Системный подход к организации и управлению. Организация как открытая система

Система – это целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристику целого. Системный подход – это способ мышления по отношению к организации и управлению, позволяющий упорядочить содержание их комплексов и выстроить структуру, обладающую целостностью, связанностью и устойчивостью (В. Орлов).

Черты системного подхода таковы: 1) форма методологического знания, связанная с исследованием и созданием объектов как систем, и относящаяся только к системам; 2) иерархичность познания, требующая многоуровневого изучения предмета: а) изучение самого предмета – «собственный» уровень; б) изучение этого же предмета как элемента более широкой системы – «вышестоящий» уровень; в) изучение этого предмета в соотношении с составляющими данный предмет элементами – «нижестоящий» уровень; 3) требует рассматривать проблему не изолировано, а в единстве связей с окружающей средой, постигать сущность каждой связи и отдельного элемента, проводить ассоциации между общими и частными целями

Управление на основе применения системного подхода включает три последовательных стадии. На первой определяется сфера, уточняются область и масштабы деятельности субъекта управления, усиливаются (ориентировочно) адекватные сферы, области и масштабы деятельности, информационные потребности. На второй стадии осуществляются необходимые исследования. На третьей стадии разрабатываются альтернативные варианты решения определенных проблем, и делается выбор оптимального варианта.

Системный подход предполагает такие этапы решения проблемы: 1) изучение предметной области (качественный анализ); 2) выявление и формулирование проблемы; 3) математическая (количественная) постановка проблемы; 4) натурное или математическое моделирование исследуемых объектов или процессов; 5) статистическая обработка результатов моделирования; 6) поиск и оценка альтернативных решений; 7) формулирование выводов и предложений по решению проблемы. Итак, мы представили процессы управления и решения проблемы как системные феномены. К этому следует добавить представление об организации (предприятии, форме, учреждении) как о системе. Эта система имеет четыре взаимосвязанных блока (входы, преобразования, выходы, границы системы), каждый из которых, в свою очередь, также выступает системой.(см ниже)

Входы(информация, капитал, трудовые ресурсы, технологии)=>Преобразования(обработка и преобразование входов=>Выходы(продукция или услуги, прибыль, рост произ-ва,конкурентосп.,удовл.работой)

Ситуационный подход

Вся деятельность менеджера в условиях стремительно изменяющейся современной жизни представляет собой цепь ситуаций, создаваемых внутренней и внешней средой организации. Такие ситуации нередко носят проблемный характер. Это обстоятельство настоятельно требует использования в практике повседневного руководства ситуационного подхода, основы которого заложил Г. Дениссон. Он утверждал, что применение разных методов управления обусловлено ситуацией, то есть конкретным выбором обстоятельств, которые в настоящее время существенно влияют на положение организации. В соответствии с ситуационным подходом управление – это ответ на воздействие обстоятельств. Часть обстоятельств составляет проблемную область деятельности менеджера. При этом проблема (от греч. problema – задача) – 1) все то, что требует изучения и решения; 2) объективно возникающий комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес. Важно превратить проблемную ситуацию в задачу и суметь решить последнюю. Неумение осознать проблему приводит к ошибкам в ее решении. Следующий этап решения – анализ исходных данных: места ситуации в целостном процессе деятельности; характеристик внутренней и внешней среды, а также их взаимоотношений. В результате, происходит осознание мотивов поступков, целей деятельности, специфики условий, особенностей взаимоотношений. Далее – выдвижение гипотезы. На этом этапе необходимо выбрать из имеющегося теоретического багажа и опыта наиболее целесообразные пути и средства деятельности. Это требует активного мышления, интуиции, импровизационных способностей. Следующий этап – действенно-практическая реализация принятого решения. Заключительный этап – анализ осуществленного воздействия с использованием информации, полученной по каналам обратной связи. Ситуационный подход предполагает, что пригодность различных методов управления определяется их соответствием данной ситуации.

Процессный подход

Решение проблем, возникающих в организации, требует применения процессного подхода. Процесс – это ход чего-либо, характеризующийся последовательной сменой взаимосвязанных между собой этапов (компонентов, элементов). Процесс включает в себя семь основных компонентов.

1. Целевой компонент предполагает: 1) постановку цели как отсроченного во времени ожидаемого результата деятельности; и 2) декомпозирование цели в ряд задач, выполнение которых и обеспечивает, в конечном счете, достижение цели.

2. Стимулирующе-мотивационный компонент обеспечивает выработку руководством действенных стимулов для качественного труда подчиненных и создание на этой основе системы мотивов, то есть внутренних побудителей деятельности.

3. Содержательный компонент предполагает отбор содержания управленческих воздействий и включает в себя факты, аргументы, события, принципы, закономерности, которыми оперирует управленец, осуществляя воздействие на подчиненных.

4. Операционно-деятельностный компонент предполагает выбор форм, методов, средств и приемов осуществления управленческих воздействий. 5. Контрольно-регулировочный компонент служит осуществлению контроля и регулированию, координированию корректирующих воздействий, направленных не на наказание, а на достижение поставленной цели. 6. Оценочно-результативный компонент предполагает оценку полученного результата. 7. Аналитический компонент обеспечивает потребности управления в анализе всех предыдущих компонентов для того, чтобы выявить, что получилось, что не получилось и учесть все это в новом цикле деятельности.

Наши рекомендации