Методика наблюдения за фиксациями взгляда ткачих-четырехстаночниц льноткацкого производства при разработке брака

/. Исходное представление об объекте изучения. Продуктивность тру­да ткачихи определяется в конечном счете временем, в течение кото­рого работают (без брака) станки. Наблюдаемые обслуживают по четы­ре так называемых "тяжелых" станка.

Схема рабочего места ткачихи (вид сверху)

Методика наблюдения за фиксациями взгляда ткачих-четырехстаночниц льноткацкого производства при разработке брака - student2.ru

Методика наблюдения за фиксациями взгляда ткачих-четырехстаночниц льноткацкого производства при разработке брака - student2.ru

Обозначения: прямоугольники — станки; цифры — условные номера станков; Р — "работница" — место, где стоит ткачиха у станка при разработке брака (в данном случае у станка 1); передние планы станков (грудницы) — жирные линии, задние их пла­ны — пунктирные.

Если станок остановился, ткачиха должна как можно быстрее пус­тить его, выполнив необходимые работы (такие, как ликвидация обры­ва, отрыва — одновременного обрыва многих нитей, разработка брака).

Разработка брака состоит в том, что работница точными и быстры­ми движениями с помощью шила извлекает уточные (т. е. располагаю­щиеся поперек основы) нити на участке куска ткани, где образовался брак — "дыра", "подплетина" и пр. Каждая нить в отдельности отделя­ется шилом от опушки (края) ткани, подцепляется и вытягивается, вы­таскивается из переплетений с нитями основы. По мере извлечения нитей ткачиха удерживает их в левой руке. Окончательное вытаскива­ние каждой нити осуществляется левой рукой, в которой и накаплива­ется пучок извлеченных нитей.

Пока ткачиха разрабатывает брак на одном станке, нужно посматри­вать и на другие ("идущие") станки, чтобы предотвратить возможные длительные их простои. От зоны разработки брака ткачиха время от вре­мени переводит взгляд на остальные станки (примерно на 80, 130 и 180°). Идеальным было бы такое положение, если бы ткачиха была постоянно обращена к каждому из станков. Поскольку это невозможно практиче­ски, желательно "оглядываться", как говорят ткачихи, на необслуживае­мые станки как можно чаще, ибо на любом из них в любой момент мо­жет произойти обрыв одной нити или нескольких и т.д. Но делать это нелегко, поскольку разработка брака должна выполняться максимально быстро и тоже требует внимания.

Перемещение взгляда работницы от обслуживаемого станка к другим станкам, от одного станка к другому можно интерпретировать как:

• акты произвольного внимания;

• акты переключения внимания (частный случай проявления про­извольного и послепроизвольного внимания);

• акты контроля за состоянием на рабочем месте;

• как поведенческие симптомы реализации сознаваемого правила или системы правил осмотра станков ("смотреть как можно ча­ще", "чаще смотреть на плохо идущий станок" и т.п.);

• как ориентировочные реакции в ответ на особенности измене­ний внешней обстановки (например, рабочих шумов и других естественных индикаторов технологического процесса);

• акты ориентировочной деятельности в связи с изменениями мысленного образа технологического процесса (ткачиха мыслен­но ведет процесс, предвидя, что и где может произойти, учиты­вает вероятность появления неполадок в зависимости от извест­ных ей особенностей каждого станка — этот "рвет основу сле­ва", "на этом быстро ослабевает натяжение основы", "у этого не всегда срабатывает автомат зарядки челноков" и т.д.).

2. Программа наблюдения.

1) Единицы наблюдения (т. е. определяемые исследователем цело­стные, системные организации определенных внешних проявлений психики в конкретных условиях, или наблюдаемые события). Актом фиксации взгляда на одном из станков условно считается поворот голо­вы работницы в сторону станка с задержкой взгляда на нем до перевода его (взгляда) на другой станок. Обследование взглядом разных планов станков (переднего плана — грудницы станка, товарного валика; сред­него — ремизок, зева; заднего — основы, навоя) условно считается за одну фиксацию, поскольку наблюдатель в обсуждаемой ситуации не в состоянии констатировать достаточно точно все перемещения взгляда работницы при осмотре всех станков. Это можно было бы сделать в случае, если бы он изучал перемещения взгляда работницы, занятой у одного станка;

2) Фиксационные точки единиц наблюдения (т. е. моменты начала и конца единиц наблюдения). В данном случае эти точки не выделяют­ся, поскольку время фиксации взгляда не измеряется, а измеряется час­тота осмотров станков в единицу времени. Ориентировочно началом единицы наблюдения можно считать начало поворота головы работни­цы в сторону одного из необслуживаемых станков, концом единицы наблюдения — поворот головы в сторону любого другого станка (одновременно это будет и началом следующей единицы наблюдения).

3. Организация и процедура наблюдений. Факт присутствия наблюда­теля около рабочего места ткачихи поясняется в предварительной бесе­де с ней тем, что поскольку она одна из хороших работниц, то опыт ее работы представляет ценность для совершенствования обучения и по­вышения квалификации начинающих ткачих и тем более для учащихся соответствующей профессиональной школы, профтехучилища. Изуче­ние ее опыта имеет также значение для науки. Наблюдатель — работ­ник (или студент) университета (а не инженер-нормировщик, напри­мер). Для обеспечения необходимого процесса адаптации к наблюда­телю, он "стоит" не только у этой ткачихи, но также и у других ра­ботниц. Длительность адаптационного периода определяется наблюда­телем.

Понятно, что обоснование, "оправдание" факта присутствия на­блюдателя должно строиться с учетом конкретных обстоятельств, про­изводственных отношений, типичных мотивов наблюдаемых работни­ков (ситуация внедрения в стране так называемых рыночных отноше­ний порождает и соответствующий образ мыслей ("чихнул — плати"), поэтому, вообще говоря, изучение, "изъятие" ценного личного опыта работника может в этих условиях вызывать ожидания о вознагражде­нии; мы же здесь опираемся на случаи, когда наши наблюдаемые счи­тали само собой разумеющимся, что ценным опытом работы надо де­литься с другими бескорыстно).

В ходе основного наблюдения исследователь выжидает ситуации, когда на каком-либо станке появится брак такой величины, чтобы раз­работка его заняла не менее минуты. При этом недостаточно, чтобы брак появился, важно, чтобы станки, где сейчас нет брака, были "на ходу". Итак, возникла ситуация — на одном станке достаточно боль­шой брак, остальные станки на рабочем месте наблюдаемой "идут".

Наблюдатель выбирает позицию (позицию наблюдателя) "по диа­гонали" относительно ткачихи и при этом на заднем плане соответст­вующего станка (например, если ткачиха обслуживает станок 1, разра­батывает на нем брак, то наблюдатель занимает позицию на заднем плане около станка 4).

Увидев, что ткачиха приступила к извлечению первой нити при разработке брака, наблюдатель пускает секундомер, держа его все время в поле зрения, чтобы не упустить момент истечения минутного интер­вала, и приступает к протокольной регистрации единиц наблюдения способом, описанным ниже (в следующем разделе методики). Учиты­ваются все минутные интервалы, целиком уложившиеся в период раз­работки ткачихой брака. Секундомер при этом не останавливается. Ко­личество необходимых наблюдений определяется общепринятым (в математической статистике) способом.

В протоколе должны быть отмечены дата наблюдения, время, фа­милия наблюдателя, фамилия или индекс наблюдаемого.

Очень важно, чтобы наблюдатель вел себя и выглядел очень осмот­рительно: не сидел, если наблюдаемый работает стоя, и непрерывно был занят работой. Одежда наблюдателя должна быть неброской (рабочий халат). Если наблюдатель будет производить на наблюдаемого впечатление бездельника или человека, занятого не ответственной ра­ботой, "глазеющего", "зевающего", а тем более демонстрирующего се­бя или нарушающего привычные в данном сообществе нормы поведе­ния, это может привести к возникновению стойкого смыслового барье­ра между ним и не только наблюдаемыми, но и другими рабочими це­ха, может повлиять отрицательно на репутацию психолога вообще. Промежутки времени, в течение которых наблюдатель выжидает нуж­ные ему ситуации, можно заполнять ведением дневниковых или иных записей.

4. Предметное оснащение методики и способы регистрации результа­тов наблюдения. Сразу же заметим, что желание "возложить" тяготы наблюдения, скажем, на кино- или телекамеру не избавляет исследова­теля от последующей пошаговой обработки технического материала. Кроме того, полученный при этом результат сильно зависит от того, кто и как оперирует съемочной камерой. Так, например, многие даже документальные фильмы о людях, занятых тем или иным трудом, от­снятые профессиональными операторами с участием режиссеров, осве­тителей и пр., как правило, не многое дают психологам. Почему? В кино и телевидении полагается как бы неприличным держать одну "картинку" более 6—8 секунд. И вот вам хотят показать работу, ска­жем, машиниста электровоза; что же вы видите на экране? То сосредо­точенный взгляд машиниста, то начинающее вращаться колесо, то по­плывшую в окне окрестность, то летящие навстречу рельсовые пути, то опять лицо машиниста и пр. Смотреть это "просто так", быть может, и интересно, а изучить по таким материалам нечто стоящее невозможно — вас "давит" доктрина съемочной группы, эта группа как бы водит вашим взором, оставляя вам роль относительно пассивного созерцателя преподносимого зрелища.

Так что не следует обесценивать "живое" наблюдение и простей­шие технические средства регистрации его результатов. Это дело трудо­емкое, но зато в научном отношении достаточно плодотворное. Вер­немся к нашему конкретному случаю.

Наблюдатель располагает секундомером с обязательно привязанной к нему ленточкой-петлей, которая вешается либо на шею наблюдателя, либо на кисть руки. Эта "мелочь" имеет важное значение, поскольку случайно выскользнувший из руки секундомер влечет много неприят­ных последствий. Наблюдателю необходим планшет (твердый лист кар­тона, фанерка или папка), подкладываемый под листы протокола, или хорошо раскрывающаяся тетрадь с твердыми корками, ибо запись ве­дется в положении стоя. Листы протокола должны быть заранее раз­графлены.

Запись ведется условными знаками в двух столбцах. В левом столбце протокола проставляется номер станка, на котором ткачиха разрабатывает брак (номер обслуживаемого станка), в правом — но­мера станков, фиксируемых взглядом. При этом номера станков, фиксируемых взглядом до тех пор, пока взгляд не возвратится к об­служиваемому станку, записываются в одной строке в соответствии с последовательностью фиксаций. После возврата взгляда в исход­ное положение (к обслуживаемому станку) запись перемещается в следующую строку. После истечения минутного интервала делается горизонтальная черта.

Например, фрагмент записи, приводимой ниже слева, означает сле­дующее.

3 1
 
  3 1 2
 
 
 
  42 1
  42 1
  42 1
 
  3 1 2

Разрабатывая брак на станке 4, работница сначала взглянула на станок 3 и, не возвращая взгляд в исходное положение, — на станок 1. Затем взгляд вернулся к станку 4 (этому соот­ветствует перевод записи в очередную строку), после этого ткачиха взглянула только на ста­нок 3 и опять вернула взгляд к станку 4;

затем ее взгляд проследовал к станкам 3, 1 и 2 поочередно (как бы "серийно", то есть без возврата каждый раз к работе на станке 4) и лишь после этого снова вернулся к станку 4;

далее — взгляд только на станок 2 с после­дующим возвратом к исходному положению и еще два таких же "одиночных" взгляда на ста­нок 3.

Следующий минутный интервал относится уже к случаю обслуживания станка 3 (расшиф­руйте запись самостоятельно) и т.д.

5. Первичная обработка данных, перечень показателей, форма представления результатов наблюдения. Подсчиты­ваются, определяются:

а) среднее количество фиксаций взгляда в минуту — медиана, мода распределения 20 — 25 зарегистрированных минутных интервалов в сравнимых условиях (дневная или вечерняя смена, начало, конец рабо­чего дня, опытные или начинающие рабочие и т.д. в зависимости от целей исследования);

б) преобладание доли одиночных или серийных ("кучных") фикса­ций в среднем по всем сравнимым случаям. А именно: учитывается доля строк в протоколах, где отмечены сразу подряд три станка, и доля строк, где отмечены одиночные станки;

в) меры рассеяния данных, например, абсолютный размах вариа­ции, полуинтерквартильный размах.

Данные представляются в виде таблицы. Особые примечания на­блюдателя вносятся текстуально в произвольной форме.

6. Справка о применении данной методики. В результате применения данной методики было установлено, что вопреки теоретическим ожи­даниям ткачихи, характеризующиеся относительной инертностью нерв­ных процессов, чаще фиксируют взглядом необслуживаемые станки, чем ткачихи, отличающиеся относительной подвижностью нервных процессов. "Инертные" обнаруживают в среднем пять-шесть фиксаций в минуту, и среди них не было таких, у которых эта частота была бы ниже. "Подвижные" обнаруживают в среднем три-четыре фиксации в минуту и в редких случаях более высокую. Это соотношение статисти­чески не случайно. Объяснить его можно тем, что "инертные" работ­ницы компенсируют свою сниженную моторную мобильность за счет усиленной ориентировки, в то время как "подвижные", полагаясь на свою расторопность, меньше уделяют внимания систематической ори­ентировке в ситуации. До применения описанной методики предпола­галось, что, поскольку по литературным данным, переключение внима­ния зависит от подвижности нервных процессов (чем выше уровень подвижности нервных процессов, тем чаще акты переключения внима­ния), подвижные должны чаще "оглядываться" на станки в рассматри­ваемой ситуации [139].

Приведенные выше примеры методик наблюдения не исчерпывают типовых вариантов организации работы психолога в роли наблюдателя (о методе наблюдения и соответствующих методиках см. также [292]). Одна из задач психологии труда — повышать уровень культуры метода наблюдения.

Вопросы и темы для размышления и разработки

1. Наблюдение: не вчерашний ли это день науки?

2. Как наблюдение может быть объективным методом, если наблюдает субъект?

3. Есть ли истины естественных наук, установленные мето­дом наблюдения?

Тема 1. Технические средства психологического наблюдения и наблюдатель.

Тема 2. Возможности и ограничения наблюдения в разных психологических науках (к психологии труда самих психологов).

Тема 3. Внутренние средства психолога-наблюдателя.

Наши рекомендации