Тестовые задания по теме с эталонами ответов. 1) сумма знаний, умений и навыков.
1. Способности – это:
1) сумма знаний, умений и навыков.
2) индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.
3) накопленный личностью опыт.
4) знания, реализуемые в конкретной деятельности.
2. Вид способностей, обеспечивающий склонность человека к абстрактно-логическому мышлению
1) теоретические.
2) креативные.
3) половозрастные.
4) учебные.
3. Среди способностей выделяют:
1) природные и специфические человеческие.
2) первичные и вторичные.
3) общие и специальные.
4) реализуемые и нереализуемые.
4.Способности, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности:
1) теоретические.
2) креативные.
3) половозрастные.
4) учебные.
5.Генетические детерминированные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей – это:1) задатки.2) способности. 3) умения.4) навыки.Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов.
1.Если бы Адольф Гитлер посетил профессиографа в наше время, какой вид профессиональной деятельности порекомендовал бы ему специалист. Почему?
2.Можно ли считать доктора Грегори Хауса, из известного сериала, гением? Почему?
Перечень и стандарты практических умений.
Обучающийся должен знать теоретические позиции учений о способностях человека. уметь использовать знание теоретических позиций для решения практических задач. владеть теоретическими знаниями и практическими умениями для описания способностей.
Примерная тематика НИРС по теме.
1. Общие сложные способности человека.
2. Способности, одаренность и талант: взаимосвязь и различия в этих явлениях.
3. Условия ускорения развития человеческих способностей.
4. Межполовые различия в способностях, их научное объяснение.
14. Рекомендованная литература по теме занятия:
основная:
1. Маклаков, А. Г. Общая психология : учебное пособие / А. Г. Маклаков. - СПб. : Питер, 2010. - 583 с.
2. Хозиев, В. Б. Практикум по общей психологии : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. Б. Хозиев. - 5-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2009. - 272 с.
дополнительная:
1. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010.
Занятие № 17
Тема: «Психологические особенности развития личности одаренных детей».
2. Форма организации учебного процесса: семинарское занятие. Разновидность занятия: интерактивное. Методы обучения: частично-поисковый, проблемный, дискуссии.
3. Значение темы: формирование представлений о психологической особенности развития личности одаренных детей, понятия гениальность и талант.
Цели обучения:
- общая: способность и готовность к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации (ОК-1), способность и готовность к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологи (ОК-2), способность и готовность к владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-8).
- профессиональная: готовность инициировать психологические исследования: определение области прикладной психологии, предоставляющие возможности для развития исследований, проверкой и оценкой существующих методов, техник и моделей, выявлением возможности для развития фундаментальной и прикладной психологии (ПК-2), умение разрабатывать дизайн психологического исследования: формулирование проблемы и гипотезы, генерированием теоретического контекста конкретных исследований, определение параметров и ресурсов для психологических исследований, описание методологии психологических исследований, планирование и проведение исследования (ПК-3), владение приемами анализа, оценки и интерпретации результатов психологического исследования, проверка и оценка соотношения теории и эмпирических данных, подготовка отчетной документации и обобщение полученных данных в виде научных статей и докладов (ПК-4), готовность к проведению психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях клинической психологии (ПК-27).
учебная: знать историю возникновения и развития гуманистических оснований психологической науки, природу человеческой психологии, о ее специфику, структуру, феноменологию, динамику, развитие, широкий спектр методов психологии, позволяющих исследовать, корректировать, развивать психологическую реальность. уметь анализировать различные теоретические и методологические позиции, формулировать на основе теоретических данных умозаключения относительно собственной позиции на природу человека, осуществлять самоанализ собственной деятельности, оценивать собственное эмоциональное состояние. владеть навыками анализа различных теоретических и методологических позиций, навыками изучения научной литературы и официальных статистических обзоров, навыками саморегуляции, управления собственной деятельностью.
4. Место проведения определяется особенностью изучаемой дисциплины и формой занятия: учебная комната.
5. Оснащение занятия: методические рекомендации для аудиторной работы студентов.