Основные линии развития в подростковом возрйсте
МОСКВА 2006
УДК371.7.015.324 ББК.884.4 X 987
.17
2005. |
Хухлаева О.В.
X 987 Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (5—6 классы). — М.: Генезис, 2006. — 207 с.
ISBN 5-98563-027-7
Данное издание выходит в рамках авторской серии «Тропинка к своему Я». В этой книге раскрываются особенности психологической работы с младшими подростками. Основное место отведено сценариям групповых занятий по психологии, которые помогут учащимся 5 — 6 классов разобраться в своих чувствах и желаниях, на новом уровне научиться строить взаимоотношения с окружающими, справляться с конфликтными ситуациями, принимать на себя ответственность за свои поступки.
Для психологов, классных руководителей, учителей. Также книга может быть интересна студентам психологических и педагогических факультетов вузов.
УДК 371.7.015.324 ББК 884.4
ISBN 5-98563-027-7 |
© Хухлаева О.В., 2005. О Издательство «Генезис»
Обедение. На перепутье
Подростковый период — важнейший этап жизни человека, время выборов, которые во многом определяют последующую судьбу. Это время можно сравнить с остановкой Ивана-Царевича на развилке дорог около камня: «Налево пойдешь... направо пойдешь...» В одну сторону — путь к реальной взросло сти, сопровождающейся принятием на себя ответственности за свою жизнь, пониманием смысла собственного бытия, ощущением жизненного счастья. В другую — к взрослости иллюзорной, инфантильной или в некоторых случаях асоциальной, к взрослости с эмоциональными и физическими проблемами.
Но особенно трудно подростку, когда на его собственное кризисное состояние накладывается кризис обществ'а в целом: экономический, ценностный. Тем более что, как правило, этому сопутствует и кризис семьи. Именно в таких условиях находятся большинство современных российских подростков. Несмотря на разницу социально-культурного окружения, почти все они с особой остротой переживают свое взросление, заявляя об этом через агрессию, непослушание, алкоголь, школьные трудности или как-то по-другому.
Беспомощными при этом нередко оказываются самые заботливые взрослые — педагоги и родители. Не понимая, что происходит при их взаимодействии с подростком, находясь при этом в стрессовом состоянии, они усугубляют кризисное состояние ребенка.
Поэтому так важно, чтобы у подростков была возможность поговорить о себе, исследовать себя, получить некоторые знания о себе. Групповые психологические занятия, на наш
ВвШЕНШ
взгляд, необходимы современным подросткам, обучающимся в учебных заведениях различного профиля. В качестве возможного варианта можно использовать программу занятий, описанную в настоящей книге. Она является продолжением программ занятий с дошкольниками и младшими школьниками, опубликованными ранее, но может использоваться и как отдельная, самостоятельная программа.
Мы выражаем благодарность ученикам Ломоносовской школы г. Москвы за активность и открытость на занятиях; сотрудникам школы — администрации, психологам и педагогам — за доверие, оптимизм и за то, что они решились ввести уроки психологии в программу средней школы (5 — 9 классы), а бывшим и настоящим студентам МГПУ и МГППУ — за сказки, которые хорошо принимают подростки.
ч (If. I
■i АН
Часть I TEOPETUHECb'UE ОСНОВЫ
психологической рйботы с детьми
Глявн I 1:»
Основные линии развития в подростковом возрйсте
Развитие в подростковом возрасте осуществляется столь бурно, что с трудом поддается краткому описанию. Поэтому выделим и обсудим основные линии развития подростков, связанные с прохождением ими важнейших личностных кризисов: кризиса идентичности и кризиса, связанного с отделением от семьи и приобретением самостоятельности. Начнем с первого из них.
Важнейший вклад в развитие проблемы идентичности в целом и идентичности подростков в частности внес Э. Эриксон. Поэтому данную проблему будем рассматривать в соответствии с его теорией. В качестве основополагающего он использовал понятие эго-идентичности, которое понимал как ощущение собственной целостности и тождества, наличие веры в то, что твнешние обстоятельства тебе помогут, присутствие некоторого напряжения, которое заставляет человека действовать. В данном определении особо стоит отметить, что эго-идентич-ность предполагает доброжелательность мира по отношению к человеку и в то же время необходимость постоянного движения, развития самого человека.
Встает вопрос: насколько эго-идентичность может быть осознанной? Чаще всего она не полностью осознанна и ощущается как психосоциальное благополучие, внутренняя уверенность в признании значимых людей. Хотя начиная с под-