Сущность и способы мотивации персонала
МОТИВАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Сущность и способы мотивации персонала
Связь мотивации с результатом труда
Стимулирование персонала
Теории мотивации
Классические теории мотивации
Современные теории мотивации
Содержательные теории мотивации
Процессуальные теории мотивации
Сущность и способы мотивации персонала
С переходом к рыночным отношениям усложнились хозяйственные связи, а также взаимосвязи участников общественного производства, все более острыми становятся проблемы управления этим сложнейшим организмом, в том числе вопросы психологии управления, необходимость понимания причин человеческого поведения, использования социально-психологических методов руководства.
В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность внешних и внутренних движущих сил, побуждающих человека к осознанному или неосознанному осуществлению определенных действий.
Чтобы всесторонне раскрыть понятие мотивации, необходимо рассмотреть три аспекта этого явления:
• что в деятельности человека зависит от мотивационного воз
действия;
• каково соотношение внутренних и внешних сил;
• как мотивация соотносится с результатами деятельности чело
века.
Прежде чем анализировать эти аспекты, необходимо рассмотреть основные понятия, которые неразрывно связаны с ней.
Под потребностью понимается нехватка чего-то, что вызывает состояние дискомфорта. Они могут быть естественными и социальными; врожденными и приобретенными; первичными и вторичными; материальными и нематериальными.
Выделяется три уровня удовлетворения потребностей: минимальный, обеспечивающий выживание; нормальный, поддерживающий у работника способность с должной отдачей трудиться и отражающийся в потребительском бюджете; уровень роскоши, когда удовлетворение потребностей становится самоцелью или средством демонстрации высокого общественного положения.
При осознании потребностей у человека возникает желание их удовлетворить, а следовательно, интерес к тому, что позволит это сделать. Интерес - внутренняя побудительная сила по отношению к конкретной деятельности.
Интересы классифицируются по содержанию - материальные, духовные, профессиональные и проч., по направленности - на деятельность или на результат - по широте - концентрированные и распределенные, по устойчивости - длительные и кратковременные.
Но интересы могут повлиять на поведение людей, стать его мотивами только в случае реальной возможности их осуществить.
Мотив - это внутренний побудитель к определенным действиям. Мотив имеет «персональный» характер, зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других мотивов. Мотив не только побуждает человека к действию, но и определяет, что надо сделать и как будет осуществлено это действие. Мотивы поддаются осознанию - человек может воздействовать на свои мотивы, приглушая их действие или даже устраняя их.
Поведение человека обычно определяется не одним мотивом, а их совокупностью, в которой мотивы могут находиться в определенном отношении друг к другу по степени их воздействия на поведение человека, поэтому мотивационная структура человек может рассматриваться как основа осуществления им определенных действий.
Мотивирование - это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов.
Соотношение различных мотивов, влияющих на поведение людей, образует его мотивационную структуру.
Основными задачами управления мотивацией труда персонала являются:
• формирование у каждого сотрудника понимания сущности и значения мотивации в процессе труда;
• обучение персонала и руководящего состава психологическим
основам общения в коллективе;
• формирование у руководителей демократичных подходов к
управлению персоналом с использованием современных методов мотивации.
В зависимости от того, что преследует мотивирование, какие задачи оно решает, можно выделить два основных типа мотивирования.
Для успешного руководства людьми каждый менеджер должен хотя бы в общих чертах представлять, чего хотят и чего не хотят его подчиненные, каковы основные мотивы их поведения, в каком соотношении они находятся, как можно воздействовать на них и каких результатов при этом ожидать. Исходя из этого, он либо изменяет мотивационную структуру их поведения, либо осуществляет прямое стимулирование их действий.