Сущность и способы мотивации персонала

МОТИВАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

Сущность и способы мотивации персонала

Связь мотивации с результатом труда

Стимулирование персонала

Теории мотивации

Классические теории мотивации

Современные теории мотивации

Содержательные теории мотивации

Процессуальные теории мотивации

Сущность и способы мотивации персонала

С переходом к рыночным отношениям усложнились хозяй­ственные связи, а также взаимосвязи участников общественного производства, все более острыми становятся проблемы управления этим сложнейшим организмом, в том числе вопросы психологии управления, необходимость понимания причин человеческого поведения, использования социально-психологических методов руководства.

В самом общем виде мотивация человека к деятельности по­нимается как совокупность внешних и внутренних движущих сил, побуждающих человека к осознанному или неосознанному осуществлению определенных действий.

Чтобы всесторонне раскрыть понятие мотивации, необходимо рассмотреть три аспекта этого явления:

• что в деятельности человека зависит от мотивационного воз­
действия;

• каково соотношение внутренних и внешних сил;

• как мотивация соотносится с результатами деятельности чело­
века.

Прежде чем анализировать эти аспекты, необходимо рассмотреть основные понятия, которые неразрывно связаны с ней.

Под потребностью понимается нехватка чего-то, что вызывает со­стояние дискомфорта. Они могут быть естественными и социальными; врожденными и приобретенными; первичными и вторичными; материальными и нематериальными.

Выделяется три уровня удовлетворения потребностей: минимальный, обеспечивающий выживание; нормальный, поддерживаю­щий у работника способность с должной отдачей трудиться и отра­жающийся в потребительском бюджете; уровень роскоши, когда удовлетворение потребностей становится самоцелью или средством демонстрации высокого общественного положения.

При осознании потребностей у человека возникает желание их удовлетворить, а следовательно, интерес к тому, что позволит это сделать. Интерес - внутренняя побудительная сила по отношению к конкретной деятельности.

Интересы классифицируются по содержанию - материальные, духовные, профессиональ­ные и проч., по направленности - на деятельность или на результат - по широте - концентрированные и распределенные, по устойчивости - длительные и кратковременные.

Но интересы могут повлиять на поведение людей, стать его мотивами только в случае реальной возможности их осуществить.

Мотив - это внутренний побудитель к определенным дейс­твиям. Мотив имеет «персональный» характер, зависит от мно­жества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других мотивов. Мотив не только побуждает человека к действию, но и определяет, что надо сделать и как бу­дет осуществлено это действие. Мотивы поддаются осозна­нию - человек может воздействовать на свои мотивы, приглушая их действие или даже устраняя их.

Поведение человека обычно определяется не одним мотивом, а их совокупностью, в которой мотивы могут находиться в опре­деленном отношении друг к другу по степени их воздействия на поведение человека, поэтому мотивационная структура человек может рассматриваться как основа осуществления им определен­ных действий.

Мотивирование - это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов.

Соотношение различных мотивов, влияющих на поведение людей, образует его мотивационную структуру.

Основными задачами управления мотивацией труда персонала являются:

• формирование у каждого сотрудника понимания сущности и значения мотивации в процессе труда;

• обучение персонала и руководящего состава психологическим
основам общения в коллективе;

• формирование у руководителей демократичных подходов к
управлению персоналом с использованием современных мето­дов мотивации.

В зависимости от того, что преследует мотивирование, какие задачи оно решает, можно выделить два основных типа мотивиро­вания.

Для успешного руководства людьми каждый менеджер должен хотя бы в общих чертах представлять, чего хотят и чего не хотят его подчиненные, каковы основные мотивы их поведения, в каком соотношении они находятся, как можно воздействовать на них и каких результатов при этом ожидать. Исходя из этого, он либо изменяет мотивационную структуру их поведения, либо осуществляет прямое стимулирование их действий.

Наши рекомендации