве идеального Я и одновременно в качестве идеального Другого выбираются кумиры, отдаленные во времени и пространстве. Можно сказать, что в этом случае у подростков формируется иллюзорная идентичность, поскольку основное содержание их психической жизни наполняется иллюзиями общения с кумиром.
«Ничего не вело к тому, что сейчас со мной происходит. Я не хотела, чтобы было так, и не знала, что способна таким способом истязать себя. Дело в том, что я фанатка. Именно этим словом называют людей, кому-то поклоняющихся. Это больно и нелепо. Часто я сама не понимаю, что со мной происходит. Дело в том, что я люблю одного из группы. Он не просто любимый. Он — цель. Он — смысл. Он — свет. Я пишу ему стихи. Я вижу сны о нем. Я одна. Никто не поддерживает меня в моих стремлениях. Иногда рвешься от боли, иногда нежишься в светлых чувствах и грезах. Трудно быть одиночкой. Я очень его люблю. Он лучший из тех, кого я знала. Я буду любить его всегда. Для него вся моя нежность, мои чувства, все мои мысли, мечты и идеи. Он живет где-то и не знает обо мне, но это не важно. Хотя и больно. Трудно. Он — вся моя жизнь, моя смерть. Я пойду на все» (Инна, 15 лет).
«Самое сложное время в нашей жизни началось, когда у дочери появился кумир. Это был, на мой взгляд, непривлекательный, довольно заурядный музыкант, но она была просто без ума от него. Все стены были завешаны плакатами и вырезками из газет. Ходила на все его концерты.
Чрсть I. Teopetuheckue основы псинологичЕскоп работы с детьми
Глввя I. Основные линии развития в подростковом возрясте
Даже пыталась узнать, где он живет, вступила в фан-клуб... Это было что-то невообразимое. Я просто не узнавала Аню. Она преобразилась. Я думала: "Неужели у нас в семье нет достойного человека, на которого можно хотеть стать похожей?" Но все ее мысли были далеко. К счастью, это фанатство закончилось столь же неожиданно, как и началось»- (Екатерина Ивановна, мама пятнадцатилетней Ани).
5. Неумение решить проблему выбора позитивного пути развития Я. В этом случае подросток определяет свое развитие в основном через отрицание существующих норм, правил, причем преимущественно родительских или других значимых фигур. В этом случае подросток отрицает родительские ценности, стереотипы поведения, иногда даже свое домашнее имя. Можно сказать, что у него формируется негативная идентичность, то есть основанная прежде всего на отрицании.
«Я не хочу жить так, как мама. Мне не нравится ее жизнь, ее судьба, ее внешность. Поэтому я уже сейчас крашусь по-другому. По-другому общаюсь. Мне совсем не нужно целыми днями учиться. Главное, выглядеть хорошо. Тогда и замуж удачно выйду» (Рая, 16 лет).
Подводя итоги обсуждению проблемы развития эго-иден-тичности в подростковом возрасте, можно сделать следующие выводы. Позитивным результатом подросткового кризиса является достижение эго-идентичности, то есть личностной целостности, уверенности, стремления к дальнейшему развитию. Негативным результатом кризиса можно назвать формирование идентичности слабой, неуверенной; идентичности, размытой во времени; иллюзорной или негативной идентичности. Но возможно, что кризис минует подростка либо по причине излишней зависимости от родителей, либо из-за собственной личностной незрелости и недостаточно развитой рефлексии. Избегание по тем или иным причинам кризиса также не способствует дальнейшему прогрессивному развитию подростка.
Обратимся к рассмотрению следующей важнейшей линии развития, связанной с приобретением подростком самостоятельности и отделением от семьи. Понятно, что она взаимосвязана с первой. Существенным условием успешного развития идентичности подростков является приобретение ими самостоятельной позиции, для чего необходимо освобождение от влияния родителей. И напротив, оставаясь в слиянии с родителями, подросток не проходит нормативный кризис идентичности, оставаясь в стадии предрешенности (Дж. Марсия).
Действительно, отделение подростка от семьи необходимо для достижения им впоследствии зрелости, возможности принять ответственность за свою жизнь на самого себя. Хотя само название «отделение подростка от семьи» является не очень точным, поскольку его итогом является не разрыв подростка с семьей, а установление новых партнерских взаимоотношений, в которых семья и подросток способствуют развитию друг друга. Имеется в виду, что теперь они находятся в равных позициях и через диалог, а не поучение, помогают друг другу в решении своих жизненных задач. Понятно, что отделение подростка от семьи является только одной стороной единого процесса — разделения подростка и семьи. Другая сторона этого — отделение самой семьи от подростка.
«Сын стал резко меняться в 15 лет. Я понимала, что он мальчик, должен стремиться к самостоятельности, старалась ему не мешать. Это было нелегко. Он стал грубить, всячески показывая мне, что требует независимости. Я не закатывала истерик, не кричала на него — все прощала. И наутро он затевал разговор. Искал во мне поддержки. В 16 лет он устоялся в своем поведении. Он уважает меня, свою мать. Он мой сын, я его люблю. И я верю в него, в его силу, в его здравый смысл и любовь ко мне» (Валентина Михайловна, мама шестнадцатилетнего Ярослава).
«Мы с сыном очень близки друг с другом. Периодически он подсовывает мне книги, которые становятся важными вехами для моего профессионального и личностного роста.
|4 ЧйСТЬ I. TEOPETU4ECKUE ОСНОВЫ ПС11ХОЛОГиЧЕСКОй РЙ6ОТЫ С OETbMU
и, Он же часто советуется со мной в своих делах. Мое мне-
к ние для него многое значит. А в праздники они с женой при-
-R глахиают нас не только вместе с ее родителями, но и с их
ш студенческой компанией. Мы с радостью поем песни,
о танцуем, дурачимся» (Нина Георгиевна, мама двадцати-
п трехлетнего Олега).
В случае нарушения этого процесса может произойти либо полное эмоциональное отстранение молодого человека от своей семьи, либо установление довольно мучительной амбивалентной связи: отделяюсь — чувствую вину — присоединяюсь обратно — чувствую гнев — отделяюсь и т.п.
«Общение с родителями? Конечно, по праздникам j встречаемся. Ну, там, подарки всякие. Но вообще-то я , живу уже своей жизнью и помощи ни от кого не прошу» .,.,. (Михаил, 22 года).
«Я устаю от долгого общения с родителями. Стараюсь
'-. скорее уехать в Москву, в общежитие. Потом через какое-
1 то время мне становится стыдно, что я их забываю. Я
приезжаю домой. Пеку для них блины. Немного побуду и
опять рвусь в Москву. Это довольно тяжело так жить»
(Наталья, 19 лет).
Возможен и такой вариант: отделение подростка от семьи по тем или иным причинам не происходит. Это можно назвать самым тяжелым исходом для подростка. В этом случае он остается в эмоциональной зависимости от родителей. Ему трудно будут даваться собственные решения. Впоследствии сформируется склонность к отношениям зависимости с вышестоящими лицами, пассивная жизненная позиция. Достаточно сложно будут простраиваться семейные взаимоотношения, ко торые также будут осуществляться под контролем родителей. Хотя вполне вероятно, что влияние их будет заменено зависи мостью от мужа или жены.
«Почему я рассталась с мужем? Он только территориально жил со мной, а на самом деле находился под контролем своей мамы. Правда, на какое-то время я отвоевала