Характеристика приемов и методов, применяемых на занятиях элективного курса
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Основные требования к знаниям, умениям, навыкам обучающихся
Обучающиеся должны
знать:
ü требования, предъявляемые к итоговому сочинению;
ü критерии оценивания итогового сочинения;
ü теоретико-литературные понятия
-
Уметь
1. создавать свой собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным литературным языком, выстраивать свой текст по определённой модели,
2. рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме одного из предложенных тематических направлений:
ü выбрать одну тему;
ü выбрать литературный материал (одно или несколько произведений — количество не важно, важна глубина раскрытия темы), наиболее подходящий для раскрытия темы;
ü сформулировать свою точку зрения;
ü аргументировать свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках выбранной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы (повашему выбору);
ü продумать композицию сочинения;
ü грамотно оформить его (кстати, вам разрешается пользоваться орфографическим словарём).
3. применять на практике теоретико-литературные понятия;
4. - анализировать творческие образцы сочинений различных жанров;
5. осуществлять речевое оформления собственных работ;
6. уместно употреблять средства художественной выразительности;
7. редактировать собственные и чужие сочинения.
Программа базируется на учебно-методических материалах по литературе, русскому языку и анализе результатов написания сочинения предыдущего года
Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса
Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися.
Формы проведения занятий: урок-лекция, урок-практикум, урок исследование.
Содержание элективного курса.
Требования к сочинению на литературную тему. Критерии оценивания. Различение понятий тема - проблема - тезис.
Сочинение как текст. Основные признаки текста. Вступление, аргументация, заключение. Сбалансированность частей работы, соответствие определённой стилистике.
Пять тематических направления, утверждённые на 2016-2017 учебный год
Важность отбора литературного материала. Выбор темы сочинения. Цитирование. Развёрнутый план работы рад сочинением.
Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды вступлений Заключительная часть сочинения. Виды заключений.
Аргументация. Способы ввода аргументов в текст сочинения.
Речевое оформление. Обоснованное использование средств выразительности.
Редактирование текста сочинения
3. Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Название раздела | кол-во часов |
Введение:что, когда, зачем и как? Тематические направления 2016-2017 учебного года. Критерии оценивания. Различение понятий тема - проблема - тезис. | ||
Вопросы, которые волнуют выпускников: тема, вступление, аргументация, заключение. Приём «Слово-магнит»[1]: | ||
Сбалансированность частей сочинения. Практическая работа над вступлением к темам направления 1 «Разум и чувства» | ||
Практикум: анализ и редактирование домашнего сочинения | ||
Тематическое направление 2 «Честь и бесчестие».Отбор литературного материала. Приём «Облако мыслей». Подготовка к домашнему сочинению | ||
Работа над сочинением (направление 2) | ||
Тематическое направление 3 «Победа и поражение».Отбор литературного материала. Приём «Вершина» | ||
Работа над сочинением (направление 3) | ||
Тематическое направление 4 «Опыт и ошибки».Отбор литературного материала. Приём «Предмет как проблема». | ||
Работа над сочинением (направление 4) | ||
Тематическое направление 5 «Дружба и вражда».Отбор литературного материала. Приём «Дерево предсказаний» | ||
Работа над сочинением (направление 5) | ||
«Проба пера»: коллективно-групповое написание сочинения. | ||
Итоговое занятие. Занятие-консультация | ||
Итого | 19 часов |
Табличное представление календарно - тематического планирования.
IIполугодие–19 часов
Всего: часов 19часов
№ урока | Дата | Наименование разделов и тем | Количество часов | |
Планируемая | Фактическая | |||
12.01. | Введение:что, когда, зачем и как? Тематические направления 2016-2017 учебного года. Критерии оценивания. Различение понятий тема - проблема - тезис. | |||
2-3 | 17.01. 24.01 | Вопросы, которые волнуют выпускников: тема, вступление, аргументация, заключение. | ||
07.02. | Сбалансированность частей сочинения. Практическая работа над вступлением к темам направления 1 «Разум и чувства». | |||
5-6 | 14.02. 21.02. | Практикум: анализ и редактирование домашнего сочинения | ||
28.02. | Тематическое направление 2 «Честь и бесчестие».Отбор литературного материала. Подготовка к домашнему сочинению. | |||
8-9 | 07.03 14.03. | Самостоятельная работа над сочинением по темам направления 2 «Честь и бесчестие» | ||
21.03. | Тематическое направление 3 «Победа и поражение».Отбор литературного материала. Подготовка к домашнему сочинению. | |||
11-12 | 04.04. 11.04. | Работа над сочинением по темам направления 3 «Победа и поражение» | ||
18.04. | Тематическое направление 4 «Опыт и ошибки».Отбор литературного материала. | |||
25.04. | Подготовка к домашнему сочинению (направление 4) | |||
02.05. | Тематическое направление 5 «Дружба и вражда».Подготовка к домашнему сочинению. | |||
10.05. | Анализ и редактирование домашних сочинений по темам направления 5«Дружба и вражда». | |||
17 -18 | 16.05. 23.05. | «Проба пера»: самостоятельное написание сочинения (тема на выбор) сочинения. | ||
30.05. | Итоговое занятие. Занятие-консультация |
ПРИЛОЖЕНИЕ№ 1
Характеристика приемов и методов, применяемых на занятиях элективного курса
№ занятия | название | характеристика | примеры |
Занятия 4-5[2] (при выполнении домашнего задания) | Приём «Цветные поля”. | Используется с целью создания психологически комфортной обстановки на уроке. Ученик, выполняя письменную работу, отчёркивает поля цветными карандашами, и эти цвета имеют смысловую нагрузку: красный – «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки», зелёный – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам исправлю», синий – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю», чёрный – «Не относитесь, пожалуйста, серьёзно к этой работе, я ещё учусь» | |
Занятие 2 | Приём «Слово-магнит» | Каждое слово предлагается оценить: какое оно, какой у него знак («плюс» или «минус»)? Какие слова оно «притягивает» к себе? Получаются целые «магнитные» семантические поля. | |
Занятие 7 | Приём “Облака мыслей”. | Работа над направлением «Честь и бесчестие» 1. Учащиеся приводят первые пришедшие в голову признаки предложенного направления итогового сочинения, не останавливаясь на них подробно. После того как основные характеристики перечислены, они записываются на доске или листе бумаги и систематизируются в соответствии с заданными показателями 2. Работа над темами сочинений данного направления. Ученикам, пишущим сочинение, рекомендуется записывать «облака мыслей» – всё, что приходит в голову в связи с темой, а потом может быть утрачено из-за неорганизованного характера этой информации. В некотором смысле такие «облака» могут служить планом сочинения. | 1) А.Болконский и Анатоль Курагин (Л.Н.Толстой «Война и мир». 2) Сотников и Рыбак (В.Быков «Сотников». 3) Андрей Соколов (М.А.Шолохов «Судьба человека») 4) Егор Полушкин и браконьеры (Б.Васильев. «Не стреляйте в белых лебедей») |
Занятие 10 | Прием «Вершина» | Работа над направлением «Победа и поражение» На доске или у каждого в тетради нарисована скала с извилистой горной дорогой, ведущей от глубокой пропасти («поражение») к вершине («победа»). Точкой нужно отметить то место горы, на которой находится герой рассматриваемого произведения. Можно расположить на скале целую систему персонажей романа. Можно попросить отметить свое положение на скале относительно героя. | Андрей Болконский (Л.Н.Толстой «Война и мир»). Сотников и Рыбак (В.Быков «Сотников»). Родион Раскольников (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»). Лена Бессольцева и класс (Б. Железников «Чучело») и др. |
Занятие 13 | Приём “Предмет как проблема”. | Работа над направлением «Опыт и ошибки» Учитель предлагает представить проблему произведения, урока в виде обычного предмета и предложить варианты решения: отставить в сторону, перешагнуть, выбросить, не обращать внимания и т. д. А есть ли возможность выхода из ситуации у нашего героя? На первом уроке, не объявляя тему, перед изучением произведения задать прямой вопрос, касающийся проблемы урока, поставив учеников на место героя: Как бы вы поступили в такой ситуации? Давайте посмотрим, какой выход нашли герои произведения… | Жилин и Костылин (Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»): представьте, что вы попали в плен. Что бы вы чувствовали, что предпринимали? Проанализировать, как ведут себя герои повести. Пьер Безухов (Л.Н.Толстой «Война и мир»). |
Занятие 15 | Приём “Дерево предсказаний” | Работа над направлением «Дружба и вражда» Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья» – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. | Онегин и Ленский (А.С.Пушкин «Евгений Онегин») |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ