Кондрашенко и др. Общая психотерапия 21 страница
6. Экологическая проверка. Пациент должен спросить себя, согласны ли все его части (все Я) с заключенным договором? Если возникают возражения, начните весь процесс сначала. При этом прежде всего выясните, в чем заключается возражение, и отделите его от намерения. Если же все части согласны, контракт заключен, процесс рефрейминга можно считать завершенным. Нужно ждать результатов.
Контекстуальный рефрейминг - это подбор (отыскивание) подходящего контекста для определенного поведения. Например, авторитарным можно (и нужно) быть только в определенных ситуациях, но не всегда.
Коммуникация с симптомом - это рефрейминг, помогающий избавиться от симптома.
Пример. У пациента навязчивый страх умереть от инфаркта миокарда. Выяснилось, что приступ стенокардии возник впервые после «пьянки с друзьями» и что пациент не может отказать своим друзьям, когда те предлагают выпить. Понимает, что навязчивый страх умереть «напрямую» связан со злоупотреблением алкоголем и является своего рода защитной реакцией.
В процессе рефрейминга была призвана творческая часть, которая изобрела три новых способа избежать выпивки: 1) избегать компаний; 2) оставаться с друзьями только тогда, когда самому этого хочется; 3) придумать какую-нибудь болезнь, исключающую прием алкоголя (язва желудка, панкреатит). В дальнейшей коммуникации все части пациента пришли к согласию: «Научись твердо говорить «нет» Пациент избавился не только от навязчивого страха смерти, но и от привычки злоупотреблять алкоголем.
ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ МЕТАФОРА
Техника метода состоит в умении рассказывать поучительные истории, «психотерапевтические сказки» - метафоры. По сути, каждый опытный психотерапевт (и не только психотерапевт), имеющий богатый жизненный опыт и некоторую способность сочинять, фантазировать, владеет метафорой.
Естественно, этот метод не имеет четкой техники. Однако существуют некоторые правила и определенная последовательность создания и изложения метафоры.
Правила.
1. История должна быть в чем-то идентичной проблеме пациента, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства. Она должна соприкасаться с проблемой пациента .как бы по касательной.
2. Метафора должна предлагать замещающий опыт, услышав который и проведя его сквозь фильтры своих проблем, пациент смог бы «увидеть» возможность нового выбора.
3. Если пациент не в состоянии сделать выбор самостоятельно, предложите ему сами варианты решения сходных проблем. Только не делайте это, как говорится, в лоб.
Последовательность.
1. Определите проблему.
2. Определите структурные составляющие проблемы (разбейте ее на части, наметьте основные действующие лица).
3. Найдите параллельные ситуации.
4. Определите логическое разрешение этой ситуации («Мораль сей басни такова...»).
5. Облеките эту структуру в историю, которая должна быть занимательной и скрывать истинные намерения психотерапевта. Иначе неизбежно сопротивление.
Подробно этот метод описан в книге Дэвида Гордона « Терапевтическая метафора ».
ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Понятие групповой психотерапии
Существует много определений понятия
групповая психотерапия.
Якоб Морено (Могепо, 1932) определяет групповую психотерапию как лечение людей в группах.
Станислав Кратохвил (Kratochvil, 1978) считает, что групповая психотерапия - это метод, при котором с лечебной целью используется групповая динамика, т. е. отношения и взаимодействия членов группы как с психотерапевтом, так и между собой.
Польский профессор Стефан Ледар (1990) групповой психотерапией называет такой лечебный метод, который сознательно, планомерно и систематически применяется в специально организованной лечебной группе, где психотерапевт и участники используют вербальные и невербальные методы воздействия на пациента и группу и совместно принимают активное участие в терапевтической деятельности.
Н. К. Липгарт и соавт. (1979) считают, что групповая психотерапия представляет собой принципиально новое направление терапевтической деятельности, ориентированное прежде всего на активизацию личности больного человека и изменение его отношений к своей болезни и окружающей микросоциальной среде.
А. С. Слуцкий и В. Н. Цапкин (1985) определяют групповую психотерапию как метод лечебного воздействия на личность больного через включение его в эмоционально интенсивное, психологически положительное взаимодействие со специально организованной управляемой микросредой.
Приведенные определения свидетельствуют о том, что единого представления о понятии групповой психотера-1ии на сегодняшний день не существует.
В нашей отечественной литературе эта неясность и без того сложной проблемы усугубляется еще и терминологической путаницей. Многие авторы, например, не видят разницы между терминами групповая психотерапия и коллективная психотерапия (Вельвовский, 1968; Либих, 1974; Воловик и соавт., 1983 и др.).
При коллективной психотерапии в отличие от групповой не ставится цель использования влияния на больного самой группы, ее внутренних динамических процессов, или, как говорил Роджерс, «динамики группового процесса». Когда говорят о коллективной психотерапии, речь обычно идет лишь об общности методики лечения и случайном объединении людей, мало влияющих друг на друга.
Коллективная гипнотерапия, например, благодаря взаимной индукции и феномену подражания может повысить внушаемость отдельных ее членов. Но данный метод никак нельзя назвать групповой психотерапией, и прежде всего потому, что в качестве активного агента (фактора) на пациента здесь воздействует не группа, а психотерапевт. Когда мы проводим гипнотерапию в коллективе, правильнее говорить не о коллективной, а о массовой психотерапии.
Психология масс (очередь, аудитория, митинг) и психология коллектива - это не одно и то же.
Коллектив представляет собой высшую форму социального объединения людей. Коллектив - это группа людей, отличающаяся высшей степенью организованности и психологической сплоченности во имя достижения общей цели. Причем цели эти носят обычно социальный, а не эмоциональный характер.
Таким образом, о коллективной психотерапии можно говорить лишь в том случае, если в процессе психотерапевтической работы группа больных сформировалась как единое целое, а ее члены, образовав содружество единомышленников, объединяются во имя осуществления единой цели. Коллективная психотерапия в нашем понимании - это высшая ступень групповой психотерапии.
В психотерапевтической группе в отличие от коллектива мотивом деятельности каждого индивида является собственное его выздоровление, а группа и ее члены рассматриваются только как средство для достижения этой цели.
Влияние коллектива на личность (и личности на коллектив) имеет свои достаточно сложные психологические механизмы, но они отличаются от механизмов психологии групп и психологии масс.
Таким образом, группа отличается, с одной стороны, от случайного скопления людей, а с другой - от коллектива как высшего уровня группового развития.
Группа - это социально-психологическое понятие, обозначающее определенное число лиц, включенных в типичные для них виды деятельности и регулируемых общими ценностями и нормами.
Одним из основных признаков, который отличает группу от случайного объединения людей, является способность ее участников включаться в согласованные действия, благодаря которым могут быть удовлетворены их индивидуальные потребности.
В социальной психологии традиционно выделяют следующие основные признаки группы:
осознание участниками своей принадлежности к группе;
установление определенных отношений между ними;
внутренняя организация, включая распределение обязанностей, лидерство, иерархию статусов;
действие «группового давления», побуждающего участников вести себя в соответствии с принятыми в группе нормами;
наличие определенных изменений во взглядах и поведении отдельных участников, обусловленных их принадлежностью к группе.
Группы условно делят на большие и малые, условные и реальные, лабораторные и естественные.
Малая группа - немногочисленная по составу общность людей (до 20 человек), члены которой объединены единой деятельностью и находятся друг с другом в непосредственном личном общении.
Различают группы структурированные и неструктурированные; центрированные на руководителе и центрированные на участниках; рациональные и эмоциональные (аффективные).
Психокоррекционная группа - это искусственно созданная (лабораторная) малая группа, объединенная целями межличностного исследования, личностного на-
учения и самораскрытия. Это неструктурированное взаимодействие здесь и теперь, при котором участники изучают происходящие с ними процессы межличностного взаимодействия в данный момент и в данном месте.
Лэкин (Lakin, 1972) выделяет следующие процессы и признаки, характерные, по его мнению, для психокоррекционной группы:
облегчение выражений эмоций;
возникновение ощущения принадлежности к группе;
обязанность самораскрытия;
апробирование новых навыков поведения;
санкционированная группой свобода межличностного общения (межличностные сравнения);
разделение с формальным лидером ответственности за руководство группой.
Среди психокоррекционных групп выделяют:
группы для решения проблем;
группы для обучения межличностным взаимоотношениям (группы подготовки бизнесменов, руководителей);
группы роста (самосовершенствование);
терапевтические группы.
Психокоррекционные группы, так же как и другие малые группы, могут быть центрированы преимущественно на руководителе (группа тренинга умений) или на членах группы (группа встреч).
Один из первых, кто начал использовать групповой подход в лечении больных, был бостонский врач Джозеф Пратт. Он лечил больных туберкулезом, которые не могли позволить себе лечение в стационаре. Пратт собирал таких больных в группы, говорил с ними о гигиене поведения, о лечебном воздействии свежего воздуха и хорошего питания. В свою очередь больные рассказывали о своих жизненных ситуациях, переживаниях, обсуждали проблемы и поведение отдельных участников своей группы.
Вначале такой групповой подход в лечении больных имел чисто экономический смысл, но в последующем Пратт обратил внимание на то, что сама группа, воздействие ее членов друг на друга являются достаточно мощным психотерапевтическим фактором, который положительно воздействует на течение основного заболевания. Пратт настолько уверовал в целебные свойства группы, что разработал методику групповой терапии для людей, не имеющих соматических заболеваний.
Большое влияние на формирование групповой психотерапии оказали работы Фрейда, касающиеся изучения психологии масс, взаимоотношений масс и лидера и т. д. Его ученики Альфред Адлер, Луис Уэндер, Пауль Шильдер одними из первых попытались использовать психоаналитическое лечение в условиях группы.
Однако родоначальником групповой психотерапии считают Якоба Морено, ему же принадлежит и термин «групповая психотерапия» (Могепо, 1932). В 1931 г. Морено основал первый профессиональный журнал «Impromptu», переименованный в последующем в «Group Psychotherapy».
Значительное влияние на развитие групповой психотерапии оказал Карл Роджерс. Он заложил основы гуманистического направления в психотерапии. Его «терапия, центрированная на клиенте», понятия об «энкаунтер-группах», «процессе встреч» заложили основу антиавто-эитарной недирективной психотерапии.
Несомненное влияние на исследование малых пси-сокоррекционных групп оказали работы Курта Левина, особенно его «теория поля». Еще полвека назад он говорил, что «легче изменить индивидуумов, собранных » группу, чем каждого из них в отдельности» (Lewin, L951).
В 1978 г. в Праге была издана книга Станислава Сратохвила «Групповая психотерапия неврозов», которая стала настольной книгой для врачей, практикующих групповую психотерапию.
Среди современных отечественных ученых много сделали для развития групповой психотерапии С. С. Либих, I. Л. Гроссман, Н. В. Иванов, А. И. Захаров и др.
В 1990 г. под редакцией Б. Д. Карвасарского и С. Леера (Польша) в издательстве «Медицина» издана моно рафия «Групповая психотерапия». В том же году и с тем се названием переведена с английского книга Кьелла Рудестама, материалы которой частично используются нами в этой главе.
Психология психокоррекционной группы
Малая группа - это общество в миниатюре. Такие скрытые факторы, как социальное влияние и давление партнеров, действие которых мы повседневно ощущаем в жизни, на работе, в семье, проявляются и в психокоррекционной группе. Принципиальное преимущество психокоррекционной группы - это возможность получения по законам обратной связи эмоциональной поддержки от участников группы, имеющих общие проблемы и общие цели.
В группе человек чувствует себя принимающим и принятым, доверяющим и пользующимся доверием, заботящимся и окруженным заботой, помогающим и получающим помощь. В такой обстановке взаимопонимания и взаимодействия облегчается процесс разрешения межличностных конфликтов, возникающих вне группы. Человек пробует и осваивает новые навыки поведения, у него появляется возможность экспериментировать с различными стилями межличностных отношений.
Психокоррекционная группа может облегчить процесс самоисследования и самопознания, проверить посредством группового мнения уровень самооценки, реальность собственных притязаний. Часто люди знают себе цену и знают, чего они хотят, но если эти личностно значимые ценности принимаются группой, то самораскрытие и самореализация становятся более реальными.
Формирование группы
Состав группы определяется ее типом (группа встреч, группа умений и т. п.), а также формой и содержанием предполагаемой психотерапевтической работы.
Первый вопрос, который приходится решать врачу при формировании группы, это вопрос о показаниях и противопоказаниях для групповой психотерапии.
Диапазон показаний к групповой психотерапии достаточно широк - от неврозов до ремиссии шизофрении. Однако соотношения показаний и противопоказаний всегда представляют большую трудность. Показания зависят от типа группы и метода психотерапии.
Strotzka (1986) считает, что обычные «жизненные трудности» легко преодолеваются «разговорной» терапией; при изолированных симптомах (фобии) более целесообразна поведенческая психотерапия; характерологические нарушения легче корригируются гештальт-терапией или с помощью психодрамы; при алкоголизме и наркоманиях более эффективна недирективная групповая психотерапия и т. д.
Противопоказаниями для групповой психотерапии являются низкий интеллект и психозы. Особую сложность создают больные, склонные к образованию бредовых идей отношения, преследования и физического воздействия.
Относительными противопоказаниями могут служить тяжелые формы психопатий, особенно возбудимого круга (эксплозивные, эпилептоиды). С осторожностью следует включать в группу людей с выраженными физическими недостатками (уродов, глухих, слепых). Б. Д. Карвасарский (1985) считает, что абсолютно недопустимо включать в одну и ту же группу людей, «находящихся за ее пределами в служебных или каких-либо иных отношениях».
Группы могут быть большими (до 30 чел.) и малыми (3-4 чел.). Когда группа слишком велика, возникает тенденция к обособлению отдельных подгрупп со своими интересами и обратными связями. Такие группы трудно управляемы, а терапевтический эффект их низок. Если группа слишком мала, то резко снижается интенсивность межперсональных взаимодействий. Такая группа скорее напоминает группу больных, пришедших на консультативный прием.
Большинство психотерапевтов отдают предпочтение группам из 8-12 человек (Kratochvil, 1978; Kellerman, 1979). Такие группы достаточны, чтобы обеспечить эмоциональную близость ее участников и создать между ними обратную связь.
При комплектовании группы всегда встает вопрос:
какой она должна быть по составу - гетерогенной или гомогенной?
В основе определения однородности или неоднородности группы обычно лежат три основных критерия:
1) демографический (возраст, пол, образование);
2) клинический (симптомы, синдромы, диагноз);
3) личностный (характер, интеллект, интересы).
Сторонники гетерогенных групп аргументируют свою точку зрения желанием создать модель общества в миниатюре (Bennis, Shepard, 1974). В гетерогенных группах эмоциональное напряжение и степень конфронтации могут быть более выраженными, а способы решения конфликтов - более естественными. Однако гетерогенность может способствовать изоляции отдельных членов Группы, что, естественно, не способствует улучшению психотерапевтического воздействия.
Пожилой интеллигентный человек, попавший в группу современной, не очень деликатной молодежи, в лучшем случае будет чувствовать себя неуютно, в худшем - может стать предметом насмешек.
Гомогенные группы более сплочены, менее конфликтны, члены ее более, чем в гетерогенных группах, склонны к эмоциональной поддержке друг друга. В то же время гомогенная группа является плохой ареной для споров и решения острых конфликтных ситуаций.
Гомогенность и гетерогенность группы является предметом выбора. Первые более эффективны там, где сроки лечения невелики, а целью лечения является наиболее быстрое создание «мягкого» психотерапевтического климата. Вторые более целесообразны в тех случаях, когда лечение рассчитано на более длительный срок и направлено в основном на коррекцию характера, поведения.
В наших условиях, когда речь чаще всего заходит о лечении больных неврозами, алкоголизмом, заиканием, с сексуальными нарушениями, соматическими заболеваниями, а сроки лечения ограничены, большинство психотерапевтов предпочитают работать с гомогенными (в клиническом и демографическом плане) группами.
Иногда в группу больных неврозами для «остроты» создаваемых ситуаций целесообразно включить одного-двух истероидных психопатов. При формировании группы только из психопатов целесообразно соблюдать определенную пропорцию из возбудимых (эксплозивные, эпилептоиды), тормозимых (астеники, психастеники), истероидных и паранойяльных личностей.
Опыт показывает, что работа только с одними психастениками или истерическими психопатами создает много трудностей в группе и снижает качество лечения.
Частота и длительность занятий определяются многими факторами (характер лечебного учреждения, форма и цель лечения). Оптимальными в условиях стационара считаются 3-4 занятия в неделю, каждое продолжительностью по 60-90 минут.
Роли и нормы
Психология малой группы включает в себя такие понятия, как роли, нормы, лидерство, типы поведения, групповой процесс.
Роли - это поведение, принятое членами группы и рассматриваемое ими как соответствующее групповым интересам.
Каждый член малой группы, будь то производственный коллектив или семья, играет в ней ту роль, которую считает подходящей для себя и для этой конкретной группы (заведующий отделением, отец семейства и т. д.).
Опираясь на собственный опыт, каждый человек приходит в психокоррекционную группу уже с определенным настроем на ту роль, которую он в ней будет играть. Роль пациента в лечебной группе чаще всего отличается от той, которую он играет вне группы. Например, вне группы пациент - ответственный работник, руководитель, глава семьи, а группа определяет ему роль, не связанную с лидерством. Это требует от пациента психологической перестройки, понимания необходимости новой роли, а при ее принятии - гибкости в ролевой тактике.
Богданов и Элбом (Bogdanoff, Elbaum, 1978) считают, что потребность той или иной роли появляется в процессе формирования межличностных отношений, особенно при возникновении в группе острых ситуаций и конфликтов. Уже в самом начале формирования группы в ней обязательно появляются такие персонажи, как Вожак, Нытик, Скептик и т. д.
Обычно наиболее типичные роли отличаются своей полярностью, как бы противопоставлены друг другу.
На этом основании Лири (Leary, 1957) все групповые роли расположил на двух осях: гнев - любовь, сила - слабость. Келлерман (Kellerman, 1979) выделил восемь основных типов ролей, разделенных на четыре пары полярных противоположностей: Романтик - Проверяющий, Невиновный - Козел отпущения. Философ - Ребенок. Пуританин - Объединяющий.
Принятая каждым участником группы «новая» роль помогает психокоррекционной группе выполнять свои основные задачи.
Эффективная группа нуждается в равновесии положительного и отрицательного. Поддерживающая, корригирующая функция группы включает в себя не только дружеские, но и недружеские действия, не только согласие, но и несогласие. Чем более гибкими, пластичными будут участники группы в своих ролях, тем более эффективной будет группа в достижении своей конечной цели.
Нормы - это принятые правила поведения, руководящие действиями участников и определяющие санкции наказания при их нарушении. Типичными нормами психокоррекционных групп являются самораскрытие и честность. Подчинение групповым нормам связано со статусом участника группы и сплоченностью группы.
Нормы существуют в любой группе и в любом обществе, а нарушение принятых норм всегда предусматривает наказание. Чем жестче нормы и суровее наказание за их нарушение, тем авторитарнее группа. Примером могут служить неформальные авторитарные группы асоциальных подростков (Кондрашенко, 1988).
Каждая психокоррекционная группа устанавливает свои нормы поведения, но в каждой из них обычно поощряются эмпатия, правдивость, теплота и открытость.
По мнению Б. Д. Карвасарского (1985), каждый член психокоррекционной группы обязан:
выполнять распорядок групповых занятий;
говорить в группе обо всем открыто и искренне;
не выносить за пределы группы того, что происходит во время групповых занятий;
помогать товарищам по группе осознавать и изменять свой способ поведения, если он противоречит общепринятым нормам;
отказаться от общих фраз, говорить о проблемах и переживаниях, как своих собственных, так и товарищей по группе, конкретно и по принципу здесь и теперь;
выслушивать взгляды, мнения и советы членов группы, обдумывать их, но принимать решения самостоятельно.
Подчинение перечисленным нормам не является обязательным, но от их соблюдения или несоблюдения зависит эффективность работы психокоррекционной группы и, следовательно, эффективность лечения.
Выполнение норм поведения во многом зависит от информированности и сплоченности группы.
Левин (Lewin, 1951) определял сплоченность как «тотальное поле сил, формирующее у участников чувство принадлежности к группе и желание в ней остаться».
Имеются наблюдения, свидетельствующие о том, что в гомогенных группах подчинение нормам более выражено, чем в гетерогенных.
Руководство группой
Стиль руководства. Левин, Липпитт и Уайт (Lewin, Lippitt, White, 1939) выделяют следующие три стиля руководства группой: авторитарный, демократический и попустительский.
Авторитарный стиль. Все виды поведения пациентов в группе определяются руководителем (психотерапевтом).
Он дает задания, побуждает к действию, критикует или поощряет, разъясняет, руководит дискуссией и т. п. Психотерапевт при этом стиле - самый активный и авторитарный участник работы группы.
Демократический стиль. Деятельность группы определяется коллективным разумом. Психотерапевт направляет деятельность группы через дискуссию, групповое решение, а сам занимает позицию активного партнера.
Попустительский (антиавторитарный) стиль. Психотерапевт полностью устраняется от руководства
группой и занимает роль наблюдателя или беспристрастного комментатора. В крайних случаях он только задает наводящие вопросы, но не дает советов и не оценивает ход событий.
Специально проведенные исследования показывают, что оптимальный стиль руководства в психотерапевтической группе - демократический (Рудестам, 1990). Однако опытные психотерапевты знают, что стиль руководства может меняться в зависимости от психологического климата и экстраординарных ситуаций, которые нередко возникают в группе. В таких случаях авторитарное руководство может быть более эффективным, чем позиция невмешательства. Существует определенная закономерность: чем более сплочена группа, тем менее активен и авторитарен руководитель. Во всяком случае даже при полном, казалось бы, невмешательстве в работу группы опытный психотерапевт никогда не теряет контроля над группой и держит нити управления в своих руках.
Личность руководителя. Определенное влияние на эффективность руководства группой оказывают личные качества психотерапевта. Этому вопросу посвящено огромное количество литературы. Не вызывает сомнения и тот факт, что, для того чтобы стать неформальным лидером, нужно обладать определенными личностными качествами. Ясно также и то, что ни одна, даже самая яркая, черта личности еще не может определять личность, а тем более ее лидерские качества.
Тем не менее Славсон (Slavson, 1962) выделяет следующие основные качества, которые, по его мнению, необходимы для лидера: уравновешенность, рассудительность, зрелость, сила Я, высокий порог возникновения тревоги, восприимчивость, интуиция, эмпатия, богатое воображение, решительность, желание помочь людям, терпимость к фрустрации и неопределенности.
Рудестам (1990) специфическими лидерскими качествами считает: энтузиазм, умение убеждать и подчинять себе окружающих, уверенность в себе и ум.
Функции руководителя. Психотерапевт в психокоррекционной группе обычно играет одну из следующих поведенческих ролей: эксперта, катализатора, дирижера, активного (идеального) партнера.
На Западе психотерапевт чаще всего играет роль эксперта, у нас - дирижера. Это зависит от степени авторитарности группы и формы психотерапии.
Эксперт обычно комментирует поступки и диалоги участников, стараясь связать ситуации, возникающие здесь и теперь, с ситуациями и проблемами из повседневной жизни. Чрезмерное увлечение ролью комментирующего эксперта может нарушить групповой процесс и превратить лечебную группу в учебный класс.
В роли катализатора психотерапевт, по образному выражению Фиберта (Fiebert, 1968), «как бы держит перед группой зеркало для того, чтобы участники могли видеть свое поведение».
Используя свой профессионализм и интуицию, а главное, такие качества, как искренность и эмпатия, психотерапевт в роли катализатора стимулирует к действию здесь и теперь, помогает наладить обратную связь и быстрое реагирование участников группы на создаваемые ситуации.
В роли дирижера психотерапевту обычно приходится выступать на первых этапах формирования группы или в трудных ситуациях, когда участники группы заходят в тупик.
Тупиковая ситуация в группе обычно сопровождается повышением уровня тревожности. Умеренная тревожность является хорошим лечебным фактором (Shapiro, 1978). Задача психотерапевта в роли дирижера состоит в том, чтобы вывести группу из тупиковой ситуации, все время сохраняя невысокий уровень тревожности.
В недирективных (антиавторитарных) группах психотерапевт выступает обычно в качестве активного партнера, образцового участника. В этой роли он может олицетворять образец открытости, аутентичности и на своем примере продемонстрировать процесс самораскрытия. Пример самораскрытия положительно влияет на поведение участников группы, подталкивая их к подражанию, но здесь психотерапевту, как ни в какой другой роли, необходимо соблюдать чувство меры, так как интимное самораскрытие лидера может грубо нарушить групповой процесс.
Рудестам в связи с этим подчеркивает: «Руководитель в группах роста и в терапевтических группах должен быть отчасти артистом, отчасти ученым, соединяющим чувство fen интуицию с профессиональным знанием методов и концепций».
Типы поведения в группе
В социальной психологии выделяют четыре основных типа поведения людей в малой группе. :! Обособляющий тип. Хорошо выражена индивидуальная ориентировка. Оптимальное решение задач возможно только в условиях относительного обособления от группы, самостоятельно.
Ведомый тип. Выражена тенденция к конформности, подражательству, добровольному подчинению. Оптимальное решение групповой задачи возможно в контакте с более уверенными и компетентными членами группы.
Лидирующий тип. Индивидуум ориентирован на власть в группе. Оптимальное решение задач возможно при условии подчинения себе других членов группы.
Сотрудничающий тип. Индивидуум постоянно стремится к совместному с другими решению задач и следует за группой в случаях разумных решений.
Знание типов поведения участников группы помогает психотерапевту при распределении ролей, способствует более глубокому пониманию механизмов психологической несовместимости отдельных ее членов.
Совпадение формального и неформального лидера в одном лице упрощает ситуацию, несовпадение делает групповой процесс более сложным.
Групповой процесс
Понятие групповой процесс (групповая динамика) впервые введено Куртом Левиным в 1936 г. Центральная идея этого понятия состоит в том, что законы поведения индивидуумов в группах следует искать в познании детерминирующих их «социальных и психологических сил».
В дальнейшем это понятие применительно к психокоррекпионным группам было разработано Роджерсом, Шутцем и др. (см. раздел: «Карл Роджерс и терапия, центрированная на клиенте»).
Кельман (Kelman, 1963) рассматривает групповую психотерапию как «ситуацию социального влияния», а в групповом процессе выделяет три этапа: податливость; идентификацию; присвоение.